Просмотр содержимого документа
«Курить-здоровью вредить.»
Курить – здоровью вредить
(игровое мероприятие о вреде курения) –
составила и провела классный руководитель: Туганова С.Х.
Цели: формировать представление о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека; вызвать у учащихся желание вести здоровый образ жизни, определить правила поведения для курящих.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит песня из урока «Радионяня».
2.Вступительное слово воспитателя.
- Прочитайте на доске тему нашей беседы: «Курить – здоровью вредить».
Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня разговор пойдет о коварном враге человечества – никотине.
Часто взрослые на вопрос «Зачем вы курите?» отвечают: «Привычка».
Но это вредная привычка.
Некоторые дети хотят показаться взрослыми и начинают курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует наркотики. Это очень вредные затеи.
Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Многие школьники курят потому, что хотят казаться взрослыми. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И мы кратко, все вместе, напомним, как следует вести себя среди некурящих.
Поэтому курить нельзя:
(воспитанницы читают по очереди – по одному правилу)
* в вагонах поездов, электричек, в любом общественном транспорте;
* в танцевальных залах, на дискотеках;
* в любых школьных помещениях;
* в присутствии больного человека;
* в присутствии некурящих людей;
* в подъездах домов, т.к. дым идет в квартиры.
Воспитатель: В театре, на концерте, в музее курить разрешено только в отведенных для этого местах. При их отсутствии – только на улице, желательно перед самым входом.
Правилами этикета не предусмотрено:
(читают воспитанницы)
* курить во время прогулки с другими людьми, особенно с некурящими;
* здороваться или вести разговор с сигаретой во рту:
* входить в квартиру с горящей сигаретой;
* курить в помещении без разрешения хозяина;
* никогда не дымите в сторону другого человека – это верх невоспитанности.
Воспитатель: Курение приносит вред даже тем, кто курит немного и редко. Давно известно, что курящий человек чаще подвержен простудам, самым разным болезням. От курения кожа человека приобретает серый оттенок, волосы блекнут, зубы желтеют, изо рта доносится постоянный неприятный запах. Спортсменам особенно нужно помнить, что курение является помехой для достижения значительных результатов, т.к. появляется одышка во время движения, остается мало сил для победы.
Во многих цивилизованных странах курение в общественных местах запрещено, и штрафы за курение в общественном месте очень большие!
«У половины курящих женщин появляются серьезные проблемы со здоровьем, 30% курящих женщин не могут иметь детей, 50% детей, рожденных от курящих родителей, страдают хроническими заболеваниями разных органов; 66% курящих заявляют о своем желании бросить курить!». Врачи утверждают, что если человек до 25 лет не начал курить – то уже никогда не начнет. Главное - продержаться до этого возраста.
Воспитатель: Итак, продолжаем историю возникновения этой пагубной привычки.
Впервые с ней познакомились участники экспедиции Христофора Колумба у индейцев Южной Америки. В Европу табак попал в 1496 году. В 1560 году табак попал во Францию и французский посол Жан Нико подарил его королеве Екатерине Медичи, а она назвала его в честь посла Никотином.
В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале хv:: века. Но курящих в то время жестко наказывали: их били кнутом, торговцам отрезали носы, ссылали в дальние города. С приходом Петра 1 отменили запрет, и люди стали привыкать к курению, т.к. в состав табака входят вещества, способные вызывать зависимость от него. Не менее вреден и алкоголь, от него страдают все внутренние органы, а особенно мозг, человек просто глупеет, у него ухудшается память, он плохо усваивает новое.
Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. Отказаться в компании пробовать их – действительно показать, что у тебя есть сила воли и смелость.
А теперь у нас игра «Мозаика». Ответив на вопросы, получим знак, назовем его правильно, согласны?
Вопросы:
1. Родина табака? (Португалия, Южная Америка, Испания.)
2. Табак - трава или кустарник? (Трава)
3. Кто впервые ввез табак в Европу? (французский посол Жак Нико)
4. Что такое никотин? (яд)
5. Где содержится никотин и почему это вещество так называется? (в табаке – это сильнодействующее вещество. Его назвали в честь посла Жака Нико)
6. Как выводится никотин из организма? (никак)
Прочитаем знак «Курить запрещается» - все дети хором.
