Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС: "Формирование и развитие речевой компетенции младших школьников"»
МАСТЕР-КЛАСС: "Формирование и развитие речевой компетенции младших школьников"
Формирование и развитие речевой компетенции младших школьников
Цель: показать систему педагогической деятельности на уроках литературного чтения по формированию и развитию речевой компетенции младших школьников.
Задачи:
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
совершенствование речевой культуры младших школьников путем формирования УУД: умения говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, умения грамотно, эффективно общаться, планировать высказываемое, реализовывать свой замысел, осуществлять самоконтроль своей речи;
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Виды ключевых компетенций.
Андрей Викторович Хуторский выделяет следующие ключевые образовательные компетенции.
Ценностно-смысловая,
Общекультурная,
Учебно-познавательная,
Информационная,
Коммуникативная,
Социально-трудовая компетенция,
Компетенция личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная — это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.
В основу данной классификации положены: цель общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, а также основные виды деятельности ученика, позволяющие ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника.
Читательская компетентность – это система знаний, умений, навыков, позволяющих человеку выбирать, воспринимать, анализировать информацию, представленную ему в письменной или устной форме.
Читательская компетентность включает в себя:
1. Систему знаний, умений и навыков – учебно-познавательная компетенция;
2.Умение, выбирать, воспринимать, преобразовывать информацию – информационная компетенция;
3. Устная или письменная форма – коммуникативная компетенция;
4.Личные и общественные цели – компетенция личностного самосовершенствования.
Методика формирования ключевых компетенций включает в себя 5 этапов.
1 этап - вводно-мотивационный
Эффективными являются методические приемы (эвристическая беседа, рассказ, работа с таблицей, учебником, презентацией по теме урока, просмотр видео, проблемный вопрос), достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.
2 этап – актуализация знаний и умений
На данном этапе решающее значение имеют приемы (рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение упражнений по аналогии, проблемные задания, помеченные в учебнике как сложные, работа по карточкам), требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3 этап - формализация знаний
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
4 этап - приложения новых знаний
Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5 этап - обобщение и систематизация.
Приемы должны установить связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Практическая часть.
Я предлагаю всем присутствующим поделиться на группы. На протяжении практической части каждая группа выберет задания для компетентностно-ориентированного урока литературного чтения по произведению В. Осеевой «Волшебное слово».У каждой группы на столах размещены листы , в которых представлены все этапы формирования ключевых компетенций. Все формы, которые вам сегодня будут предлагаться вы вклеиваете в свои конспекты, согласно с планом урока, чтобы проследить разнообразие форм использования компетентностного подхода.
Задания по группам
1 этап - вводно-мотивационный
1. Загадка про слово
Цель: развивать память, речь, мышление, создать интригу, заинтересовать, способствовать развитию логического мышления.
С добром скажу – сладкое,
Со злом скажу – горькое. (Слово)
Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не изловишь. (Слово)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о хороших людях)
- А кого мы называем хорошими людьми?
-А какого человека мы называем вежливым?
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
Цель: создать условия для развития интереса к самостоятельному чтению, формированию навыка выборочного, выразительного чтения, расширения словарного запаса.
Цель: создать условия для формирования навыка свободного высказывания/ вызвать интерес к изучаемому произведению
Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
-А почему их так называют? (С помощью волшебных слов, можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый
вечер») (слайд 8)
- Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? ( ответы детей)
- Для чего мы говорим эти слова? Как называются такие слова?
2.Игра: «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
-Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
-А почему их так называют? (С помощью волшебных слов, можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.)
Цель: создать условия для развития интереса к самостоятельному чтению, формированию навыка выборочного, выразительного чтения, расширения словарного запаса.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
4.Викторина по героям произведений этого писателя.
1. Кого меняла девочка из сказки «добрая хозяюшка»? (Курочку-уточку-щенка0 2. Как звали большую черную собаку, которую подобрали Коля и Ваня? (Жук) 3.Кто оказался настоящим хозяином собаки, Коля или Ваня? (Коля.) 4.О каких подвигах мечтал мальчик Юра из рассказа «Хорошее»? Спасти сестренку, когда тонет Застрелить волков, которые набросились на няню Спасти собаку из колодца 5. За что девочка решила отомстить брату в рассказе «Отомстила»? Как звали девочку? Брат взял краски без разрешения Катя 6. За что женщина осудила двух мальчиков в рассказе «Плохо» Мальчики не заступились за котенка, которого чуть не разорвала собака 7. За что Катя, рассердилась на своего братишку Алешку? За краски 8. Как две женщины хвалили своих сыновей в рассказе «Сыновья»? Ловок, силен,поет, как соловей… 9. К какому рассказу подходит пословица? Надо так давать, чтобы можно было взять. «Синие листья»
3 Этап – открытие новых знаний
На данном этапе учитель знакомит детей с произведением и организует словарную работу, где разбирает значение тех слов, которые могут вызвать у учащихся затруднения.
