Литературное мероприятие «Моя звезда горит над Курским полем»
Литературное мероприятие «Моя звезда горит над Курским полем»
Мероприятие знакомит обучающихся с биографией и творчеством курского поэта А. Ф. Шитикова; показывает на примере поэтических произведений, как любовью и благодарностью к простым людям и родной земле проникнуты стихи автора, ощущающего свою ответственность за все, к чему он и его современники причастны, за судьбы города и деревни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное мероприятие «Моя звезда горит над Курским полем»»
Сценарий литературного мероприятия
Бессонова Людмила Павловна
Михайловский филиал МБОУ «Щекинская СОШ»
Рыльский район Курская область
Тема: «Моя звезда горит над Курским полем»
Цель: познакомить с биографией и творчеством курского поэта А. Ф. Шитикова; показать на примере поэтических произведений, как любовью и благодарностью к простым людям и родной земле проникнуты стихи автора, ощущающего свою ответственность за все, к чему он и его современники причастны, за судьбы города и деревни.
Тип литературного мероприятия: заочная экскурсия.
Оборудование: портрет поэта; выставка книг; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи классической и инструментальной музыки; репродукции картин русских художников, изображающих картины русской природы.
Ход мероприятия.
Эпиграф (читает подготовленный ученик):
То соловьиным внемлю звукам, То разрыдаюсь на гробу – По русским радостям и мукам Господь ведет мою судьбу…
Экскурсовод:
– Так сказал о своей творческой судьбе «крупный Человек и Поэт» А. Ф. Шитиков. Сегодня мы совершим заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем замечательного курского поэта. Наши экскурсоводы познакомят вас с жизнью и творчеством Шитикова, отметят особенности поэтической манеры поэта.
Наша первая экспозиция – «Сиянье звезд – отца и мамы…»
– Алексей Федосеевич родился 15 ноября 1939 года в селе Становое Поныровского района Курской области. Алёша был «младшеньким» в семье. Отец Федосей Никанорович строил в округе дома и мосты.
Алексей смутно помнил отца, знал о нём по рассказам близких, но духовными качествами старался во всём походить на него.
1-й ученик:
По рассказам – в три аршина
Вышел ростом батя мой,
Мать ему рубахи шила
Больше метра шириной.
Звали запросто – Федосом,
Первый плотник, первый жнец,
Был охотник побороться,
Был и выпить молодец!..
…И еще не мог без книжек
Жить на свете батя мой.
Ну, а как любил детишек,
Тут все ясно – я восьмой!..
Экскурсовод:– Отец его погиб в 1944 году, защищая Латвию, но всю свою жизнь А. Ф. Шитиков хранил образ отца в сердце, вел с ним беседы, советовался с ним.
2-й ученик:
Жив-здоров я, батя. Все в порядке –
Сохранили мне врачи глаза!..
Только вот опять листок тетрадки
Пропалила жгучая слеза:
Мне б с тобой сидеть сейчас в обнимку –
День Победы празднует страна!..
Но вот нет хотя бы фотоснимка –
Даже эта радость не дана –
Посмотреть, каким ты был, мой батя,
Чтоб живого вспомнить хоть чуток,
Лишь одно запомнил я, как в хате
Ты бросал меня под потолок –
И так сладко сердце обмирало!..
А теперь вот замирает так,
Будто смерть подводит к нему жало, –
Не могу собрать себя в кулак.
Но не жгись душою обо мне ты;
Пересилю боли остриё,
Ничего, что в светлый День Победы
Прослезилось мужество моё, –
Пусть душа твоя об этом знает:
Чем ни горше, ни больнее мне,
Тем острее мысль воображает,
Как ты шел по проклятой войне
От крыльца родного до могилы
Через тыщу двести сорок дней
И ночей…
Экскурсовод: – Гибель отца глубоко ранила детское сердечко. Память об отце, любовь к нему отражается в творчестве поэта.
3-й ученик:
Шестьдесят миновало
Лет, на снимке вот – мама,
Как живая, ещё с непогасшим лицом.
Был бы снимок отца!
Пусть единый – и то бы
Дорогие черты просиялись в душе!
Давней битвы земля свои раны-окопы
Залечила. Мои кто залечит уже? –
Нет лекарств таковых
Ни в земле и ни в море,
Чтоб они залечили целебно навек
Болевое моей «безотцовщины» горе,
Болевых моих дум окровавленный снег.
Хоть вот снег-то сейчас
Окровавлен закатом,
А не кровью людской,
Но картина в мозгу –
Как реальность: вот батя
Взмахнул автоматом –
И упал. Стынет кровь
На ноябрьском снегу…
Экскурсовод: – А вот на «человеческую и творческую судьбу» поэта большое влияние оказала мать – Дарья Лазаревна. Певунья-мать вела домашнее хозяйство и растила двух сыновей – Николая и Алексея, дочь Марию.
1-й ученик:
Ах, как мама светло мне помнится! –
Как на солнечном я крыле,
Пролетаю на этой памяти
По духовным, святым верхам
Через все бытовые замети
К самым нежным своим стихам,
Что подарены светом маминым!..
Экскурсовод:– Тяжело было солдатской вдове растить детей и тянуть домашнее хозяйство. Но несмотря на все трудности каждый из них получил высшее образование. Детские воспоминания о маме наполнены светлой грустью.
2-й ученик:
…Мать испекла мне жаворонка. Вышел
Я с ним за двор и кинул его в стог –
И вдруг над головой в тот миг услышал
Так солнечно журчащий голосок!
Запрыгало от радости сердечко:
– Смотри-ка, – мама! Мама! –
Полетел!..
Теперь мне птиц не выпекает печка –
От взрослых дум совсем я поседел,
И в чудеса не верится, конечно…
Но иногда тот жаворонок мой
Вдруг зазвенит так солнечно, так нежно
Не знаю, где – во мне иль надо мной? –
И вновь увижу маму молодою,
Красиво улыбающейся мне:
– Ну, вот, сынок, запел и над тобою
Весёлый колокольчик в вышине!..
Ах, мама, мама!..
Над твоей могилой
Стою с большой поникшей головой,
А в вышине над родиною милой
Поёт и плачет жаворонок мой…
Экскурсовод: – В отчем доме, во время коротких приездов, поэта окружают знакомые с детства вещи, предметы, оживают картины прошлого.
3-й ученик:
…Вынес рядно на просушку –
Память опять ожила:
Эту попону-дерюжку
Мать вечерами ткала.
Стан тот стоял среди хаты,
Бегал в основах челнок,
Бёрда стучали…
– Куда ты
Лезешь? – не надо, сынок:
Пальчик прибью ненароком –
Будешь от боли потом
Плакать… –
Зима за порогом,
В окна, покрытые льдом,
Ветер метельный стучится…
– Ешь, да на печку скорей!.. –
Ангел добру поучиться
Мог бы у мамы моей:
Нежно она относила
На печь меня-малыша,
В сон провожая, красиво
Мамина пела душа:
– Спи, мой соколик Алёшка,
Завтра мы вместе с тобой
Новой дерюжкой-дорожкой
Выстелем пол земляной,
А вот сейчас свои глазки
Ты закрывай поскорей –
Нынче рассказывать сказки
Некогда маме твоей.
Сказки во сне будут сниться:
Только задремлешь чуток –
Станешь летать ты, как птица,
Спи-засыпай, соколок!..
Мамы дыханье и голос
Помню с младенческих лет!..
Экскурсовод: – После окончания пединститута работал учителем. Когда вернулся в Курск, работал в молодежной газете репортером. Там же пристрастился к стихам. Печататься произведения Шитикова стали с конца 50-х годов 20-го века в местных газетах, а потом – в коллективных поэтических сборниках.
Творчество А. Ф. Шитикова многогранно, разнообразно по тематике. По стихам поэта можно судить о времени, психологическом состоянии жизни и людских характерах. Сам о себе Алексей Федосеевич говорит с ёмкой краткостью:
1-й ученик:
Я гражданином остаюсь: В укромной тишине Сперва за Родину молюсь, Потом за близких мне И за себя – И дай мне бог Такой иметь закал, Чтоб и в конце своих дорог Я также поступал…
Вторая экспозиция – «Над каждым сердцем есть своя звезда!»
