Просмотр содержимого документа
«Логопедическая гостиная "«Методы и приемы развития связной речи детей в домашних условиях"»
Логопедическая гостиная.
Слайд 1. «Методы и приемы развития связной речи детей в домашних условиях»
Логопед. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни школьника, как связная речь. Формирование связной речи – актуальная задача, т.к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.
Логопед. Слайд 2. Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все дети в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал в парке, да и просто в школе. И кто же, как не мы поможет нашим детям в этом? Но для начала мы поподробнее разберемся, что же такое «связная речь».
Слайд 3. Это:
Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов;
Умение давать развёрнутые ответы на вопросы;
Самостоятельно излагать свои суждения.
Слайд 4. Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, дополнить и исправить собеседника, рассуждать.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости.
Слайд 5. Приёмы работы по формированию связной речи.
Логопед. Мы предлагаем вам применить различные техники по развитию связной речи на практике. Одной из форм развития связной речи является:
Слайд 6. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.
Начинать лучше с небольшого количества картинок (3-4 шт.) Затем количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
Логопед. У вас на столах сюжетные картинки, они расположены не по порядку. Ваша задача разложить картинки правильно и составить рассказ.
Слайд 7. Письменная речь.
Учитель. Развитие письменной речи у наших детей является еще более сложным процессом, чем формирование устной речи. Развитие письма осуществляется с опорой на устную речь. Письменная речь предполагает владение графической системой средств, наличие умения делить речь на слова, правильно их писать и знать правила орфографии. Работа над письменным высказыванием значительно продвигает учеников в речевом развитии, совершенствует мыслительную деятельность. Это:
Составление предложения по картинкам;
Ответы на вопросы;
Изложения по составленному плану;
Сочинения с использованием картинок, по опорным словам, на основе наблюдений практической деятельности.
Учитель. В этом помогают разные упражнения. Мы предлагаем вам поиграть в одно из них – упражнение «Шифровальщики».
Инструкция: взрослый предлагает ребенку слова, в которых буквы поменял местами. Ребенок должен угадать какое зашифровано слово и записать это слово.
гуш – ка – ля (лягушка), мот – бе – ге (бегемот), ко – кро – дил (крокодил), ца – ли – си (лисица),
Слайд 8. Составление рассказа по сюжетной картине.
Игра “Пойми меня”
Инструкция: составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Педагог подносит к каждому столику коробочку, кто-то один вытаскивает картинку, и команды обсуждают вместе, рассказывает кто-то один.
Логопед. Попробуйте придумать название вашей картине и составить по ней рассказ.
Слайд 9. Учитель. Одним из приемов развития связной устной речи у детей является использование мнемотаблиц.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Это схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ).
Мнемотаблицы используются на уроках чтения и занятиях с учителем-логопедом при заучивании стихотворений, при изучении темы «УНТ» (загадки, пословицы и поговорки) и подготовке к пересказу текста. Обучающимся с 1 -6 классы предлагаем готовые картинки, а с детьми 7, 8 классов мы создаем мнемотаблицы.
Суть мнемотаблиц заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, обучающиеся легко воспроизводят текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Учитель. На столах вы видите стихотворение, на которое нужно из картинок составить мнемотаблицу и рассказать стихотворение по этой мнемотаблице.
Слайд 10.Игра «Почини предложение»
Логопед. Следующая игра - «Почини предложение», очень нравится нашим детям.Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось связное предложение.
Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу».
Педагог на каждый столик выдает карточки с заданиями. После выполнения задания команды озвучивают то, что получилось.
Логопед. Хочется отметить, что в развитии связной речи большое значение имеет чтение произведений. Особенно заинтересовывает детей чтение по ролям и различные инсценировки. Это обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, словарный запас значительно расширяется. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко и понятно для окружающих.
Сейчас мы предлагаем родителям показать детям небольшой спектакль. А мы вам в этом поможем.