Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира».
Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира».
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения
- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира».»
Мастер-класс «Формирование навыка смыслового чтения на уроке окружающего мира».
Цель мастер - класса: поделиться опытом использования технологии смыслового чтения на уроках.
Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии смыслового чтения, а также выполнение заданий, используя различные методы и приёмы стратегии смыслового чтения.
Оборудование: буклеты, технологическая карта у каждого педагога.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом кабинете. Я надеюсь на вашу доброжелательность и помощь.
Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения
- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно, если в классе есть дети ЗПР. У вас лежат буклетики, где описаны этапы работы с текстом и будут вам небольшой подсказкой в сегодняшней работе.
Ну, а начну свою работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса и весь зал хлопнуть в ладоши, если вы согласны со мной. Прием «Верю- не верю»
- Верите ли вы, что можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
Практическая часть мастер-класса
Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель. Перед вами технологическая карта, маршрутный лист. Запишите свою фамилию, имя, отчество на этом листе. Это все останется у вас. Вы видите смайлики- обозначьте галочкой свое настроение. Этих смайликов много в маршрутном листе. Это будет самооценкой вашей работы. Найдите задание 2. Прочитайте слова и выделите в них корень. Родина, родной, родился, род, народ, родители.
-Что можете сказать о словах? Какие они?
_ Подумайте и скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- О Родине.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о малой Родине. Как называется край, в котором мы живем?
Самарская область.
- Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать!
3. Перед вами суждения, прочитайте суждения и напротив каждого поставьте «+» или «?» Прием «Ориентиры предвосхищения».
- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» - согласен, «?» - не уверен, что так.
СУЖДЕНИЯ
До чтения текста Суждения После чтения текста
По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария;
Самая высокая точка Жигулевских гор- гора Стрельная;
Река Сок- одна из крупных рек Самарской области;
Куйбышевское водохранилище по площади занимает первое место в мире.
Самарской области уже более 200 лет.
Было время, когда Самарская область называлась Средневолжская.
Большая часть Жигулевских гор проходит по территории национального парка «Самарская Лука»;
Когда прочитаем текст, мы поймем правильны ли были наши суждения.
4. Прием «Чтение с пометками». А сейчас читаем текст. Только в тексте делаем пометки. После каждого предложения, если это вы знали ставим плюс, если это для вас новое, ставим минус.
-А сейчас расскажите, пожалуйста какая информация для вас стала новой?
5 задание: выписать из текста географические названия, которые упоминаются в тексте, т. е. имена собственные. Кто больше найдет?- конкурс.
Оцените свою работу на этом этапе смайликом.
Прием «Поиск нужной информации»
6 задание. Запишите, пожалуйста, пользуясь текстом, что такое национальные парки.
7 задание. – Сколько лет исполнилось в этом году Самарской области?
8 задание. –Перечитайте в тексте информациюи ответьте на вопрос: На сколько метров выше самая высокая точка Жигулей от Молодецкого кургана(150м)
Оформите это как задачу. Напишите решение и ответ. Ответ будет начинаться со слов (на)
Оцените свою работу.
Прием «тонкие- толстые» вопросы.
9 задание-сложное. Это задание предполагает работу в паре. Прежде чем начнете работать, запишите по одному тонкому и по одному толстому вопросу.
- А теперь задайте друг другу эти вопросы. Постарайтесь ответить на них.
Оцените свою работу на этом этапе урока.
10 задание:Голубое озеро давно облюбовали дайверы. Аномальная форма его чаши, мистический вид из глубины в семиэтажное здание. Вcё это привлекает аквалангиcтов из многих стран. Карстовую воронку они используют для экстремального погружения до 35 метров. Будет ли видно аквалангиста, если он погрузится на глубину 15 метров. – Докажите ответ словами из текста. Напишите ответ.
Прием «Продолжи фразу»
-Оцените себя по всему уроку:
-Я узнал, мне удалось, мне было трудно, могу себя похвалить
Подводя итоги мастер- класса хотелось бы,чтоб продолжили фразу:
-понятия, которые я узнала на мастер- классе…
Итог. Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.