Просмотр содержимого документа
«Майстер-клас "Імідж сучасного вчителя"»
"Имидж современного учителя (советы начинающим)"
Цель: на основе выводов участников мастер –класса сформировать имидж учителя 21 века.
«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.
Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его,
ни смотреть на него как на нечто опасное для общества,
не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том,
чтобы материал, который в это время вливается в душу юности,
был хорошего качества»
К. Д. Ушинский
Учительство - это творчество и искусство, актерство. Не случайно М.Звонарев пишет: "В хорошем учителе мы ценим качество дрессировщика, клоуна, цирковой лошади, которую год за годом гоняют по одному кругу". Именно поэтому мое жизненное кредо: "Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик". Учись сам , уча других. Только так и только тогда ты станешь интересен другим и не только как учитель, но и как личность. Что значит "быть учеником" для меня это сохранить непосредственность и живость контакта с людьми, (как ребенок), уметь радоваться и переживать, быть эмоционально открытым (как ребенок), стремится искать и познавать новое, уметь прощать и забывать ошибки и "огрехи" любого. Для того, чтобы быть преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь .
Еще одно важное правило учительства, но бывает очень трудно вызвать интерес к тому, что интересует тебя, вовлечь и заинтересовать любимым делом - и это тоже задача учителя. В настоящее время огромное число литературы, позволяющей широко рассмотреть историю, культуру, литературу, быт… . Современный ученик, с его постоянной нехваткой времени и ускоренным ритмом жизни берет готовое с урока и на следующий раз его воспроизводит. Проблема заключается в том, что современное поколение школьников в силу особого менталитета и в современных условиях неспособна или не желает заниматься поиском этой литературы и осмысления. А если пользуются этой информацией, то в рамках интернет - ресурса.
Сегодня учитель должен быть не пассивным исполнителем готовых методических предписаний, а активным и творческим творцом и создателем нового, нечто "особого", "своего".
Ряд методических пособий и разработок в любом случае перерабатывается учителем, так как он обладает личностными особенностями, методической компетенцией и целым рядом индивидуальных, профессиональных черт. Необходимо, чтобы ребенок был в состоянии непрерывного задавания вопросов и искал ответы на них. "Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражая другим и не имея в себе сил заглянуть вдаль", - сказал Дюрер в конце XV века.
Методическая тема позволяет показать пути, по которым можно идти для того, чтобы вызвать интерес учащегося. Различные игровые моменты (в каком бы классе не проводили урок) дают возможность снять напряжение урока при изучении нового материала, охотно включает в процесс обучения учащихся даже в старших классах.
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Готовясь к мастер - классу, я провела собственные исследования среди учащихся, которые являются непосредственными участниками нашей работы, субъектами нашей учебно-воспитательной деятельности.
Учащимся 4-Б класса, в котором я работаю было задано 6 вопросов.
Какие качества учителя вы цените больше всего?
Важно ли для вас как выглядит учитель?
Считаете ли вы, что учитель должен одеваться модно?
На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
Важны ли для вас личные качества учителя?
Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к учёбе ?
Предлагаю вашему вниманию выдержки из их ответов на первый вопрос (стиль сохраняется).
…Я обращаю внимание на лицо, на прическу, на одежду ;
…Я обращаю внимание на характер, манеру общения, отношение к ученикам;
… На возраст, на одежду и прическу и конечно же на то, как она относится к ученикам ;
…Возраст, лицо, характер, голос, прическа ;
…Я обращаю внимание на то, как она разговаривает, как объясняет тему, на внешний вид;
…На характер человека, на его умение преподавать уроки ;
… Когда учитель накрашен, выглядит красивее, поэтому приятней сидеть на уроках;
Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Вот выдержка из высказывания ученика: « Самое главное качество в учителе, что она не кричит».
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди
часто и охотно улыбаются;
обладают хорошим чувством юмора;
естественно себя ведут;
веселы;
часто и охотно говорят комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе;
умеют посмеяться над собой;
быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
дружелюбны, с ними легко в общении.
Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
Высокая самооценка и уверенность в себе
Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека
Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)
Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!
С чего надо начинать? С улыбки!
Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.
Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:
… Почаще улыбаться ;
… Для меня очень важен юмор учителя! Ведь если все время без него, то можно стать унылым ;
… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе;
… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора;
…Всегда образ хорошего настроения;
…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить;
… Нужно в меру пошутить…
… Лучше, когда учитель веселый, а не грустный.
Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить…
Как одеться?
Десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?
… Учитель должен выглядеть красиво и модно;
…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии ;
…По учителю и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель ;
…Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической ;
…Учительница должна подавать пример своим ученицам ;
Многие учащиеся, встречаясь первый раз с учителем, обращают внимание на … глаза.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:
… Самое главное – глаза, если они выглядят добрыми, то человек добрый;
… Глаза – в них увидишь все, что необходимо .
Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).
Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).
А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.
К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.
Также плохая профессиональная память (когда после нескольких недель работы с классом учитель не в состоянии назвать школьников по именам и путает анкетные данные и характеристики), отсутствие четких границ и дистанции в отношениях с учениками (особенно это проявляется в фамильярном отношении учеников к начинающему учителю).
Вопроса об этом к учащимся не было, но многие дети обратили внимание на этот факт, как недостаток личностных качеств учителя:
…Я считаю, что самое плохое в учителе то, что некоторые из них любят избранных;
…Учитель должен одинаково относиться к детям, а не выделять кого-то;
… Есть учителя, у которых есть любимчики, это не честно;
… Если учитель вредный, злой, занижает оценки, то становится не интересно учиться.
Все это конечно ведет к потере привлекательности учителя.
В заключение хочу сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ №13 им. А. МОЛОДЧЕГО»