kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая гостиная "«Методы и приемы развития связной речи детей в домашних условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать практические приемы работы с детьми по развитию связной речи в домашних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая гостиная "«Методы и приемы развития связной речи детей в домашних условиях"»

Логопедическая гостиная.


Слайд 1. «Методы и приемы развития связной речи детей в домашних условиях»


Логопед. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни школьника, как связная речь. Формирование связной речи – актуальная задача, т.к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.  

Логопед. Слайд 2. Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все дети в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал в парке, да и просто в школе. И кто же, как не мы поможет нашим детям в этом? Но для начала мы поподробнее разберемся, что же такое «связная речь».        

Слайд 3. Это:

  • Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов;

  • Умение давать развёрнутые ответы на вопросы;

  • Самостоятельно излагать свои суждения.


Слайд 4. Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.   

 Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, дополнить и исправить собеседника, рассуждать.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости.


Слайд 5. Приёмы работы по формированию связной речи.

Логопед. Мы предлагаем вам применить различные техники по развитию связной речи на практике. Одной из форм развития связной речи является:

Слайд 6. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Начинать лучше с небольшого количества картинок (3-4 шт.) Затем количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Логопед. У вас на столах сюжетные картинки, они расположены не по порядку. Ваша задача разложить картинки правильно и составить рассказ.

Слайд 7. Письменная речь.

Учитель. Развитие письменной речи у наших детей является еще более сложным процессом, чем формирование устной речи. Развитие письма осуществляется с опорой на устную речь. Письменная речь предполагает владение графической системой средств, наличие умения делить речь на слова, правильно их писать и знать правила орфографии. Работа над письменным высказыванием значительно продвигает учеников в речевом развитии, совершенствует мыслительную деятельность. Это:

  • Составление предложения по картинкам;

  • Ответы на вопросы;

  • Изложения по составленному плану;

  • Сочинения с использованием картинок, по опорным словам, на основе наблюдений практической деятельности.

Учитель. В этом помогают разные упражнения. Мы предлагаем вам поиграть в одно из них – упражнение «Шифровальщики».

Инструкция: взрослый предлагает ребенку слова, в которых буквы поменял местами. Ребенок должен угадать какое зашифровано слово и записать это слово.

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

гуш – ка – ля (лягушка), мот – бе – ге (бегемот), ко – кро – дил (крокодил),   ца – ли – си (лисица),

Слайд 8. Составление рассказа по сюжетной картине.

Игра “Пойми меня”

Инструкция: составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Педагог подносит к каждому столику коробочку, кто-то один вытаскивает картинку, и команды обсуждают вместе, рассказывает кто-то один.

Логопед. Попробуйте придумать название вашей картине и составить по ней рассказ.

Слайд 9. Учитель. Одним из приемов развития связной устной речи у детей является использование мнемотаблиц.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Это схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ).

Мнемотаблицы используются на уроках чтения и занятиях с учителем-логопедом при заучивании стихотворений, при изучении темы «УНТ» (загадки, пословицы и поговорки) и подготовке к пересказу текста. Обучающимся с 1 -6 классы предлагаем готовые картинки, а с детьми 7, 8 классов мы создаем мнемотаблицы.

Суть мнемотаблиц заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, обучающиеся легко воспроизводят текстовую информацию.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.


Учитель. На столах вы видите стихотворение, на которое нужно из картинок составить мнемотаблицу и рассказать стихотворение по этой мнемотаблице.


Слайд 10. Игра «Почини предложение»


Логопед. Следующая игра - «Почини предложение», очень нравится нашим детям. Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось связное предложение.

Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу».

Педагог на каждый столик выдает карточки с заданиями. После выполнения задания команды озвучивают то, что получилось.

Логопед. Хочется отметить, что в развитии связной речи большое значение имеет чтение произведений. Особенно заинтересовывает детей чтение по ролям и различные инсценировки. Это обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, словарный запас значительно расширяется. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко и понятно для окружающих.

Сейчас мы предлагаем родителям показать детям небольшой спектакль. А мы вам в этом поможем.

«Три поросенка»

Действующие лица: ведущий, 3 поросенка, волк, лиса, медведь, ворон.


Ведущий: 

В одном лесу волшебном,

Внешне неприметном,

Жили - были звери.

Играли, песни пели. Звучит музыка.

Жили очень дружно.

Были все послушны.

На полянке на большой

Собирались все гурьбой.

Среди них и поросята,

Ох! Веселые ребята.

Внешне были очень схожи.

Их не различит прохожий.

Тот же хвостик, пятачок,

У всех розовый бочок.

Даже схожи имена,

Перечислим их сперва:

Ниф – хвастун и шалунишка.

Очень озорной мальчишка.

Нуф – любитель помечтать,

В теплой луже полежать.

Наф – трудиться очень любит,

Ничего не позабудет.

Веселятся все с друзьями.

Полюбуйтесь лучше сами.

