Мастер-класс «Дидактические игры по развитию речи»
Мастер-класс «Дидактические игры по развитию речи»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Дидактические игры по развитию речи»»
Мастер-класс «Дидактические игры по развитию речи»
Актуальность
Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.
Цель мастер – класса : систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».
Задачи:
1. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.
Воспитатель: Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В. Н. Кругликов, 1988.)
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей;
- развитию речи детей;
- социально-нравственному развитию ребенка.
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Структура дидактической игры :
I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Хочу предложить вам некоторые дидактические игры для совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
«Весёлый паровозик»
Пояснительная записка:
Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.
Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.
Материал:
плоскостное изображение паровоза с тремя вагонами, на каждом из которых наклеены кружки (обозначающие количество слогов, картинки с изображениями животных состоящих из одного, двух, трех слогов.
Цель: В игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги
Ход игры : На доску вывешивается паровоз с вагонами, у воспитателя карточки с картинками. Ребенок выбирает картинку с изображением животных, дети называют, кто изображен на картинке, произносят слово, определяют сколько слогов в слове, ищут подходящий вагон для слова (если в слове один слог значит, животное живет в вагоне с одним кружком, если два слога значит, животное живет в вагоне с двумя кружками и т. д.
Усложнение в игре:
Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.
ВАРИАНТ№2
(формировать родовые обобщающие понятия).
Для данной игры потребуется три вагончика и картинки с изображением животных. Воспитанникам предлагается «сажать» в первый вагончик животных жарких стран, во второй вагончик – диких животных, в третий – домашних животных.
Многофункциональная дидактическая игра
«Домик"
Пояснительная записка
Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игрыу детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления.
Дидактическая игра «Домик» помогает детям совершенствоваться в чтении, помогает подготовиться к обучению грамоте.
Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы
Материал: плоскостное изображение дома, на котором сделаны карманы для карточек с изображениями. Картинки животных, предметные картинки.
Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
Задачи:
1. Закрепить навыки формирования фонематического восприятия: умение вычленять звуки в словах.
2. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой во время занятий.
Вариант№1.
Цель: Совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком
Описание игры. На доску вывешивается дом с кармашками (изображение прилагается). В кармашек на крыше ставится карточка с нужным звуком. Например; звук [С]. В другие кармашки дети вставляют картинки, изображение которых начинается на этот звук (собака, слон и т. д.)
Вариант №2.
Цель: Определить позицию звука в словах (начало, середина, конец).
Описание игры : воспитатель предлагает детям найти картинки, в названиях которых звук [C] слышатся в начале слова, затем в середине слова и карточки со звуком в конце слова.