Муниципальное общеобразовательное учреждение
Поросозерская средняя общеобразовательная школа
Лекарственные растения в окрестностях
п. Гумарино
(внеклассное театрализованное мероприятие)
Автор: Осипова Нина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ Поросозерская СОШ
Гумарино 2013
Конспект внеклассного театрализованного занятия «Лекарственные растения в окрестностях п.Гумарино». 1 класс
Задачи: - Познакомить учащихся с разнообразием лекарственных растений в
окрестностях посёлка, с их лечебными свойствами, правилами сбора;
- Научить различать самые обыкновенные лекарственные растения:
крапива, одуванчик, ромашка аптечная, подорожник, мать-и-мачеха, малина,
шиповник.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любознательность.
Оборудование: игрушка Доктор в зелёном колпаке с красным крестом,
компьютер.
Участники: Роли лекарственных растений исполняют учащиеся 3 класса.
Ход занятия.
Учитель: - Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Кто из вас догадался, кто
это? (выслушиваются ответы детей)
- Правильно, ребята, это доктор. А как вы думаете, почему колпак на
голове не белый как у всех докторов, а зелёный?
( если дети затрудняются ответить или отвечают неправильно, задаю
наводящие вопросы)
Учитель: - Что у нас зелёного цвета?
Дети: - Растения.
Учитель: - Правильно, зелёного цвета у нас растения, и доктор наш
необычный, потому что он лечит не таблетками, а растениями. Поэтому
его называют зелёным доктором. Он очень много путешествует, сегодня
он оказался недалеко от нашей школы и увидел много растений,
которые нас могут вылечить. Он пришёл не один, а со своими
помощниками, но они будут у нас чуть позже.
Оказывается, ребята, именно первобытные люди поняли, что природа
даёт не только продукты, радует своей красотой, но ещё и является
первым целителем. Они заметили, что заболевшее животное поедая
растение, выздоравливало.
Физминутка: По родному краю
Дружно мы шагаем, (марш на месте)
Справа от нас - зелёный луг. (Поворот)
Слева находится лес, (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам, (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам (наклоны)
Учитель: - А сейчас наш лесной доктор хочет познакомить вас со своим
помощниками, но для этого вы должны потрудиться. Я вам буду
загадывать загадки, и если вы узнаете о каком растений в ней говорится,
то это растение обязательно к нам зайдёт и расскажет о себе много
интересного. Готовы?
Дети: - Да.
Учитель: - Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. ( подорожник)
(открывает 2 слайд, дети рассматривают подорожник, входит ученица 3 класса
в образе подорожника).
Девочка-подорожник: - Здравствуйте, ребята, я подорожник. Расту по краям дорог. Меня используют при простудах. Соком из моих листьев лечат кашель. Примочки и компрессы из свежих истолчённых листьев накладывают на ссадины и раны. Если вы во время прогулки поранились, найдите меня и приложите к ранке. Только не забудьте помыть водичкой.
Учитель:- Спасибо, подорожник. А нас ждёт новая загадка.
Он "любит - не любит" ответить нам может,
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем (ромашка лекарственная).
(открывает 3 слайд, дети рассматривают ромашку, входит
ученица 3 класса в образе ромашки).
Девочка-ромашка:- Добрый день, ребята. Вы меня, конечно, узнали, но я попрошу вас не путать меня с обычной ромашкой. А различить нас очень просто: во-первых, моя розетка меньше и запах у меня другой, он нравится не всем, но я очень полезная.
Древние русичи парили ноги в водном настое ромашки, готовили мази для лечения кожи, полоскали больное горло. А если вы, друзья, выпьете на ночь чай из ромашки с мёдом и сахаром - сон ваш будет крепким и спокойным.
Учитель:- Спасибо, ромашка. Слушаем следующую загадку.
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
(открывает 4 слайд, дети рассматривают мать-и-мачеху, входит ученица в образе мать -и- мачехи)
Девочка мать-и-мачеха: - Здравствуйте, ребята. Я вам расскажу, почему меня так назвали. Мои листья округлые, сверху тёмно-зелёные, гладкие и прохладные - это мачеха, снизу - опушенные, «тёплые» -это мать. Листок мать-и-мачехи поможет снять головную боль при температуре – его просто прикладывают к голове гладкой стороной, и боль и жар проходят. Кашица из листьев ускорит созревание фурункула. А если у вас заболел зуб, приложите листок тёплой стороной к щеке, где он болит.
Учитель: - Спасибо, мать-и-мачеха, за интересный рассказ. А мы отправляемся дальше.
Следующая загадка:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжёт (крапива)
( открывается 5 слайд, рассматриваем крапиву, входит ученица-крапива)
Крапива: - Здравствуйте, ребята, знаю, что вы не все рады меня видеть, но я попрошу вас выслушать меня и тогда вы может быть по - другому будете ко мне относиться, не такая уж я и плохая. В лекарственных целях используют мои листья и довольно редко – корни.
В старину людей с обморожениями заворачивали в одеяло из крапивы, что спасало их от гибели. Отвар крапивы укрепляет волосы и избавляет от перхоти.
Учитель:- Спасибо, крапива. А нас ждёт последний гость, которого любите вы все
ребята.
Красна ягода родилась.
Пчёлка на неё садилась,
Тут Топтыгин приходил,
И Мишутку угостил (малина)
( рассматривают малину, входит девочка-малина)
Девочка-малина: - Здравствуйте, ребята, я та самая сладкая ягодка малинка. Я помогаю работать нашему сердцу, сосудам, улучшаю состав крови. Если вы простудились, выпейте чай с малиной и будете здоровы. Ягоды малины полезны как в свежем виде, так и в сушённом.
Учитель: - Ребята, ну вот мы и познакомились с помощниками зелёного доктора, которые растут рядом с нами. А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали.
Сейчас наши гости встанут в кружок, вы вытягиваете карточку, на которой записано, что у вас болит, и подбегаете каждый к своему доктору.
Карточки: Доктор:
-поранил руку подорожник
- простудился малина
- обморозился крапива
- кашель подорожник
- заболел зуб мать - и - мачеха)
(число карточек с заболеваниями должно соответствовать количеству учащихся).
Проводится игра.
Учитель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, наши гости хотят вам дать несколько
полезных советов.
Выступление растений:
Ромашка:- Нельзя собирать в тех местах, где нас мало
Мать-и-мачеха: Научитесь отличать растения, подлежащие сбору от похожих.
Подорожник: Берите нас столько, сколько нужно, зря не рвите.
Все вместе: Собирайте нас и лечитесь, только в присутствии взрослых. Спасибо,
до свидания.
Примечание: Занятие целесообразно провести в конце мая. После занятия провести экскурсию.