Наф:

Веселились мы немало,

Но уже похолодало.

И от волка, и от стужи

Домик нам добротный нужен.

Нуф:

Нам добротный дом не нужен.

Будем бегать мы по лужам.

Наф, пойдем скорей гулять.

Будем в салочки играть!

Ниф:

Если только захочу,

Дом себе я сколочу.

В миг построю особняк.

Но пока не знаю как.

Ведущий:

Наф на это промолчал,

Инструменты с собой взял.

И решил он: поскорей,

Дом построить из камней.

Наф уходит за кулисы, Ниф и Нуф танцуют. Звучит музыка.

Ведущий:

Им нисколько не сидится

Всё б играть и веселиться.

К ним лисичка приходила,

Им, упрямым, говорила.

Лиса:

Хватит вам уже играть.

Пора строительство начать.

Будут скоро холода,

Что делать будете тогда?

Нуф:

Вот как стукнут холода,

И подумаем тогда.

Лиса уходит.

Ведущий:

К братьям топает медведь.

Начал грозно он реветь:

Медведь:

Смотрите - хмурится природа.

Совсем испортилась погода.

Очень близко холода,

Не случилась бы беда.

Ниф:

Все пугают нас зимой.

Что ж такое, братец мой?

Вечер. Нужно нам поспать.

Утром будем мы играть.

Медведь уходит, поросята ложатся спать.

Ведущий:

Как-то утром Ниф и Нуф

Так замерзли. Уф! Уф! Уф!

Братья очень удивились,

Лужа тонким льдом покрылась.

Нуф:

Ой! Как холодно вдруг стало.

Строить дом пора настала.

Ниф:

Я возиться не люблю,

Дом из соломы смастерю.

Нуф:

Из соломы дом не прочный,

Из веток лучше, знаю точно.

Поют песни, мастерят дома.

Ведущий:

Не проснулись ещё совы,

А дома уже готовы.

Ниф и Нуф пошли вдвоем

К Нафу в гости, смотреть дом.

Нуф:

Что я вижу? Вот нелепость!

Это каменная крепость!

Зачем замок поросенку?

Столько сил… и все без толку.

Наф:

Крепким должен быть мой дом.

Я от волка спрячусь в нём.

Ниф:

Оставайся, мы пойдем.

Песню новую споем.

Песня «Нам не страшен серый волк»

Ведущий:

Так шумели и кричали…

Не сразу волка увидали.

Он дремал  под сосной,

Привалившись к ней спиной.

Волк:

Это кто в лесу шумит?

Когда волк уставший спит.

Поросята тут визжат,

Мигом съем я поросят.

Волк приближается, поросята убегают.

Ниф:

Волк идет. Беда! Беда!

В дом скорей, ко мне, сюда!

Прячутся в соломенном доме.

Волк:

Открывайте дверь для волка,

Не хочу стучать без толку!

Плюну, дуну только раз,

Разлетится дом у вас.

Волк дует, домик ломается, поросята убегают.

Нуф:

Брат, бежим в мой дом.

Там укроемся, бегом.

Волк:

Открывайте дверь для волка.

Не хочу стучать без толку!

Дуну дважды я сейчас,

Разлетится дом у вас.

Волк дует, домик ломается, поросята бегут к Нафу.

Ниф:

Братец, дверь нам отвори.

Нас к себе, скорей, впусти.

Нуф:

Ой! Погибнем мы сейчас.

Страшный волк догонит нас.

Наф впускает братьев.

Наф:

Вы не бойтесь, поросята.

Успокойтесь вы, ребята.

Тихо, тихо посидите.

Злого волка не дразните.

Волк:

Открывайте дверь для волка.

Не хочу стучать без толку!

Дуну трижды я сейчас,

Разлетится дом у вас.

Наф:

Не старайся волк, всё зря.

Крепкий домик у меня.

Стены прочно возводил.

Камни сам с реки носил.

Здесь железные засовы,

И на счастье – две подковы.

Волк:

Что же делать? Как же быть?

Как мне их перехитрить.

Что же делать? А быть может,

Ворон мудрый мне поможет?

Идет к ворону.

Ворон, ты мне помоги.

Заклинание прочти:

Мне поменьше нужен рост,

Тоньше голос, меньше хвост.

Поросят я обману…

Съем их всех, по одному.

Ведущий:

Ворон наш, не отказал,

Но заклинанье поменял.

Серый волк наш подобрел,

Тихо песенку запел.

Поёт песню «Дружба».

Поросята выходят, начинают подпевать

Ведущий:

Если будем все дружить.

Веселее будет жить.

Не будем злиться и ругаться,

Почаще будем улыбаться.



Логопед. Спасибо большое актерам, присаживайтесь на места.

Благодаря этим играм и  заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь. Мы благодарим вас за внимание и приглашаем на чаепитие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Никитинская О.А., Эртман Е.А., Михайлова Е.Н.

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства