Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие по окружающему миру для учащихся 1-2 класса "Тайны леса: Осень"»
Занятие по экологическому воспитанию
«Тайны леса: осень»
(для учащихся 1-2 класса)
Цель занятия: уточнить, обобщить и объединить в систему первоначальные знания и представления детей о признаках осени; продолжить развивать умение распознавать деревья и животных леса. Продолжить корректировать и развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, эмоциональное реагирование. Продолжить развитие словарного запаса детей; учить чётко, логично рассказывать.
Оборудование:
Карточки со словами: осень (карточка разрезана на отдельные буквы – количества карточек по количеству детей);
Рисованные мишки, разная одежда к ним (летняя, осенняя, зимняя), шнурки – игра «шнуровка»
Фонограмма песни из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания» - Непогода; произведение П.И. Чайковского «осенняя песня»; видео материал «Времена года» с музыкальным сопровождением Вивальди «Времена года – осень»
Ход занятия
У.: Доброе утро, ребята. Давайте с вами помолчим и мысленно пошлём друг другу добрые пожелания.
А вот о чём мы поговорим с вами сегодня на занятии, вы мне скажите сами, составив из предложенных вам букв слово.
(ребята составляют из букв слово – ОСЕНЬ)
У.: Правильно, это слово ОСЕНЬ. Сегодня мы с вами ещё раз вспомним о признаках и приметах осени. Вспомним, какие же изменения произошли в живой и неживой природе.
Ребята, а что такое осень?
Д. Это время года
У.: А какие времена года вы знаете?
Д.: лето, зима, весна
У.: А после какого времени года наступает осень?
Д.: после лета
У.: А перед каким временем года?
Д.: перед зимой
У.: А какая бывает осень по времени?
Д.: ранняя, золотая, поздняя.
У.: У нас какая сейчас осень идёт?
- ответы детей
У.: А теперь давайте вспомним последовательность осенних месяцев (разложить карточки в правильном порядке)
Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь
У.: Ребята, а теперь по признакам каждого месяца вы должны назвать его. Готовы?
Слушаем внимательно:
(выходят три ребёнка в костюмах – осенние месяцы)
ОПУСТЕЛ НАШ ШКОЛЬНЫЙ САД,
ПАУТИНКИ ВДАЛЬ ЛЕТЯТ,
И НА ЮЖНЫЙ КРАЙ ЗЕМЛИ
ПОТЯНУЛИСЬ ЖУРАВЛИ.
РАСПАХНУЛИСЬ ДВЕРИ ШКОЛ,
ЧТО ЗА МЕСЯЦ К НАМ ПРИШЁЛ?
Д.: сентябрь
Сентябрь: Обо мне говорят: «В сентябре одна ягодка горька, да и та рябина»
ВСЁ МРАЧНЕЙ ЛИЦО ПРИРОДЫ:
ПОМРАЧНЕЛИ ОГОРОДЫ, ОГОЛЯЮТСЯ ЛЕСА,
МОЛКНУТ ПТИЧЬИ ГОЛОСА.
МИШКА В СПЯЧКУ ЗАВАЛИЛСЯ.
ЧТО ЗА МЕСЯЦ К ВАМ ЯВИЛСЯ?
Д.: Октябрь
Октябрь: Меня называют «грязником». Обо мне говорят: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит»
ПОЛЕ ЧЕРНО-БЕЛЫМ СТАЛО,
ПАДАЕТ ТО ДОЖДЬ, ТО СНЕГ.
А ЕЩЁ ПОХОЛОДАЛО
ЛЬДОМ СКОВАЛО ВОДЫ РЕК.
МЁРЗНЕТ В ПОЛЕ ОЗИМЬ РЖИ.
ЧТО ЗА МЕСЯЦ? ПОДСКАЖИ.
Д.: НОЯБРЬ
Ноябрь: Обо мне говорят так: «В ноябре зима с осенью борется».
У.: Спасибо вам, осенние месяцы
А кто ещё помнит приметы осени, которые люди знали с давних пор?
Д.: паутина стелется по растениям – к теплу.
Осенний иней по утрам – к сухой и солнечной погоде.
В сентябре много желудей на дубе – к холодной зиме.
У.: молодцы. А теперь давайте немного отдохнём
(проводится физ. минутка)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
У.: Очень хорошо. Молодцы! А теперь сядьте удобно, руки положите на колени, ноги вытяните вперед, закройте глазки; расслабьтесь. Отдыхаем.
(звучит музыка П.И. Чайковского «осенняя песня»
Представьте, что мы с вами входим в осенний лес. Над головой тихо шелестят желтеющие листья деревьев. Приятно греет солнышко. Хорошо. Выбираем большое дерево – это дуб. Садимся вокруг него. Слушаем звуки осеннего леса. В вышине звенит, заливается жаворонок. Это его последняя песня. Он поёт о том, как хорошо здесь было летом и как не хочется улетать в далёкие страны. Рядышком раздаётся сердитое пыхтение. Это, конечно же, ёжик пришёл за листьями, которыми он устилает свою нору.
