Просмотр содержимого документа
«Литературный праздник «В стране весёлого детства» (по произведениям А.Л.Барто).»
Литературный праздник
«В стране весёлого детства»
(по произведениям А.Л.Барто).
(сценарий)
В зале дети и взрослые, участники и гости. Зал украшен рисунками и поделками на темы произведений А.Барто.
На экране – 1 слайд
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун - Нет, я не выл!
1 клоун - Ну, и они не выли!
2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун - Нет, не я один, а мы…
2 клоун - Кто это – мы?
1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун - Кто – вымытые?
1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун - Что променяли?
2 клоун - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
Ведущий:
- Дорогие ребята! Уважаемые родители и учителя!! Сегодня у нас праздник книги. Начали мы его с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто. Творчеству этой известной детской писательницы и посвящён праздник.
Ведь в этом, 2016, году исполнилось 110 лет со дня рождения Агнии Львовны
На экране – 2 слайд.
Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны, которые вам читали родители.
На нашем празднике мы и будем вспоминать любимые стихи Барто, читать их, разыгрывать сценки, вспомним о жизни и творчестве писательницы.
- А начнём с кроссворда.
На экране – 3 слайд.
Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи Агнии Барто и кое-что перепутал. Вы должны найти ошибку и вписать слово в кроссворд.
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший. (мишка)
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (лягушки)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в печку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в печке мяч. (речка)
Я люблю свою кроватку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (лошадка)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык,
Опрокинул грузовик. (кот)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он ежихе шлёт поклон. (слониха)
- Какое же слово получилось по вертикали? (игрушки)
- Сборник стихов А.Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.
На экране – 4 слайд.
- А родилась А.Л.Барто 5 февраля1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
На экране – 5 слайд.
Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я. Маршак. С большой благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей.
До войны вышли сборники её стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки" (1936), "Снегирь" (1939).
На экране – 6 слайд.
Во время Великой Отечественной войны А.Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты "Комсомольская правда" на Западном фронте.
Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших родных во время войны.
На экране – 7 слайд.
В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств.
Первая книга прозы писательницы так и называется "Найти человека".
На экране – 8 слайд.
В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям".
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» (1939 г.), «Слон и верёвочка» (1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963 г.), «Чёрный котёнок» (1965 г.).
Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами. Сейчас мы посмотрим один из них по стихотворению «Снегирь».
На экране – 9 слайд.
- Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей. В 1958 году выходит большой цикл сатирических стихов "Лёшенька, Лёшенька", "Дедушкина внучка" и др. Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает её произведения действенными и доходчивыми. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого лучше не стоит.
Сценки «К нам на пёстрые страницы», «Копейкин».
- А теперь предлагаем вам игру. Надо отгадать, к какому произведению имеет отношение данный предмет. (Скакалка-верёвочка – «Верёвочка», номерок – «В театре», мяч – «Мячик», букварь – «Я выросла»)
Сценки «Я выросла», «Колыбельная».
- Каждое стихотворение А.Барто – какой-то факт детской жизни. Стихи злободневны и понятны, поэтому они любимы ребятами. Характерная речь ребёнка, главного героя стихов, разговорная интонация – вот основные свойства её поэзии. Большинство героев стихотворений не безымянны, а имеют имя.
Стихотворения «Вот так защитник», «Я лишний».
- Имена этих ребят вы сейчас и будете угадывать, участвуя в игре «Подскажи словечко». Я буду читать отрывок, а вы хором называйте имя, а кто знает, и название стихотворения.
1. Никому не дам в обиду
Я свою сестрёнку …(Лиду)! («Вот так защитник»)
2. Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, …(Серёже)
Ничего не подарю. («Я выросла»)
3. Почему сегодня …(Петя)
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс. («В школу»)
4. Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это …(Вовка) – есть такой! («Вовка – добрая душа»)
5. Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой …(Любой)
Ищем номер на полу. («В театре»)
6. Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это …(Алик),
Восьмилетний мальчуган. («К нам на пёстрые страницы»)
7. Ты потеряешься в лесу,
А я приду - тебя спасу!-
Он предложил …(Танюшке). («По дороге в класс»)
8. Сговорились мальчики:
Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась …(Сонечка)
И сидит тихонечко. («Сонечка»)
9. Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –
Новиков … (Илья). («Мама или я»)
10. Маме работать
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне … (Лену). («Вернулся…»)
11. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает …(Любочку)?
…(Любу) знают все! («Любочка»)
12. Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это …(Лида)
Скачет целых полчаса! («Верёвочка»)
На экране – 10 слайд.
- Будучи уже знаменитым поэтом и общественным деятелем, Агния Львовна постоянно была окружена детьми. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках.
Выступление А.Л.Барто
- Агния Львовна была очень популярной, причём не только в нашей стране. Стихи её переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!
- Давайте и мы вспомним названия некоторых стихотворений.
На экране – 11 слайд.
Вот вам задание: есть начало названия, а вам надо добавить последнее слово.
Мы не заметили … (жука)
Дело было в … (январе)
Вовка – добрая … (душа)
Вот так … (защитник)
По дороге в … (класс)
Сценка «По дороге в класс»
- А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Читать стихи А.Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни.
