Квест – игра «Искру тушим до пожала, беду отводим до удара»
Квест – игра «Искру тушим до пожала, беду отводим до удара»
Цель познакомить учащихся 3 класса с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квест – игра «Искру тушим до пожала, беду отводим до удара»»
Классный час
Квест – игра «искру тушим до пожала, беду отводим до удара»
Пояснительная записка
Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём, участились пожары в различных учебных заведениях, причём с человеческими жертвами. Это говорит о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.
Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.
Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.
Активное участие в деле профилактики пожаров невозможно без знания хотя бы основ пожарного дела. С этой целью, а также для воспитания у детей гражданственности, мужества, находчивости, научения относиться с уважением, а не с пренебрежением к огню разработали квест игру для учащихся 3 классов.
Цель познакомить учащихся 3 класса с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
знакомство с первичными средствами пожаротушения;
знакомство с правилами пожарной безопасности.
обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях
Развивающие:
развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности
показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)
Подготовительная работа:
Учащиеся разбиваются на команды, готовят девиз и названия команд.
Методические приемы:
Игровой (квест, наглядный, словесный.
Используемое оборудование:
пожарные знаки, предметы для игры, карточки со словами пословиц, карточки с загадками, фишки двух цветов, маршрутные листы, обручи, конверты, шляпы, медали для награждения, кегли, мишура, игрушки, ведра.
Ход мероприятия
Этап мотивации
Построение команд.
Если в комнате у вас слезы катятся из глаз, Так как дым клубами вьется и огонь жует палас – Нужно мужество найти к телефону подойти. Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти. Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о том, как опасен может быть огонь! Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем. На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. Сейчас мы с вами будем сами – пожарными! Итак, мы начинаем Квест- игру Игра разминка “Запрещается – разрешается” У каждого ребенка по две сигнальных карточки. Одна карточка - зеленого цвета, “разрешающая”. А другая карточка – красного цвета, “запрещающая”. Ход игры. Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карточки с соответствующими цветами. Запрещается (красный цвет): • играть со спичками; • оставлять открытыми двери печей, каминов; • оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п. • оставлять без присмотра топящуюся печь. • Бросать горящие спички, окурки в помещениях. • Выбрасывать горящую золу вблизи строений. • Оставлять открытыми двери печей, каминов. • Применять самодельные приборы и предохранители. • Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
Разрешается (зеленый цвет): • не открывать двери в помещении, где произошло возгорание; • кричать и звать на помощь взрослых; • закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма; • набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара; • двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено; • Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания. • Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу. - Молодцы! Теперь каждая команда, а у нас их 5. Капитаны каждой команды представляет свое название и девиз.
- Теперь капитаны выходят к доске и выбирают маршрутные листы.
Вас ждут интересные и занимательные станции на которых Вы выполняете задания. На каждой станции есть ответственный. После выполнения задания. Вам в маршрутный лист заносятся баллы. После прохождения всех испытаний каждая команда возвращается за свой стол.
Вы должны быть дружными, быстрыми, ловкими и сообразительными, чтобы выиграть! Главное соблюдайте безопасность! Вперед!!!
Станция «пословиц и поговорок»: В конвертах лежат пословицы, вам нужно собрать половинки слов в правильном порядке. С огнем не шути - сгореть можно.
Искру туши до пожара - беду отводи до удара.
В огне и железо плавко.
Станция «Пожарные знаки».
Задание: распределить знаки по группам. Командам выдаются карточки с изображением знаков. Нужно разложить их по группам.
Станция «Кто быстрее отгадает». Команды по очереди отгадывают загадки.
