«строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
лепестки для игры «Ромашка»;
иллюстрации сказок; сказочные герои;
красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
сказочный замок.
Критерии оценки.
1 конкурс – «Сказочное лото»
5 баллов – все задания выполнены правильно;
4 балла – 1 задание выполнено неправильно;
3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.
Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.
2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».
5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.
3 конкурс – пантомима «Без слов».
1 балл – за артистичность;
1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.
4 конкурс – «Бюро находок».
5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.
5 конкурс – игра «Ромашка».
1 балл – каждый правильный ответ.
6 конкурс «Сказочные пазлы»
5 баллов – правильно собранный сюжет.
Подведение итогов.
Команда «Чебурашки»_______________________баллов.
Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.
Высказывания знаменитых людей.
Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
К.Д. Ушинский
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском
В сказках бережно хранится.
Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Э. Асадов.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,
И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.
Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон.
Ход внеклассного мероприятия:
Организация класса. Вступительное слово учителя.
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.
Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, гости дорогие.
Я – бабушка – Загадушка.
Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.
А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».
Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.
Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.
4. Представление жюри.
- А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.
- Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.
- Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.
Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.
-Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.
5. Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сейчас начнется наша игра,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда вы встрече рады –
Ваши любимые сказочные герои.
В сказочный мир вместе с ними войдем
И за собою других позовем.
6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».
Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше лепестка.
В ореховой скорлупке девочка жила.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку. (Дюймовочка)
Летела стрела и попала в болото.
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-Лягушка)
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
К батюшке и матушке мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку. (Гуси-лебеди)
Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи (Три поросенка)
С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.
А в лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)
А это, что за сказка?
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка , что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас? (Красная Шапочка)
Задание с подвохом
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…(Дуремар)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко
Звали песика… (Шарик)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… (Иван-Царевич)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…(Карлсон)
Все идут к нему лечиться,
И собака и волчица,
Зайцы, лисы и ужи,
Крокодилы и ежи.
Он любого исцелит,
Бармалея победит.
Добрый доктор (Айболит)
На лестной опушке
Сидит она в избушке
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная.. (Баба Яга)
Человек немолодой
И с недлинной бородой.
Он – отъявленный злодей –
Одноглазый (Бармалей)
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный,
Кто же это?.. (Буратино)
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка- праздник
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок (Вини – Пух)
В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И «пыхтелки» как поэт,
Сочиняет иногда.
И на мед имеет нюх,
Он зовется (Вини-Пух).
Пусть Королева снега
Неприступна и горда,
Но дружба все равно сильнее
И Кая освободила от холода и льда
Его подружка (Герда)
Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок
Удивительный конек
По прозванью (Горбунок)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк!
Его имя…(Крокодил Гена)
Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это…(Карабас)
8. Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Песня даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».
Задание– кто быстрее угадает сказочную мелодию.
Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).
10. Физминутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра.
Сказка даст нам отдохнуть?
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».
- Почему самый трудный?
- Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.
Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.
Комар.
В этой книжке - именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Кот.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Молоком питается.
Буратино.
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
Покажите нам этого мальчишку.
Спящая красавица.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
12. Вот шелестят сказок страницы…
И кто-то в двери к нам стучится…
Четвертый конкурс – «Бюро находок».
Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.
Зеркальце
«Свет мой, зеркальце, скажи..»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
Перчатки
С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».
Мыло
К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».
Лимон
Луковица
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Горошина
Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Туфелька Золушки
Шарль Перро «Золушка».
Бабочка кота Леопольда
Лопнувший шарик ослика ИА
Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».
Аленький цветочек
С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».
Зонтик
Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».
Телефон
К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».
Чемоданчик с красным крестом
К. Чуковский «Доктор Айболит».
13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»
Вот это ромашка – не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь заданье
А ну-ка, проверь свои знанья.
(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):
Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
Ем кормила лиса журавля?
Спой песенку кота Леопольда.
Из чего фея сделала карету Золушке?
Как звали корову кота Матроскина?
Спой песенку крокодила Гены.
Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
ный мёд»?
В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
« Каникулы в Простоквашино».
Где находится смерть Кощея Бессмертного?
Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
Почему Буратино не утонул в пруду?
Кого спасла Дюймовочка?
Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
Какими словами начинаются русские сказки?
Назовите любимое выражение Карлсона ?
Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
Как позвать Сивку-Бурку?»
Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Что потеряла Золушка после бала?
В чем летает Баба Яга?
Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
Спой песенку Винни-Пуха.
14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.
Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.
Ах, как дружно мы играли,
И нисколько не устали.
Добрая сказка, спасибо!
Ты научила нас любить,
Ты научила нас всех дружить,
Ты научила нас игре,
Ты научила нас всех доброте!
А может и детки нам что-нибудь скажут?
15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Анализ работы.
Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
Расширили свой словарный запас.
Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.
При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:
«Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
«Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
«Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы