Логопедическая гостиная "С мячом играем - речь развиваем"
Логопедическая гостиная "С мячом играем - речь развиваем"
Конспект мероприятия для детей и родителей с 1 по 5 класс. Цель: обучение родителей методам и приемам использования мяча в домашних условиях, как средства развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая гостиная "С мячом играем - речь развиваем"»
Логопедическая гостиная
«С мячом играем – речь развиваем»
Логопед: - Добрый день, уважаемые родители, здравствуйте дети. У нас с вами сложилась уже добрая традиция – встречи в Логопедической гостиной. Прежде чем начать наше мероприятие давайте познакомимся. Называем свое имя и то, чем вы любите заниматься.
Учитель ЛФК: - Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.
Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры. У каждой из них — своя история (отгадать для какой игры предназначен мяч 3-5 мячей).
Логопед: - Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом:
отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.
Учитель ЛФК: - Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Логопед: - Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предлагаем вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:
Учитель ЛФК:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.
Можно:
использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
подбирать их по цвету
вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
сжимание мячика
обхват пальцами
прокатывание
прокатывание между пальцами
разминание между ладонями
Логопед:
2. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
Арбуз, стол, автобус, санки, школа, сон, мак, лодка.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
А, Б, О, Г, Ж, У, Д, И, Я, З, М, Н, А, Л, Т, О, У.
3. Работа со словоизменением.
Например: взрослый произносит словосочетание с числительным и бросает мяч ребенку, а ребенок должен бросить мяч обратно и изменить числительное.
Две рябины, пять рябин.
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Логопед: - Эти игры вы будете сейчас показывать сами друг другу. Каждому столику выдается инструкция игры, вы обсуждаете, а затем показываете другим.
Педагоги выдают инструкции и оказывают помощь в подготовке.
Упражнения и игры:
1. Игра «Мяч скорей лови – чистоговорку повтори»
Инструкция:взрослыйчетко проговариваетчистоговорку и бросает мяч ребенку, а ребенок должен бросить мяч обратно и повторить чистоговорку.
Га-га-га – есть у речки берега
Чу-чу-чу- молоточком я стучу
Та-та-та - у нас в классе чистота
Со-со-со – нам сменили колесо
2. Игра «Один - много»
Инструкция: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: стул – стулья – стульев.
Дом
Книга
Стол
Кукла
Груша
Дерево
Телефон
Огурец
3. Игра «Назови ласково»
Инструкция: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом слово в уменьшительно – ласкательной форме. Например:стол – столик.
Шапка
Кукла
Мыло
Коса
Платье
Вишня
Часы
Книга
Жук
Картина
Вода
4. Игра «Скажи наоборот»
Инструкция: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: большой – маленький.
День
Черный
Веселый
Хороший
Горячий
Грязный
Короткий
Мокрый
Широкий
Быстрый
Справа
Высокий
Здоровый
Горький
5. Игра «Я знаю 5 названий животных …»
Инструкция: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Домашние животные
Овощи
Фрукты
Деревья
6. Игра «Бегает, плавает, летает»
Инструкция: взрослый бросает мяч ребенку, называя существительное, а ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом действие.
Например: птица – летает.
Лебедь
Самолет
Змея
Собака
Бабочка
Лодка
Воробей
Рыба
Логопед: - Молодцы! Все справились с заданиями. А теперь мы предлагаем вам угадать, что лежит в «черном ящике».
Педагог вносит «черный ящик» и ставит его на стол.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрем.
(мяч Су-Джок)
После того, как гости угадали, педагог достает мяч из ящика.
Правильно, это мяч Су-Джок. С ним можно тоже играть.
Послушайте сказку «Колобок» и повторяйте движения.
Ну, а где же он? Давайте его, поищем (достаем колечко)
поочередно надеваем колечко на каждый палец.
Непростой наш колобок он от зайчика ушёл, и от волка серого ушёл, и от медведя ушёл, и лису обманул. К деду с бабой он вернулся, и быть послушным обещал. Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны.
Логопед: Молодцы! А наши ребята тоже могут показать сказку. Давайте посмотрим.
Дети показывают сказку.
Сказка про мячики
Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а в магазине жил-был мяч. Большой, красивый мяч. И вот, однажды, его купили и привезли в школу. Мяч был очень горд этим и вел себя важно-важно! Еще бы! Ведь целый день все дети крутились вокруг него, выполняя разные упражнения.
- Вот какой я важный, никого нет важнее меня!
- хи-хи-хи – вдруг услышал он.
- это кто надо мной смеется – нахмурился мяч.
- это я, футбольный мяч.
Он увидел небольшой, кожаный, упругий мяч.
- Я футбольный, потому что мною можно играть в футбол. Дети меня очень любят и с удовольствием со мной играют и выполняют разные упражнения.
- Позвольте, а почему именно вы очень важный, я тоже очень нужный – сказал оранжевый мяч.
- я баскетбольный мяч и помогаю детям развивать ловкость и координацию движений.
- А мы тоже нужные-нужные – и посыпались несколько маленьких мячиков.
- Я мячик для массажа – пропищал маленький шипастый мячик. Я помогаю детям размять ручки, чтобы потом они могли писать красиво.
- Я тоже нужен детям – проговорил небольшой яркий мяч. Дети всегда меня берут с собой на улицу и играют со мной в разные игры.
- Вот это да! – воскликнул потрясенно большой Мяч. Как оказывается нас много и какие мы все нужные.
С этими словами Мяч затих, он о чем-то думал, но остальные мячи у него ничего не спрашивали, потому что уже давно жили в школе и знали, что очень нужны и важны.
Логопед: - Действительно, сегодня мы с вами в этом убедились. Все мячи очень важны и нужны и мы надеемся, что вы найдете им полезное применение.
На этом наше мероприятие подходит к концу, и мы приглашаем вас завершить его чаепитием.