Сценка «Ку-ку»
На экране – 12 слайд.
- А. Барто никогда не хотела обидеть и навсегда осудить маленького человека, она знала, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верила, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами. Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют, как бы со стороны, оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись.
- Энергичная, яркая, стремительная, А.Л.Барто успевала всё. Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Некоторые из этих стихов стали песнями «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
- И в завершении нашего праздника мы споём одну из них.
На экране – 13 слайд.
Песня «Любитель-рыболов»
С утра сидит на озере Любитель-рыболов, Сидит, мурлычет песенку, А песенка без слов:
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля"
На экране – 14 слайд.
Озеро глубокое, Удачным будет лов. Сейчас поймает окуня Любитель-рыболов
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля".
На экране – 15 слайд.
Песенка чудесная - И радость в ней, и грусть, И знает эту песенку Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля, Тра-ля-ля, Тра-ля-ля".
На экране – 16 слайд.
Как песня начинается, Вся рыба расплывается... "Тра-ля!"
На экране – 17 слайд.
- Вот и подошёл наш праздник к концу. Спасибо за внимание и участие. Благодарим всех выступающих ребят за активное участие и награждаем их маленькими подарками.
Сценки к празднику.
Клоунада.
Действующие лица: два клоуна (встречаются и ведут разговор).
1-ый - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2-ой - Что вылил? Я ничего не вылил…
1-ый - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2-ой - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1-ый - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2-ой - Нет, я не выл!
1-ый - Ну, и они не выли!
2-ой - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1-ый - Нет, не я один, а мы…
2-ой - Кто это – мы?
1-ый - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2-ой - Кто – вымытые?
1-ый - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2-ой - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый?
Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1-ый - Что променяли?
2-ой - Я говорю – не про меня ли?
1-ый - Ах, вас не променяли!
Оба - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
«Я выросла»
Действующие лица: брат и сестренка.
(Выходит девочка, выводит младшего брата за руку. Усаживает его на стул, садится сама напротив, в руках держит букварь и рассказывает залу.)
- Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
(Брат улыбается, радуется. Девочка встаёт со стула, усаживается на коврик, берет игрушечную посуду, зайца, кормит его.)
- Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
(Мальчик берёт медведя, девочка отнимает.)
- А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
(Девочка берёт в руки паровоз, катает его по полу, Серёже не даёт.)
- Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
«Ку-ку»
Действующие лица: чтецы 1-й (Ч1), 2-й (Ч2), 3-й (Ч3), 4-й (Ч4); Сережа (С).
Ч1 - Уже конец урока,
Уже десятый час.
Открылась дверь широко,
Вошёл Серёжа в класс.
Ч2 - Почему же,
Отчего же
Опоздал
На час
Серёжа?
С - Мы в трамвае ехали, собаку переехали,
от испуга бледная, собака лает, бедная, и
вокруг все бледные и все рыдают, бедные.
Но я рукою твёрдой беру иголок дюжину
и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.
Собака, оживая, встаёт из-под трамвая,
встаёт из-под трамвая.
- Привет, - говорит, - жива я.
Ч3 - Он расскажет
Сто историй,
Он найдёт
Пятьсот причин. -
С - Я, во-первых,
Болен корью,
Во-вторых,
Я зуб лечил,
В-третьих,
Умер я, ребята,
А в-четвёртых,
Вру не я:
У меня во рту
Запрятан
Аппаратик
Для вранья.
Я не врать бы
Очень рад,
Врёт проклятый
Аппарат!
Ч4 - Как Серёжу отучать?
Ч1 - Приложить ко рту печать?
Ч2 - Ключ приделать к языку?
Ч3 - Нет, кричать ему:
Ку-ку!
С - Была в трамвае давка, я кролика везу.
Я сижу на лавке, а он сидит внизу.
Ехали мы, ехали. Охали мы, эхали...
Наконец приехали, я и двадцать кроликов...
Ч1 - Как?
Ч2 - Сколько?
С - Я и двадцать кроликов!
Я сел у площади Свердлова,
он один был, честное слово,
пока доехал до вокзала,
их гораздо больше стало.
Поглядел я под скамейку,
вижу целую семейку,
друг на друга все похожи...
все с хвостами на боку...
Ч3 - Хором класс кричит Серёже:
ВСЕ - Ой, ку-ку!
Ку-ку!
С - Я не мог
Явиться к сроку:
Я удил в реке сороку,
Помогал я рыбаку.
ВСЕ - Ой, ку-ку!
Ку-ку!
С - У меня живёт жирафа,
Я кормил её со шкафа,
Прыгал прямо к потолку...
ВСЕ - Ой, ку-ку,
Ку-ку!
С - Я тонул...
ВСЕ - Ку-ку,
Ку-ку!
С - Что придрались
К пустяку?
Ну, проспал я на боку...
ВСЕ - Ах, вот это не "ку-ку»
«К нам на пёстрые страницы»
Действующие лица: чтецы 1-й (Ч1), 2-й (Ч2), синицы 1-ая (С1), 2-ая (С2).