Воспитатель: следующее действие нашего занятия:
сказка «Медведь и трубка»
действующие лица:
Медведь –
Лисица –
Волк –
Дятел –
Воспитатель: Нашел медведь в лесу трубку и стал курить. Так к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как - то он опушкой, встретил лисицу. Увидела лиса медведя, так и ахнула.
Лиса. Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето,
Как ты, бедный, похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь (истощенно)
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что- то!
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита не совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро)
Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу б надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Воспитатель. Вот прошла неделька, прошла вторая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк. (Удивленно)
Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь. Да, хвораю.
Волк. Что с тобой?
Медведь. Силы нет той.
Нездоровится мне что - то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Пропадаю…
Волк. Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет.
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь. Завтра я к нему пойду.
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Воспитатель. Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовит. Подошел медведь к сосне, голову задрал вверх.
Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь. Видно, нет.
Нездоровится мне что – то.
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь или пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь.
Ну–ка, сядь под этот сук,
Дай - ка спину: тук – тук – тук!
Да – с. Выстукивать непросто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть
Ты больной, хоть и медведь.
Ну – с… мне все как будто ясно.
Медведь. Не смертельно? Не опасно?
Дятел. Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй ты мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Воспитатель. Решил Мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку.
- Что же произошло с большим и сильным медведем?
- Почему медведь заболел?
- Какой вред здоровью медведя принесло курение?
- Чему учит нас эта сказка?
Физкультминутка
- А пока откроем форточку и продолжим борьбу с вредными привычками. Поможет нам стихотворение «Со здоровьем дружен спорт» И. Семеновой.
Со здоровьем дружен спорт,
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали - сна как не бывало.
Учащиеся выполняют движения за воспитателем.
Игра «Собери пословицы о здоровье»
(воспитанницы получают карточки с пословицами, собирают их, после окончания задания читают вслух – попросить 2 – 3 объяснения пословиц)
- Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо». Как вы понимаете слова «Живи разумом»?
- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не думать о последствиях?
Учащиеся получают карточки красного цвета, на которых записаны первые части пословиц, и карточки синего цвета, на которых записаны концовки пословиц. Надо из карточек красного и синего цвета сложить пословицы.
Крепок телом
богат делом.
Здоровье дороже
золота.
Здоровому
врач не надобен.
Застарелую болезнь
трудно лечить.
Держи голову в холоде, живот в голоде,
а ноги в тепле.
Двум смертям не бывать,
а одной не миновать
Лук семь
недугов лечит.
Спи камешком,
вставай перышком.
Чистота
половина здоровья
Где тонко,
там и рвется.
Живи разумом,
так и лекарства не надо.
Дал бы бог здоровья,
а счастье найдется.
Здоров будешь -
все добудешь.
Здоровье не купишь -
его разум дарит.
Здоровьем слаб,
так и духом не герой
Не рад больной и
золотой кровати.
У кого болят кости,
тот не думает в гости.
У кого что болит,
тот о том и говорит.
Ребенком хил,
так и взрослым гнил.
Быстрого и ловкого
болезнь не догонит
Рефлексия.
Игра «Посади цветок».
Воспитатель: - Рассмотрим два рисунка на доске. Какой цветок вы хотели бы посадить в своем саду? (Учащиеся выбирают крепкий и здоровый цветок)
- Объясните свой выбор. (Такой цветок будет долго цвести и даст хорошие семена.)
Сейчас вам придется выбрать для своего крепкого и здорового цветка «лепестки».
На доске воспитатель демонстрирует карточки, вырезанные в форме лепестков, на которых записаны фразы:
Я соблюдаю личную гигиену.
Я занимаюсь спортом.
Я употребляю спиртные напитки.
Я правильно питаюсь.
Я курю сигареты. Я правильно организую свой досуг.
У меня нет вредных привычек.
Я занимаюсь творчеством.
Я не выполняю режим дня.
Я хорошо учусь.
Я не учу уроки и пропускаю их.
Воспитанницы выбирают лепестки, на которых написаны положительные для здоровья фразы, и прикрепляют их к изображениям крепкого и здорового цветка.
