2 | Подготовка К основному этапу занятия | Мотивация на усвоение знаний | У крыльца школы – интерната прикреплено изображение воробья – на ленточках осенние (бумажные) листья с загадками, письмо старичка – лесовичка. Воспитатель обращает внимание на «прилетевшего» воробья. Загадка №1 Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года как у нас зовётся? (осень) - Сколько месяцев длится осень? (ответы детей) - Назовите осенние месяцы по порядку (ответы детей) Загадка №2 Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом — Чудеса увидишь в нём! (Лес) Письмо от Старичка - Лесовичка Приглашаю вас в мой лес, Царство волшебства, чудес. В путешествие, детвора, собирайтесь. В чаще леса – не потеряйтесь. Помните мои правила друзья: Лесных жителей, обижать нельзя! Им надо помогать, и заботливо оберегать! Смело шагайте, не унывайте! Секреты леса разгадайте! Новые знания открывайте! Старичок – Лесовичок Принимаем приглашение Старичка – Лесовичка? (ответы детей) | Слушают воспитателя, рассматривают д/материал, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя, зачитывают письмо от старичка – лесовичка. Советуются, принимают приглашение старичка - лесовичка |
3 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний. | Беседа с элементами наблюдения. Посмотри мой милый друг. Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…(Природа) Приём: «Вопрос – ответ» Кто мне скажет, кто подскажет, какая бывает природа? (ответы детей) Скажите, что мы отнесем к живой природе? (ответы детей.) (ответы детей.) Назовите представителей природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают, очень большие и приносят нам с вами огромную пользу. Вы догадались, о чем я говорю? (ответы детей.) Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже. (ответы детей) Правильно, неживая природа – это вода, камни, земля. Вот мы и пришли с вами в дом, где таятся чудеса! Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только наблюдательным людям. Давайте с лесом поздороваемся. Здравствуй, лес, дремучий лес Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, Что нам шепчешь на заре? Кто в глуши твоей таится? Все открой! Не утаи, Ты же видишь, мы свои… Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля. Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете? (ответы детей) Правильно, чистый воздух нам дают деревья. Воспитатель: Ребята, посмотрите на лес, какие деревья вы видите? (ответы детей - берёзы) Береза считается символом России. Значит, какой это лес? (ответы детей) Чем береза отличается от других деревьев? (ответы детей) Как вы думаете, для чего берёзе чёрные полоски? (ответы детей) Какого цвета листья березы осенью? (ответы детей) А летом, какие были? (ответы детей) Ребята, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Практическое упражнение Встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали (ответы детей) Какое у вас ощущение от осеннего леса? (ответы детей) Упражнение: «Волшебная корзина» Воспитатель предлагает вытянуть желтую ленточку, т.к. это преобладающий цвет осени Игра «Погода осенью» - У меня мяч волшебный, мяч осенний, будет в руки, к вам скакать и вопросы задавать - какая погода бывает осенью: когда идет дождь – дождливая, когда дует ветер – ветреная, когда холодно – холодная, когда пасмурно – пасмурная, когда сыро – сырая, когда ясно – ясная, когда светит солнце – солнечная. Ребята, какая бы погода не стояла, осень все равно прекрасна. Упражнение: «Животные осенью» (в корзине изображения животных) Воспитатель показывает изображение медведя Предполагаемые ответы детей - медведь готовится к спячке. Воспитатель показывает изображение белки. Предполагаемые ответы детей - белка делает запасы. Воспитатель показывает изображение ежа. Предполагаемые ответы детей - ёж готовится к спячке. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы воспитателя Слушают воспитателя, наблюдают, принимают участие в беседе Выполняют практическое упражнение, пытаются передать то, что услышали, почувствовали Вытягивают ленточку, принимают участие в игре Вытягивают ленточку, рассуждают, отвечают на вопросы воспитателя |
5 | Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Привал: «Осенние посиделки» (задания на карточках) Света Г - «Доскажи словечко» Цель: Развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания. Способствовать развитию речи и обогащению словаря В сентябре осень, какая она? Например: Золотая, разноцветная… Лиза Ф Цель: Закрепить названия осенних месяцев (по порядку) Сколько месяцев длится осень? Назови по порядку осенние месяцы. Дима Дюга Цель: Учить изображать мимикой, жестами характерные особенности животных. Как ведут себя животные осенью? Изобрази, как ходит медведь (медленно, неуклюже) Саша Ф – Цель: Развивать фантазию, наблюдательность, прививать интерес к чтению. Внимательно прочитай текст. Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят, И летят… летят… летят… Пролетают паутинки, С паучками в серединке, И высоко от земли, Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето. Индивидуальная работа с Костей, Егором . Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года, развивать мышление. Воспитатель: Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Ребята, а теперь попрощаемся с лесом: Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес! | Дети находят в корзине карточку, с именем и фамилией, выполняют задания. Слушают воспитателя, прощаются с лесом. |