Словарная работа
1.Объяснить непонятные слова, опираясь на прошлый опыт детей.
Цель: активизировать ассоциативное и образное мышление, формирование коммуникативно-речевых умений.
На данном этапе организуется первое знакомство с текстом. Важно помнить, что организация первого восприятия произведения детьми зависит от цели, которую ставит учитель и от уровня подготовленности детей.
1.Чтение рассказа «Волшебное слово» учителем. Цель: способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста.
2 . Чтение рассказа «Волшебное слово» хорошо читающим учениками.
Цель: показать учащимся образец орфоэпически правильного и выразительного чтения.
3. группа:Чтение с остановками и последующим прогнозированием каждой части. Когда его использовать и с какой целью?
Цель: развитие смысловой догадки.
.
4 Этап – приложения новых знаний
На данном этапе осуществляется более глубокое усвоение материала.
Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
1) К какому из персонажей относятся слова, данные слева? Поставьте знак + в нужную клетку.
Слова
Павлик
Старик
Сердитое лицо
Длинная борода
Стукнул кулаком
Путешественник
Зонтик
Волшебник
Голубчик
2) Заполните таблицу. В левый столбик запишите слова, как вел себя Павлик в первой части рассказа, в правый - как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика? Как поменялось поведение Павлика?
Как вел себя Павлик в первой части рассказа?
Как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика?
Красное сердитое лицо
Покосился Павлик
Кричал, плакал, ссорился
Сердито буркнул
Сжал кулаки
Засопел от обиды
Стукнул кулаком
Лена широко раскрыла глаза
Смущенно пробормотала
Бабушка выпрямилась
Слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке
Павлик подпрыгнул от радости
Павлик сидел притихший
Брат громко засмеялся
Цель: активизировать рефлексивные способности (чувство грусти, радости и т.д) учеников, обогащение нравственного опыта. Компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная.
5. Этап – обобщения и систематизации
1.Фронтальная работа
Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?
О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)
В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
2. Составить синквейн. (От французского – «пятистрочье». Это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации) Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.
Синквейн: - обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя творцом;
3. У А. Усачева есть замечательное стихотворение о волшебных словах:
Для прощания и встречи Много есть различных слов: «Добрый день!» и «Добрый вечер!», «До свиданья!», «Будь здоров!», «Я вас рада видеть очень», «Мы не виделись сто лет», «Как дела?», «Спокойной ночи», «Всем пока», «Прощай», «Привет», «Буду рад вас видеть снова», «Не прощаюсь!», «До утра!», «Всем удачи!», «Будь здорова!» И «Ни пуха, ни пера!»
В наше время не многие используют в своей речи волшебные слова. А ведь это не так сложно – говорить друг другу добрые слова. Такие, как, здравствуйте, извините, простите. Другому человеку будет очень приятно. Да и у тебя поднимется настроение.
Компетенции: личностного самосовершенствования
В: Какие ключевые компетенции мы формируем у учащихся на данном этапе?
В своём мастер-классе я показала, как на разных этапах урока с помощью разнообразных приёмов деятельности формируются основные ключевые компетенции у учащихся.
Овладение ключевыми компетенциями происходит практически на каждом уроке, может не всегда в полной мере, но есть к чему стремиться.
Результаты вашей деятельности попрошу вывесить на доске. Мы получилиразных плана-конспекта урока по рассказу В Осеевой «Волшебное слово». Точно такие же формы вы можете использовать при чтении произведений разных жанров, вам необходимо их только адаптировать. Моя задача была познакомить с теми приёмами, которые использую я. Хочу вас поблагодарить за мастер-класс, буду рада, если была вам сегодня полезной.
Итоговая диагностика
Хуторский А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
Хуторский А.В Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования
Салыгина HYPERLINK "https://urok.1sept.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/207-221-831" Наталья Викторовна. «Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе».