Просмотр содержимого документа
«Квест-игра для обучающихся 2 - 4 классов "Литературный экспресс"»
Сценарий литературной квест-игры
для обучающихся 2 – 4 классов
«Литературный экспресс»
(книги-юбиляры и писатели-юбиляры в 2017-2018 учебном году)
Составила Ганичкина М.П.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7
(г. Лобня Московской области)
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, вещи для «Бюро находок», «пазлы» по произведениям Чуковского, словесные пазлы, листы формата А 3 для художественной станции
Маршрутный лист каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в кабинетах начальной школы
Время нахождения на станциях – не более 5 минут.
ХОД ИГРЫ.
Открытие:
Слово ведущего:
Книги — наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны...
ЧТЕНИЕ СТИХТВОРЕНИЙ А. Усачёва, С. Михалкова заранее подготовленными учениками:
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Исполнение песни «В мире много сказок»
музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина
Ведущий: Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Итак, мы начинаем
(Объяснение цели игры, знакомство с условиями проведения, с жюри.)
Этап первый (является первым конкурсом)
Учащиеся представляют домашнее задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо литературные герои, либо какие-то слова о книге и чтении. (3 минуты)
Представление команд (содержит обоснование выбора названия и девиза)
Критерии: 1. Выполнение требования о наличии в названии и девизе литературных персонажей или слов о книгах и чтении).
2. Оригинальность
3. Качество самого представления (артистизм, слаженность действий команды)
4. Соблюдение регламента
Каждый критерий оценивается в 2 балла.
По окончании конкурса представлений команд каждый капитанам получает маршрутный лист.
Команды в сопровождении волонтёров расходятся по станциям.
Этап второй.
Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.
СТАНЦИЯ 1
«В царстве славного Салтана»
Как полностью называется сказка о царе Салтане? – 1 балл
«Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
За каждую отгадку – 1 балл
(ЦАРЬ САЛТАН) — добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, он гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Он милосердный и великодушный.
(ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ) — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая князем от злого коршуна, она помогает ему советом и волшебством, а затем становится его женой.
(КНЯЗЬ ГВИДОН) — сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица. (ПОВАРИХА)
Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена. (ТКАЧИХА)
Как звали мать трёх сестёр, одна из которых стала царицей?
(СВАТЬЯ БАБА БАБАРИХА)
Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя? (БУЯН)
«Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
СТАНЦИЯ 2
В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ
(Сложи пазлы)
Сложить картинки, угадать название сказки
Иллиюстрации к сказкам К. Чуковского, отмечающим юбилейные даты в 2017-2018 уч. году:
угадай автора и название книги:
100 лет «Крокодилу» (1917),
95 лет «Мойдодыру» (1922)
«Тараканищу» (1922);
«Муха-Цокотуха» (1923; 95 лет)
Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название сказки) – 3 балла.
СТАНЦИЯ 3.
БЮРО НАХОДОК.
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Рисунок, на котором, маменька играет на фортепиано, а папенька читает книжку (Миша, А.И. Одоевский «Городок в табакерке»)
Моторчик и банка варенья (Карлсон, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», А. Линдгрен)
Медный таз (Мойдодыр, «Мойдодыр», К.И. Чуковский)
Кукла, похожая на его родную сестру (Тутти, «Три толстяка», Ю. Олеша)
Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов
СТАНЦИЯ 4.
Буквенные ПАЗЛЫ.
Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.
СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ (С.Я. МАРШАК)
ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)
СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ (В. Бианки)
Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.
СТАНЦИЯ 5.
Музыкальная
Ответы на вопросы о песне «В лесу родилась ёлочка»
Новогодний праздник не обходится без знаменитой песни «Елочка». Многие ее называют по первой строчке песни «В лесу родилась елочка». Она была написана Раисой Кудашевой в 1903 году. Значит, в 2018 году ей исполнилось ровно 115 лет.
• Сколько куплетов в этой песне? (6)
• Вы помните о чем поется во втором куплете? ( «метель ей пела песенку…»)
• Кто побывал под елкой в третьем куплете? (зайчишка и волк )
• О чем идет речь в пятом куплете? ( «везет лошадка дровенки…»)
• Какими слова заканчивается эта новогодняя песня? («…детишкам принесла»)
В финале нашей викторины команда ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ
Ответ на вопрос – 1 балл
Исполнение песни – максимум 5 баллов
Критерии: оригинальность, артистизм, знание слов
СТАНЦИЯ 6
ЦИФРЫ в литературе.
Назовите художественные произведения российских писателей или русские народные сказки, в названиях которых есть числа.
Например, сказка «Три поросенка», «Три Толстяка», «Волк и семеро козлят»
Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.
СТАНЦИЯ 7
Народная мудрость
Знание пословиц и поговорок о книгах и чтении
За каждый ответ – 1 балл
СТАНЦИЯ 8
Природа и писатели
Прочитать высказывание и назвать писателя, которому принадлежат слова.
«Мы - хозяева нашей природы, а она для всех нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Из книг, которые лежат на столе, выбрать те, которые написаны о природе. Разложить их в алфавитном порядке.
Оценивание: 1 задание - балла
2 задание – 3 балла
СТАНЦИЯ 9
“Сказочный переполох”
Перед вами названия сказок и сказочных героев. Но что-то в этих названиях перепутано. Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Вы должны исправить эти ошибки.
Метровочка - Дюймовочка
Три чистюли - три поросёнка
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Ржавый замочек – золотой ключик
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Служанка под арбузом - принцесса на горошине
Лиса и 7 колобков - волк и семеро козлят
Девочка-каланча - Мальчик с пальчик
Синий платочек - Красная Шапочка
Знайка под землёй - Незнайка на Луне
Песочная служанка - Снежная королева
Быль о железной курочке - Сказка о золотом петушке
Великан Рот - Карлик Нос
Оценивание – 1 балл за каждый правильный ответ
СТАНЦИЯ 10
Художественная
Коллективная сюжетная иллюстрация к стихотворению
Сергея Михалкова «Рисунок»
Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад, в саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят, и дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка, оранжевой - дорогу,
Потом над ними облака подрисовал немного.
И эти тучи я потом проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром и молния над садом.
Я черным точки зачеркнул, и означало это,
Как будто ветер вдруг подул, и яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил - он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил, а карандаш сломался.
И я поставил стул на стол, залез как можно выше
И там рисунок приколол, хотя он плохо вышел.
В процессе прочтения стихотворения дополнить заранее подготовленный набросок, чтобы получился рисунок.
Критерии:
- точность размещения на рисунке предметов и объектов, о которых идёт речь (максимум 5 баллов)
- организация взаимодействия в команде (2балла)
- эстетический вид получившегося рисунка (3 балла)
Максимум за станцию – 10 баллов
Этап 3
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.