Рыжий зверь в печи сидит, он от злости ест дрова, целый час, а, может два, ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. (огонь) Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (пожарные) Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Тоненькими … (спичками) Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель) Победит огонь коварный Тот, кого зовут… (пожарный) Летала мошка -сосновая ножка, на стог села - всё сено съела (спичка) Заклубился дым угарный, гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (противогаз) Я мчусь с сиеной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина) Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого я не боюсь, Никому не покорюсь. (огонь) Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (Дым.) Без него мы как без рук, Нам он самый лучший друг, Но порою он, ребята, Может стать врагом заклятым! (Огонь.) Полено в топке полыхает И "звезды" эти в нас бросает. Одна горящая частица Пожаром может обратиться. (Искра.) Молотком шахтёр стучит, Камень чёрный добывает. Он потом в печи горит, Дом зимой наш согревает. (Уголь.) У тебя есть, у меня, У ботинка, у огня. (Язык - язык пламени.) Все ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь) Хозяйка топит печь на кухне, Скажи, когда огонь потухнет, То что останется от дров? Назвать мне слово ты готов? (Зола.) Победит огонь коварный Тот, кого зовут… (пожарный) В рубашке в ярко-красной, В работе безотказный. Прибор по имени ОП-5 Обязан школьник каждый знать! (Огнетушитель.) Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. (Свеча.) С собою спички не носи, Увидел пламя - погаси. От игры с огнём - беда: Дом сгорает без следа. (Пожар.) Туристы в лагерь свой придут, Его под вечер разведут. Он будет долго полыхать, Своим теплом их согревать. (Костёр) Вот тучи брызнули дождём, Светло вдруг стало, точно днём. Что ослепительно сверкает, Гром оглушительный рождает? (В лесу деревья поджигает?) (Молния.) И рубашки, и штанишки, Гладит он для вас, детишки, Но запомните друзья, Что играть вам с ним нельзя! (Утюг.) Пожарного часто в огне защищала Такая "фуражка" - она из металла. (Каска.)
Станция эстафета «Пожарная тревога» В игре участвуют 2 команды по 5 человек от каждого класса. Дети встают в шеренгу. Нужно, преодолев препятствия, спасти животного и отнести его в больницу. Стоят 2 стула с одной и с другой стороны. На одном стуле красная ткань (это - огонь), на втором стуле – белая ткань с красным крестом (это больница). Станция Эстафета «Тушение пожара» В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой» (в качестве воды внутри ведерка приклеена мишура голубого и белого цветов). Он должен пробежать между кеглями, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. Те же самые действия выполняет следующий игрок. Станция «Пожароопасные слова»
Пользуясь подсказками, нужно превратить предложенные вам «пожароопасные» слова в «безопасные» путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.
ПЛАМЯ-_________________(первобытная семья)
ИСКРА-__________________(рыбный деликатес)
КОСТЁР-__________________(католический храм)
ГАЗ-_________________________(око)-_______(шум)
ОКУРОК-___________(вкусный мясной продукт)
ПОРОХ-_____________(усатое бобовое растение)
ЛУЧИНА-___________________(старинное название маски)
ГАРЬ-______________________(сундук для зерна и муки)
ТОРФ-___________________(самый праздничный пирог)
СПИРТ-_______________(полезное для здоровья занятие)
На столе лежат 6 шляп. Играющие выбирают шляпу. Затем выполняют задания
1 «Пища огня»
1. Как называется пища огня? (Топливо)
2. Какой вид топлива самый распространенный и древний? (Дрова)
3. Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо и этим помогает сохранить лес на Земле? (Каменный уголь)
4. Чем был первоначально каменный уголь? (Деревом)
5. Что называют «голубым топливом»? (Природный газ)
6. Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф)
7. Где образуется торф? (На болотах)
8. Однажды русскому царю показали черный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет». Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля? (Петр I)
9. Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть)
2. Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.
3. Огню да воде бог волю дал.
4. Спи, царь Огонь, — говорит царица Водица.
5. Счастливый и в огне не горит, и в воде не тонет.
6. Бежал от дыма, а упал в огонь.
7. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
8. Много дыму, да мало пылу.
9. Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
10. Огонь силен, Вода сильнее огня, Земля сильнее воды, Человек сильнее земли.
