Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте, садитесь. -Мы рады приветствовать Вас в нашем классе Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам Вас сегодня встречать Но начнем, же урок, не будем зря время терять. -Проверти все ли у вас готово к уроку. | - Здравствуйте! | Личностные: Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности. |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Перед началом урока немного разомнемся. -Посмотрите на слайд, перед вами гласные. Прочтем их. А – О – У – Ы – И – Е – Ю II. Упражнения для дикции: 1. И – Э – А – О – У – Ы 2. Слоги: ар ор ур ыр ра ро ре ря рар рир рок рер тыр сар рян рюн рты рсю рлы лрю III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. IY.Упражнения для интонации: Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. | А – О – У – Ы – И – Е – Ю И – Э – А – О – У – Ы ар ор ур ыр ра ро ре ря рар рир рок рер тыр сар рян рюн рты рсю рлы лрю ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. | Коммуникативные: Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения |
Выявление места и причины затруднения | - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про себя. А кто готов прочитать вслух. пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма. - Кто догадался, о какой сказке идет речь? |
пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма. Сестра Аленушка и братец Иванушка | Коммуникативные: Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | - Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний: стоит коровье копытце; лошадиное копытце; козье копытце полно водицы. купец ведомо Ножи булатные
-Нам предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки. - Откройте учебник на странице 22. - Следим внимательно за текстом. - Начинаем читать. - Вам понравилась сказка? - Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней? - Найдите те моменты, которые очень похожи на песню. - Тогда почему она звучит напевно? - Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? - А можно ли сказать, что она печальная? - Почему? - Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? | Следы копыт животных, наполненные водой. Богатый торговец, тот, кто торговал. Известно. Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. Да. Потому что в этой сказке есть моменты, похожие на песню. (Песня козленочка: Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят маня зарезати. - Есть ли здесь рифма, как в песне? Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке. Исчезла напевность. Много несчастий преследует брата и сестру. «Сначала остались одни - одинешеньки», «Иванушка превратился в козленочка», « Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка». | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | - Определите вид сказки. - Докажите. - Что еще было «ведомо» Иванушке? - Сколько раз он просил выплыть ее на бережок? - Найдите еще примеры действия магии числа три, поскольку это число волшебного мира. - А есть ли в этой сказке повторы слов? - Вернемся к названию сказки. Что заметили? - А есть ли в этой сказке еще слова в такой форме? Назовите их. - В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь и проходят испытания. Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу? - Через какое испытание им предстояло пройти? - почему превратился в козленочка? - Что же им помогло выдержать все испытания? - Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». -Рассмотрите иллюстрацию. - Почему Аленушка такая печальная и задумчивая? - Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? - Найдите его в тексте. - Как удалось художнику изобразить ее беду? - Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? - Что в картине усиливает эту грусть? - Почему художник выбрал осень? - А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? - Что же роднит картину и сказку? | Волшебная сказка. Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой. Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться. Три раза. Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком. Шли - шли, жить - поживать, одни - одинешеньки, подумала - подумала. Слова употреблены в ласковой форме. Пошла Аленушка на работу, так как они осиротели. Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал. Не послушал старшую сестру. Они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет» Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон. Очень грустное. Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые. Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке. Грустное настроение и лирическая тональность. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | -Что ты узнал об Аленушке и Иванушке? -Расскажи об Аленушке какая она была? -А какой был Иванушка? -Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Включение в систему знаний и умений, повторение | - Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. - Какие выводы вы сделали для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку? - Подходит ли наш девиз к сказке? - Встаньте пожалуйста, мысленно положите на правую ладошку знания с которыми пришли на урок, а на левую знания которые открыли на нашем бюро сегодня, объедините их. Давайте похлопаем друг другу. | 1. Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших.
Да. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи; Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения; Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |