Просмотр содержимого документа
«Литературный ринг "В диалоге с Пушкиным"»
Литературный ринг по творчеству А.С. Пушкина
Цели:
Обобщить знания учащихся по теме: "Творчество А.С. Пушкина".
Формировать навыки коллективной работы, умения работать сообща, согласовывать свои действия.
Воспитывать интерес к русской поэзии, к чтению, к творчеству Пушкина.
Развивать познавательный интерес, мышление, речь.
Оборудование:
презентация: "Литературный ринг";
выставка книг со сказками и стихами А. С. Пушкина;
карточки для игры со стихами А. С. Пушкина
карточки для игры со стихами А. С. Пушкина
иллюстрации из сказок Пушкина;
Ход игры
Организационный момент.
Учитель: Добро пожаловать на наш литературный ринг. (Cлайд 1)
Наше сегодняшнее занятие называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трёх раундов, как на боксёрском ринге. Только соревноваться вам придётся не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. Любовь к чтению начинается с детства. Дети, которые любят читать, обязательно станут умными, активными и творческими людьми.
Сегодня, вы, ребята, должны будете продемонстрировать нам свою литературную эрудицию, а так же находчивость и смекалку. Самый умный – это не только тот, кто много читает, но и тот, кто умеет ориентироваться в море информации, которая содержится в книга .
Ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре. Сегодня соревнуются 2 команды и мы начнем с представления команд.
Команда «Дружба». Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Команда «Улыбка». Наш девиз: С улыбкой поиграем – с улыбкой победим!
А судить вас будут наше жюри.
Итак, приступаем!
Сегодня вам предстоит состязание между двумя командами (названия команд) Ринг будет состоять из раундов -конкурсов по прочитанным произведениям великого русского поэта А.С.Пушкина.
Чтобы стать победителем, нужно правильно и быстро выполнять задания. Готовы?
Пусть победят сильнейшие. Итак, начинаем игру.
Показ презентации.
I раунд - Биографический (Cлайд 2)
На экране по очереди появляются вопросы и 4 варианта ответов к каждому. 1.Укажите портрет А. С. Пушкина (Cлайд 3)
А
В
С
D
(А-изображение портрета Н. В. Гоголя, В- изображение портрета М. Ю. Лермонтова, С- изображение портрета А. С. Пушкина, D- изображение портрета Л. Н. Толстого)
Ответ - С
2. Укажите годы жизни А. С. Пушкина (Cлайд 4)
А 1814-1841
B 1799-1837
C 1809-1852
D 1828-1910
Ответ - В
3. Укажите место рождения А. С. Пушкина ( Cлайд 5)
А г. Санкт-Петербург
В с. Михайловское
C г. Москва
D Царское село
Ответ - C
4. Как звали няню А. С. Пушкина? (Cлайд 6 )
A Мария Алексеевна
В Арина Ивановна
C Арина Родионовна
D Ирина Родионовна
Ответ - С
5. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин? (Cлайд 7)
A Московская гимназия
B Царскосельский лицей
С Петербургская гимназия
D Михайловский лицей
Ответ - В
II раунд - Поэтический (Cлайд 8)
Этот раунд состоит из двух конкурсов.
1. Заполни пропуски и вспомни названия. (Cлайд 9)
Команды получают одинаковые карточки со строчками из известных стихотворений Пушкина. В каждом стихотворении есть пропущенные слова. Команды, совещаясь, заполняют пропуски. За каждое правильно записанное слово команда получает 1 балл. Команда, выполнившая первой задание, получает ещё 1 балл. К каждому стихотворению нужно записать название.
Максимальное количество баллов за конкурс -18.
1.Буря мглою _______ кроет,
Вихри _________ крутя;
То как зверь она ________,
То ___________ , как дитя.
( "________ _______")
2.Подруга дней моих _________,
Голубка ___________ моя!
Одна в глуши лесов_________
Давно, _______ ты ждёшь меня.
( "_________")
3.Сквозь волнистые ________
Пробирается __________ ,
На ____________ поляны
Льет печально _______ она.
