МАСЛЕНИЦА в 4 классе
Цель: - познакомить учащихся с народным праздником «масленица»;
- развивать у учащихся уважение к народам проживающих в нашей стране и зарубежом;
- развитие детского творчества;
Ведущая:
-Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.
Девочки поют частушки
Ох, частушки хороши, Их споём мы от души. Но вы тоже не зевайте, А смелее подпевайте. | Снег последний с нашей крыши Словно дождик льётся. Под весенними лучами Весело поётся! |
Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя— Будьте счастливы, как мы! | Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую. |
Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. | Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти! Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони! |
Прилетали марсиане, Остались довольные. Их тарелки не пустые, А блинами полные. | Как масленой неделе Из печи блины летели! Масленица угощай, Всем блиночков подавай. |
Вот блиночки кружевные, Ух ты, вкусные какие! Со сметанкой и с медком Мы их быстренько умнём! | Ешьте! Пейте! Угощайтесь! И побольше развлекайтесь! Масленица у ворот! Открывайте шире рот! |
Мы на масленой неделе Праздник не нарушили, Всё друзья плясали, пели, Мы блиночки кушали! |
|
Вторник – ЗАИГРЫШ!
Ведущая:
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
Гонки на горшках.
В эстафете участвуют две команды, в каждой по 3 ребенка. По сигналу двое детей едут на горшках наперегонки до определенной отметки и возвращаются назад, передают горшки другим участникам команды и т. д. Какая команда справится с заданием быстрее?
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!
Ведущая:
В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки- расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!
1. Делу время,.......... (зал отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.
3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей
Ведущая:
Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы
Петушки.
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Ведущая:
А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат.
Перетягивание каната.
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
Ведущая:
Пятница –«ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ».Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.
Одень доченьку.
В игре участвуют 2 девочки,6 мальчиков (2команды). Ставится стол, на него кладутся 4 резинки для волос, 2 косынки, 2 юбки, 2 фартука. По сигналу мальчики начинают одевать девочек, подбегая к ним по очереди. Выигрывает та команда, которая быстрее оденет девочку.
Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Оркестр.
С помощью музыкальных инструментов (под фонограмму-минусовку) исполнить Р.Н.П. «Во поле берёзка стояла»
Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ”Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.
Ведущая:
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
Одна шеренга:
Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
Другая шеренга:
Да простит тебя Бог, и я прощаю.
Все кланяются друг другу.
Ручеёк
Ведущая:
А теперь давай, дружок,
Поиграем в ручеек.
Пару ты себе найди,
В ручеек ее веди.
Класс встаёт парами в ручеек и по команде пробегают внутри ручейка. Выигрывает тот, у кого первая пара опять встала впереди.
Ведущая:
- А теперь приглашаем всех отведать блинов с чаем!