Экскурсовод: – В 1974 г. А. Ф. Шитиков переехал жить в Подмосковье.Но родные места не отпускали поэта, манили его к себе. В 1994 г. поэт принял решение вернуться в Курск. Малая родина позвала его голосами матери, убитого на войне отца, бедных вдов, ветеранов-односельчан и просто совестливых тружеников земли.
2-й ученик:
Над каждым сердцем есть своя звезда!
Моя звезда горит над Курским полем.
Судьбы моей священные места,
Внимаю вашим радостям и болям.
Нас крепко держит отчий дом:
Куда бы мы ни ехали, ни плыли,
Стучит в висках он, бьется под ребром,
Чтоб наши чувства к родине не стыли.
Не разлука развести мосты
Пыталась между мной и отчим краем…
Но лишь по свету родовой звезды
Любовь к земле мы в небо возвышаем!
Экскурсовод: – Родное Становое, одушевленное благодарным сыновним чувством, присутствует в его стихотворениях то отголоском детских воспоминаний, то горечью утрат, то тоской по полевой России и болью от вида порушенной крестьянской жизни, то развернутыми картинами сельских будней и праздников, скромных и одновременно неповторимых красот заповедных уголков:
3-й ученик:
Соединилось малое с великим:
Объемлет разум
Весь раскат Руси,
И в то же время
В блюдцах повилики
Приметны взгляду
Капельки росы…
Аутотренинг: (на экране появляются красивые пейзажи и звучит релаксирующая музыка)
Экскурсовод: – А сейчас давайте немного отдохнём. Сядьте, расположитесь комфортно. Вспомните любимый уголок природы. А теперь мысленно обратите свой взор к лазури неба. Представьте себе, что в безбрежном космосе плывет наша Земля. В лицо веет свежестью. Вы ощущаете приятную истому. Невесомость. Легкость. Аромат цветущих лесов и полей. В душе умиротворение. Сердце бьется ритмично, дышится легко. Мы отдыхаем в голубой синеве. Звездные дали вдохновляют нас. Мы внутренне ощущаем красоту мира. Мы отдохнули, успокоились. Наши силы восстановились. Мы чувствуем радость жизни…
Экскурсовод: – Мы продолжаем наше путешествие в мир прекрасного. А как удивительно полнокровно, с потаенным восхищением к привычным деталям и родным лицам описывает Шитиков картину нелегкого крестьянского труда, перемежающегося коротким отдыхом, незамысловатой едой и незлобливым, участливым общением.
1-й ученик:
Домой мы не ездили на ночь, Кончали работу – и навзничь. А утром кулеш нам варила Пречистая Дева Мария (Так в шутку вдову величали За голос певучий и нежный, Наполненный горькой печалью, Но всё ж окрылённый надеждой…) – И тут же гремела команда: - По танкам, чумазая банда! – Любил бригадир наш Молчанов, Чтоб в слове железо звучало! И снова бескрайние дали Пахали, пахали, пахали, Пока на шесте не забьётся Платка острокрылое солнце. Завидев сигнал долгожданный, Мы вновь собирались у стана.
Экскурсовод: – В его строках живет ядреный, задиристый и одновременно мягкий, глубинный язык народа, поразительно точно воспроизведенные интонации повседневной, богатой и удивительно выразительной речи. За это он любит и красоту старинных крестьянских песен:
2-й ученик:
О, песни родины моей –
Неизмеримые глубины!..
«Не пара сизых голубей…» –
Люблю старинные зачины!
Люблю певучий тот размах,
Когда покой да тишь нарушив,
Рванутся к звездам из рубах
Мужские песенные души!
Экскурсовод: – Любовью и благодарностью к простым людям и родной земле проникнуты стихи автора, ощущающего свою ответственность за все, к чему он и его современники причастны, за судьбы города и деревни.