( "_______ _____")
2. Восстанови порядок в стихотворении. Запиши его название. ( Cлайд 10)
Каждая команда получает по 2 карточки со стихами Пушкина. Строчки в стихотворениях записаны не по порядку. Команды обсуждают и выполняют задание в карточках. Кто установит правильный порядок в стихах, получает по 2 балла за каждое стихотворение, за скорость - 1 балл. За определение названия ещё по 1 баллу. Максимальное количество баллов -7.
1. Унылая пора! Очей очарованье! Люблю я пышное природы увяданье, Приятна мне твоя прощальная краса-
В багрец и в золото одетые леса. ( "________")
2.Под голубыми небесами Великолепными коврами , Прозрачный лес один чернеет, Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит. И ель сквозь иней зеленеет, ("_______ ____" )
III раунд - Детективный (Cлайд 14 )
На экране появляются 3 иллюстрации к сказкам и описание одного из героев.
Задание - определить и назвать героя и сказку, в которой он действует. За каждый правильный ответ-2 балла (названы герой и сказка). Команды выбирают вопрос по очереди, обсуждают ответ в команде в течение минуты, отвечают.
1.
В дорогой собольей душегрейке, (Cлайды 15-16) Парчовая на маковке кичка, Жемчуги погрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха "Сказка о рыбаке и рыбке" )
2.
Высока, стройна, бела, (Cлайды 17-18) И умом и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")
3.
Смолоду был грозен он (Cлайды 19-20) И соседям то и дело Наносил обиды смело, Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел. (Царь Дадон "Сказка о золотом петушке")
4.
Тихомолком расцветая, (Cлайды 21-22) Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")
5.
Спит себе на соломе, (Cлайды 23-24) Ест за четверых, Работает за семерых; Досветла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит...
(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде" )
6.
Днем свет божий затмевает, ( Cлайды 25-26) Ночью землю освещает- Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь "Сказка о царе Салтане")
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде вместе с иллюстрацией к ответу.
Физминутка
IV раунд - "Что за прелесть эти сказки!" (Cлайды 27 -32)
На экране появляются по одному слова из сказки. Команда получает больше баллов, если угадала сказку после открытия наименьшего количества слов (1 слово-5 баллов, 2 слова-4 балла и т.д.)
Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 15 баллов.
1. Жил старик со своею старухою ("Сказка о рыбаке и рыбке" )
2. Жил был поп, толоконный лоб("Сказка о попе и о работнике его Балде" )
3. Три девицы под окном пряли("Сказка о царе Салтане" )
4. Царь с царицею простился, в путь дорогу..("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" )
5. Какая сказка заканчивается словами: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок." ("Сказка о золотом петушке" )
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раундазаносятся в таблицу.
V раунд - Эрудит (Cлайды 33-43)
Команды по очереди приступают к заданию -выбирают один из четырёх ответов на предложенный вопрос. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 5 баллов.
1. Средство передвижения Гвидона иего матери по морю. (В бочка)
2. Сколько раз старик ходил к морюи просил золотую рыбку? (В 5)
3. Сколько братьев было у царевны Лебеди? ( D 33)
4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (В 4)
5. Когда родился князь Гвидон? (А к исходу сентября)
6. В кого не превращался князь Гвидон? ( D муравей)
7. Сколько лет рыбачил на море старик? (D 33)
8. Какого предмета не было в "Сказке о царе Салтане"?( С зеркальце)
9. К кому не обращалсяцаревич Елисей? (D река)
10. В кого не смогла превратить рыбка старуху?(С во владычицу морскую)
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раундазаносятся в таблицу.
Подведение итогов
Учитель: Наш литературный ринг подошёл к концу. (Cлайд 44)
Вы побывали в трёх разных жанрах литературы: поэзия, детектив, сказка, проявили смекалку, сообразительность, умение работать сообща. Надеюсь, что это соревнование не последнее. "Главное - не победа, а участие!"
Жюри объявляет итоги литературного ринга, называет победителя. По номинациям "Поэтическая тетрадь", "Страницы биографии, "Эрудит", "Что за прелесть эти сказки" вручаются грамоты отличившимся учащимся.