3 «Это должен знать каждый»
1. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)
2. Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)
3. Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, надеть противогаз или респиратор.)
4. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам? (На четвереньках или ползком.)
5. Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем, стоя сбоку, тушить водой через верхние отверстия стенки.)
6. Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01 и затем тушить пожар своими средствами.)
7. Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)
8. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда? (Нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить ее водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто; вызвать «Скорую помощь»; оказать первую доврачебную помощь.)
9. Что опаснее на пожаре — огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)
10. Что нельзя делать, чтобы избежать пожара? (Играть со спичками; уходя, оставлять включенным глаз; оставлять без присмотра электроприборы; включать в одну розетку два прибора большой мощности; сушить белье над плитой; держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах; хранить на балконах горючие вещества.)
4 «Доскажи словечко»
1. Раз, два, три, четыре —
У кого пожар в ...? (квартире)
2. Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил ...? (утюг)
3. Красный отблеск побежал,
Кто со спичками... ? (играл)
4. Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над ... ? (газом)
5. Столб огня чердак объял,
Кто там спички ...? (зажигал)
6. Побежал пожар во двор,
Это кто там жег ...? (костер)
7. Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег ,..? (траву)
8. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые...? (предметы)
9. Помни каждый гражданин
Этот номер ... (07)
10. Дым увидел — не зевай
И пожарных ... (вызывай)
5 «Огонь с "интересом"»
1. Что применяли много лет назад разные народы для передачи информации на большие расстояния? (Дым костра)
2. Как люди называли огонь, разведенный в пещере для приготовления пищи? (Красный зверь)
3. В древнем мифе написано, что один из богов украл из кузницы своего друга божественный огонь и принес его человеку. Узнав это, Зевс наказал юношу: приказал приковать его цепями к скале и послал орла, чтобы тот рвал и раздирал когтями тело и печень молодого бога. Как звали этого бога? (Прометей)
4. В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится... (Между двух огней)
5. В старых книгах рассказывается, как византийцы выиграли морской бой у арабов с помощью нефти. В разгар сражения арабы увидели чудо — загорелось море. Они испугались и растерялись, византийцы воспользовались этим и уничтожили их флот. Что сделали византийцы? (Они вылили в море много бочек нефти. Более легкая, чем вода, нефть собралась па поверхности, разлившись топким слоем. Византийцы подожгли эту пленку нефти.)
6. В XVII веке в Сибири, на берегу реки Томи, крестьянин Михаил Волков открыл «горелую гору». Назвал он ее так потому, что из трещин горы шел дым. Волков отправил в столицу куски угля. Так было открыто знаменитое угольное месторождение. Как оно называется? (Кузнецкий угольный бассейн — Кузбасс)
7. Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он.... (Не светит и не греет)
8. Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится... (С огоньком)
9. В годы правления какого царя была создана первая профессиональная пожарная команда и открыто первое пожарное Депо? (Петр I)
10. Много лет назад был подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. В документе были заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем. Какой царь подписал этот указ? (Алексей Михайлович)
6. «Ситуации»
Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить
1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.
3. Где лежат семейные ценности и сбережения
Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…
1. Надо покинуть помещение.
2. Надо спрятаться в другую комнату.
Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…
1. Надо спрятаться под кровать.
2. Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).
3. Надо убегать из дома.
Ситуация 4. Если в помещении много дыма…
1. Необходимо быстро убегать.
2. Необходимо двигаться ползком
3. Открою окно и дверь.
Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….
01 02 03
Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…
1. Постараюсь затушить, забросав пламя землей
2. Сообщу об этом взрослым.
3. Пройду мимо.
Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1
Станция «пазлы»
После того как все команды прибыли на свои места. Подсчитывают баллы. Победителя и участники награждаются дипломами.
- Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все – таки произошел, надо четко знать, как себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой учитесь!
Список используемой литературы
1. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.
3.Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми. Волгоград: Учитель, 2012.