3-й ученик:
За водоемы дождь ответчик,
Но все же, как он не хлещи,
А ширь и глубь озер и речек
Хранят лишь донные ключи.
И пусть поверхностному глазу
Они приметны не всегда,
Но лишь не станет их, и сразу
Придет великая беда.
Люблю характер их спокойный,
Который мужеству сродни:
Ни льду, ни тине многослойной
Не покоряются они!
Творят свое земное дело
Все так же летом и зимой,
Как им природа повелела,
Как предначертано судьбой.
Третья экспозиция – «Иду по Курщине родимой, дорожным кланяюсь цветам»
Экскурсовод:– Родная курская земля – вот где живые корни его поэзии:
1-й ученик:
Говорят: стихи идут от неба. Может быть, к кому-то и пришли. А по мне они – дыханье хлеба, Радость и печаль родной земли…
Экскурсовод:– Курская земля – малая родина большого поэта. В стихах Алексея Шитикова, как в озёрах, отражаются «раскатные дороги, высотки, перелески, перелоги – и поля, поля, поля».
2-й ученик:
Пасутся кони в тумане лунном,
Спокойны всхрапы и топ копыт,
В кустах сирени о мире юном
Во все свирели ручей звенит.
Играют звезды в небесной бездне,
Щенок резвится, в траве шурша,
На соловьиной плескучей песне
Легко взлетает моя душа
В ту высоченность, откуда в тело
Моё Всевышний её вдохнул
Не для того ли, чтоб гимны пела
Родной Природе, в которой гул
Великой жизни не умолкает, –
О, как я видеть и слышать рад:
Вот светлячками трава сверкает
И так чудесен концерт цикад!
Экскурсовод: – Шитиков воспевает «рассветы, закаты, и сиреней бахрому», «березок свадебный наряд», «соловьиные зори любви», и «огни ночей, огни очей», «льняные косички и мед поцелуя». В каждом стихотворении чувствуется русская народная душа, впитавшая в себя "соки" родной земли, её непобедимую мощь.
3-й ученик:
Заневестилась верба
Под горой у криницы,
Льётся музыка с неба –
Возвращаются птицы.
Эти клином, те цепью,
Третьи смешанной ратью –
Проплывают над степью
Вольнокрылые братья.
Провожаю их взглядом
В океан светло-синий,
Как мне хочется рядом
С ними плыть над Россией –
Над Кубанью и Доном –
И в краю среднерусском
Опуститься у дома
В отчей веси за Курском!..
Экскурсовод: – Самобытную манеру письма, раскованность, присутствие духа, мужество, ершистость поэта высоко ценили соратники по перу. Шитиков утверждал самые высокие стандарты нашего бытия – жить по совести, по любви. Помнить и ценить нашу историю. Знать цену крестьянскому труду, земле, хлебу.
1-й ученик:
Покуда будет корка хлеба И чай туманный на столе, Я буду петь родное небо И курской кланяться земле!
Экскурсовод: – Однажды Шитиков очень точно сформулировал свое поэтическое кредо и, что самое главное, на протяжении пяти десятилетий своего поэтического труда следовал ему, ни на шаг не отклоняясь от этого очень непростого и порой неблагодарного маршрута:
2-й ученик:
Воспитанники
«вдовьего полка»,
Мы иногда в стихах бываем
колки,
Но не снимаем строки
с потолка –
Они из нас выходят,
как осколки.
Они порой, как черные кресты,
Торчат среди словесных роз
и лилий,
Они на вид чугунны, но чисты –
Мы их из Правды
Жизненной отлили.
Экскурсовод: – В 2019 году исполнится 80 лет со дня рождения А. Ф. Шитикова. И хотя его нет уже с нами, но теплом его стихов мы будем согреваться до тех пор, пока бьются наши сердца.
3-й ученик:
Не оборвется жизнь на крике… Пройти бессмертия черту Дано и малым, и великим – Растите в сердце доброту,
Она сама потом сольётся С травинкой, деревом, скалой, С живой водой и ясным солнцем – И станет вечностью земной!