Воспитатель: Наш цветок долго будет радовать и нас и окружающих. Пусть он цветет всегда и везде.
«Дерево решений»
Переходим к решению следующей задачи: Вы все хорошо относитесь к себе и знаете цену здоровью. Только я хочу спросить вас, всегда ли приходите к выбору в пользу своего здоровья?
Напоминаю, что такие решения принимаете только вы сами!
Сегодня мы с вами посадим волшебное деревце. Оно имеет разные очертания слева и справа. На нем могут, созреть любые плоды, или не вырасти ничего.
Корни этого дерева – это ваши решения, а плоды – результаты решений: сочный плод или сухая ветка.
Все зависит от вас. Например: вы решили никогда не мыть руки перед едой, всю жизнь курить, употреблять алкоголь и т. д. Тогда ваш выбор в левой части дерева, где черные сухие корни, нет питания ветвям, и, в конце концов, все засохнет и погибнет.
Если вы принимаете решения рационально: соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек, то ваш выбор – корень с правой части дерева мощный, живой, наполненный соками. Эта сторона дерева всегда будет ярко – зеленой, с красивыми и здоровыми плодами.
Варианты решений:
Я решаю курить (желтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развития, плохая память, болезни, постоянные поиски сигарет и т.д.)
Я решаю не курить (не надо обманывать, воровать деньги на сигареты, красивые зубы, хорошая кожа, высокий рост, здоровье, успешная учеба в школе, одобрение воспитателей и учителей и т.д.)
Я буду, есть много сладкого (кариес, лишний вес, брать без спроса конфеты, ссоры с подругами и т.д.)
Я буду заниматься спортом (здоровье, успехи в учебе, уважение друзей, поездки и участие в соревнованиях, защита чести школы, награды).
Я хочу соблюдать правила правильного питания. ( Я ем овощи и фрукты, здоровый организм, выработка иммунитета, правильная работа всех органов тела и т.д.)
Я очень хочу отказаться от вредных привычек. (Здоровый образ жизни, счастливая семья, в будущем дети, благополучие и удача).
Мы с вами приняли правильные решения, и пусть волшебное дерево цветет и приносит плоды.
Отряд делится на две группы. Воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде. За правильный ответ команды получают баллы в форме жетона – красного сердечка.
Воспитатель: - Посмотрим, кто из вас лучше запомнил правила здорового образа жизни.
Вопросы на знания и умения.
вопросы
ответы
1.
Главный признак травмы
Боль
2.
Рана со слюной внутри
Укус
3.
Зеленый змий
Алкоголь
4.
Узкая полоска марли
Бинт
5.
Простейший способ очистки воздуха
Проветривание
6.
Зеркало души
Глаза
7.
Любитель нюхать вредные вещества
Токсикоман
8.
Чума ХХ века
СПИД
9.
Ядовитый металл, содержащийся в
выхлопных газах
Свинец
10.
Заменитель йода в условиях похода
Крапива
11.
Жидкость, выжатая из овощей и фруктов
Сок
12.
Предмет, на котором «сидит» наркоман
Игла
13.
Вонючая и вредная привычка
Курение
14.
Простейший способ обеззараживания воды
Кипячение
15.
Любитель зимнего плавания
Морж
16.
Набор средств, для оказания первой
медицинской помощи
Аптечка
17.
Противовоспалительная трава
Подорожник
18.
Любимый цветок наркоманов
Мак
19.
Белая смерть ХХ века
Наркомания
20.
Кровоизлияние под кожей
Синяк
21.
Наука о чистоте
Гигиена
22.
Добровольное отравление никотином
Курение
23.
Массовое заболевание людей
Эпидемия
24.
Его не купишь ни за какие деньги
Здоровье
25.
Тренировка организма холодом
Закаливание
26.
Рациональное распределение времени
Режим
Подведем итоги занятия.
Зачем же люди курят?
Каковы последствия этой привычки?
Какие вредные вещества находятся в сигарете?
Какой вред здоровью может принести сигарета?
Нужно ли пробовать курить?
Что нужно сделать, если рядом кто – то курит?
Что такое алкоголь?
Что такое наркотики?
Чем они похожи? (это средства, которые способны разумного человека превратить в безрассудное существо.)
Воспитатель: - Много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики. Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.