Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная по творчеству С.Я.Маршака »
Литературная гостиная
"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",
посвященная творчеству С. Я. Маршака
Цели:
расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
прививать интерес к чтению;
пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность;
развивать воображение, мышление, культуру общения;
воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, презентация, плакаты,
выставка детских книг.
Ход праздника.
Жулдуз
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный С.Я.Маршаку.
Выступление ученикок 3 «Д» класса.
Слайд 1
Он со мной идет по свету От зимы – к весне и лету, Рядом он не просто так… Кто? Учитель мой, Маршак.
Он стихами день встречает, Головой седой качает, Если что-то вдруг не так… Строгий, Бережный Маршак.
Не чудак ли он? Нисколько! Размечтается вот только И – взлетает… просто так! Кто?! Учитель мой, Маршак!
Слайд 2
Нуржамал
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно.
Слайд 3
Отец поэта, талантливый самоучка-изобретатель, работал мастером на различных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место.
Мать – Евгения Борисовна была домохозяйкой. Учиться в школе он начал в городе Острогожске, а когда ему было 13 лет, его семья переехала в Петербург, и он стал посещать занятия в гимназии.
Слайд 4
Жулдуз
В детстве маленький Маршак много читал. Так рассказывает он о себе: “Поэзию я полюбил очень рано. Первая детская книжка, которая попала ко мне в руки, была “Степка-растрепка”. Я полюбил смелые и задорные строчки. Когда в первом классе гимназии нам было задано стихотворение Тютчева, меня пленили стихи, и я стал обращать внимание на подпись автора под стихами. Но самое сильное впечатление, такое, которое осталось на всю жизнь, произвели на меня сказки Пушкина”.
А когда же он начал писать стихи? Как вы думаете, ребята?
Слайд 5
Нуржамал
Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Было ему тогда всего лишь четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а с двенадцати лет писал целые поэмы. А в двадцать лет его первые стихи были напечатаны в различных журналах.
Слайд 6
Жулдуз
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась –
“Детки в клетке” и была выпущена в 1923 году.
Слайд 7
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Демонстрация книг для маленьких детей.
Слайд 8
Нуржамал
Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. В 1923 году появилась и "Сказка о глупом мышонке" - это было еще одно направление исканий. Трудно определить жанр этого стихотворения. Колыбельная? Пожалуй. Поэт рассказывает, как убаюкивали мышонка, общий строй вещи лирический; четырехстопный хорей, который часто у Маршака задорен и предельно динамичен, здесь течет спокойно и неторопливо. Но что-то есть в вещи несвойственное "убаюкивающим" стихам, какой-то сдвиг тональности. Да и названа она не колыбельной, а сказкой. Сдвиг в том, что, не теряя лиричности, стихотворение в то же время немного иронично, немного шутливо, немного грустно и нравоучительно, как басня.
Слово предоставляется 2 «З» классу.
Инсценировка сказки «Глупый мышонок»
Слайд 9
Жулдуз
Маршак писал стихи для детей и о детях. О мальчиках– лодырях и о говорящем коте, поэт рассказал в стихотворении “Кот и лодыри”.
Слово предоставляется 2 «Д» классу со стихотворением
«Кот и лодыри».
Слайд 10
Нуржамал
В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории.
И еще один пейзажный цикл - "Разноцветная книга".
Он написан в другой тональности. Это подписи к рисункам, но своеобразные: каждая страница, посвященная какому-нибудь цвету, - большое стихотворение, от трех до десяти строф. Поэт дает картины лета, зимы, моря, пустыни, ночного города. Стихи не проигрывают, напечатанные без иллюстраций, потому что это, в сущности, не подписи, а словесные картины.
Слово предоставляется 2 «Ж» классу «Разноцветная книга».
Слайд 11
Жулдуз
Писатель Валентин Берестов вспоминает: “Как-то я смотрел любительские киносъемки. Маршак ждет кого-то на скамейке. Еще несколько кадров, и рядом с ним уже сидят двое ребят, еще кадр – их пятеро, а потом они уже не помещаются на скамейке, чуть ли не висят на плечах у поэта”. Дети очень любили общаться с Самуилом Яковлевичем. Кто его знает, может, вот так сидя на скамейке и загадывал детям он свои загадки. Давайте и мы попробуем отгадать эти загадки.
Викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Выходят ученики 2 «Ж» класса.
Слайды 12–19
Вова
Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь.)
Кристина
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сегодня на носу? (Очки.)
Нуржан
Принялась она за дело: Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила.)
Лейла
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом– под столом, А ночью под кроватью. (Ботинки.)
Абдурахим
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч.)
Юля Д
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья. не бейте нас. (Часы.)
Влад
В Полотняной стране По реке простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать! (Утюг.)
Слайд 20
Нуржамал
Знакомство с выставкой книг по произведениям С.Я.Маршака. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Слайд 21–22
Очень много произведений писатель посвятил школьной жизни детей. Это такие произведения, как «Веселый счет» - стихи забавные и серьезные: они учат, воспитывают и развлекают. Эти произведения словно вывод из всей работы Маршака над циклами детских стихов - вывод, который открывает новые пути для работы над познавательными произведениями и показывает, как обширны возможности формы цикла, «Веселая азбука», «Знаки препинания»,
«Про одного ученика и шесть единиц».
Слово предоставляем 3 «Г» классу
со стихотворением «Про одного ученика и шесть единиц».
Выступление 2 «Ж» класса
со стихотворением «Знаки препинания».
Слайд 23
Жулдуз
Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: “Не печалься. Будет и на твоей улице праздник”. Или: “Не бойся! Бывают вещи и пострашнее”. Или: “Не обижайся! Будь умнее своего обидчика”. Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. Маршак писал “А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки...” И Самуил Маршак сочинял такие книжки всю свою жизнь.
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево!”
Слайд 25
Нуржамал
До последнего дня своей жизни Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой. Он скончался 4 июня 1964 года и был похоронен на
Ново - Девичьем кладбище в Москве.
...Нет с нами сегодня Маршака, но его постоянно ощущаешь рядом. Не только книги - образ поэта остался с нами. Напор его энергии, мощь непрерывного, всепоглощающего труда, беспощадная требовательность к себе и настойчивая, но добрая к соратникам, ученикам - высшее мерило и пример для всех, кто создает нашу культуру.
Классик советской поэзии для детей, ее родоначальник и полвека ее вожатый - не сосчитать, сколько путей он открыл, сколько взрастил талантов. Поэт, деятель, человек неповторим. Но подхватить, продолжить
его подвиг необходимо общими силами всех поколений писателей, строящих нашу литературу для детей.
Ребята, мы надеимся, что после нашего праздника вам захотелось прочитать книги Маршака.
Средняя школа № 37
имени Сырбая Мауленова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ
среди учащихся начальных классов, посвященная творчеству С.Я. Маршака