Сверху слышится поцокивание. Маленькая красавица белка пришла к дубу наполнить свои запасы вкусными желудями, увидела нас и насторожилась. Но мы хорошие и добрые дети, мы любим животных и не обижаем их. Вдруг ласковое прикосновение к лицу.
Что это? Милый паучок – путешественник на своей паутинке опустился на щёку.
Щёкотно, но не будем шевелиться и замрём на время, чтобы, чтобы не стряхнуть маленького паучка.
Ещё мгновение и маленькое легкое дуновение теплого ветерка и наш паучок улетит на своей паутинке дальше. Счастливой тебе дороги паучок.
Ну, вот и нам пора. Открываем глазки и словно по желанию лесной феи оказываемся в классе.
Отдохнули?
Ну а теперь давайте будем работать дальше.
Вспомним, какие изменения произошли в неживой природе?
Д.: Дни короче, а ночи длиннее. Солнышко поднимается уже не так высоко как летом и греет не так жарче. Становится холоднее и т.д.
У.: А какие изменения произошли в живой природе?
Д.: Листья изменили свой цвет и опали.
У.: Как называется это явление в природе?
Д.: Листопад
У.: А почему он происходит?
Д.: Становится холодно. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску , постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме.
У.: А какую пользу дереву приносит листопад?
Д.: Дерево не сломается зимой от тяжести снега на листьях
У.: Ребята, посмотрите, во время листопада ветер перепутал листочки с разных деревьев. Попробуйте составить листочек и назвать дерево, с которого его унес ветер.
(ребята составляют рисунок листа, разрезанного в виде пазла и называют дерево)
У.: Ребята, а что это за дерево? (учитель показывает рисунок ели)
Д.: Ель
У.: А чем ель отличается от названных вами деревьев? Что мы можем сказать о них осенью?
Д.: Ель всегда зелёная, это хвойное дерево, а те лиственные.
У.: А все ли хвойные вечно зелёные?
Д.: Лиственница – нет
У.: Молодцы. Какие ещё изменения происходят в живой природе?
Д.: Птицы улетают в тёплые края.
У.: А какие птицы улетают? Назовите их…
У.: А вот я сейчас и проверю, как вы знаете название перелётных птиц. Давайте поиграем в игру «Улетели птицы». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если я что-то назову неправильно, хлопайте в ладоши. Приготовились?
УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:
ГОЛУБИ, КУНИЦЫ.
УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:
ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,
МУХИ И СТРИЖИ.
УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:
ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,
ЧИБИСЫ, ЧИЖЫ,
ГАЛКИ И СТРИЖИ,
КОМАРЫ, КУКУШКИ…
ДАЖЕ СОВЫ – СПЛЮШКИ,
ЛЕБЕДИ И УТКИ,
И СПАСИБО ШУТКЕ.
У.: Молодцы. Давайте ещё раз назовём перелётных птиц.
У.: А что же происходит с житными осенью.
Д.: животные готовятся к зиме. Они линяют.
У.: А что же такое линька?
Д.: ответы детей
У.: У некоторых животных изменяется окраска шёрстки, например у белки и зайца. Некоторые животные делают на зиму запасы пищи. Другие животные впадают в спячку – ёжики, барсуки, медведи.
А чем занимаются люди осенью?
Д.: Собирают урожай: овощи и поздние фрукты.
У.: А какие фрукты?
Д.: Яблоки, поздний виноград.
У.: А какие овощи?
Д.: ответы детей.
У.: А сейчас давайте немного отдохнём, и поиграем в игру, которая называется «собираем урожай»
(ребята делятся на две команды. Одна команда собирает фрукты, другая овощи. После подводим итоги)
У.: Молодцы. Собрали всё правильно, никто не ошибся.
Ребята, а изменилось ли что то в одежде людей? Почему?
У.: вот я сейчас и проверю, знаете ли вы как правильно одеться осенью, чтобы не заболеть. Вам сейчас предстоит одеть мишек в одежду, в которой можно гулять осенью. (ребята из предложенной бумажной одежды выбирают только осеннюю и, при помощи специального шнурка, пришивают одежду к мишке (Шнуровка). После подводим итоги)
У.: Так что же мы оденем осенью. Давайте проверим, правильно ли вы подобрали одежду….
А ещё очень часто летом и осенью люди пользуются каким то предметом, а вот каким вы мне скажите сами, выполнив ещё одно задание. Вам нужно соединить цифры в порядке возрастания.
(ребята соединяют цифры в порядке возрастания, и у них получается картинка зонтика)
У.: Ну конечно же это зонтик, который всегда спасает нас от холодных осенних дождей.
Ну что ж, с осенью можно уже и попрощаться. За окном у нас уже практически настоящая зима. Как вы уже сказали «В ноябре зима с осенью борется». Давайте ещё раз посмотрим, какой красивой бывает осень, и послушаем прекрасную музыку Вивальди, которая так и называется «Времена года – осень»
У.: наше занятие подходит к завершению. Сегодня мы с вами вспомнили признаки и приметы осени; изменения, которые произошли в живой и неживой природе. Хорошо поиграли и отдохнули. Большое спасибо вам за работу. Давайте завершим наше занятие замечательной песней из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания!» «Непогода».