Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие в 1 классе «Синичкин день»»
Морозова Татьяна Владимировна
воспитатель
ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»
Ярославская область Ростовский район
Коррекционно-развивающее занятие в 1 классе «Синичкин день»
Цель: формирование у детей чувства любви к природе, восхищения ею, воспитание ответственности и бережного отношения к природе.
Задачи:
- познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день», прививать бережное отношение к народным традициям;
- расширить экологические представления младших школьников;
- продолжить формирование главных этических категорий – любви, добра, справедливости;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Оборудование: презентация,вывеска «Синичкин день», перышки с загадками; иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы, кормушки.
Организационный момент
Поприветствуем гостей,
улыбнемся веселей
Раз, два, три, четыре, пять -
Занятие нам пора начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения.
Сегодня наше занятие будет посвящено… а впрочем, попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на занятии. Для этого предлагаю вам отгадать загадку:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «зинь- зинь»!
Угадайте что за птица?
То весёлая … (синица)
Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. (Слайд 1)
12 ноября по инициативе Союза охраны птиц России был создан новый экологический праздник «Синичкин день». Но данный шаг не был случайностью. С древности существует поверье, согласно которому, именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы. К этому дню люди готовят кормушки, припасают подкормку для птиц, читают стихи, загадывают загадки, играют и просто любуются зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. В народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. «Невеличка птичка синичка, а свой праздник знает». (Слайд 2) Сегодня мы вспомним зимующих птиц, поиграем в разные игры, узнаем что- то новое про птиц и, конечно, поговорим о том, как мы с вами можем помочь птицам.
- А какой же праздник без синички? Давайте её позовём. - Си-нич-ка! Си-нич-ка! (Слайд 3)
(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать?
1 ученик:У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, щечки белые, глаза чёрные.
2 ученик:Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
3 ученик: Летом синички живут в лесах. А к зиме перебираются к жилью человека. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
4 ученик: Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями). (Слайд 4-5)
5 ученикСамка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели.
6 ученикСамец в это время приносит корм самке. После оба родителя кормят птенцов. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
7 ученикСиницы очень полезные птицы. За сутки синица поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Синица: Как много вы обо мне знаете. А знаете ли вы, что у меня есть и сестрички.
Воспитатель:Семейство синиц насчитывает около 65 видов. Вот некоторые из них. (Слайды в презентации). В солнечный день они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан». (Слайд 6-8)
(Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи)). (Слайд 9)
Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы.
Птичья стая пролетала.
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Отгадайте загадки и узнаете, кто с нами зимует. (Вывешивается картинка птицы, среди букв найди слово)
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клёст)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5. Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно "Кар–кар–кар!" – поёт … ( Ворона)
6. Серенький, аккуратненький,
Воркует, сидит, на подружку глядит. ( голубь)
7. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появиться опять. (Снегирь)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели)
Воспитатель: Кроме этих птиц, рядом с нами зимуют и другие птицы: щеглы, сойки, чечётки, поползни, галки, совы, куропатки, тетерева.
(Слайд 10)
Я хочу вам немного рассказать об очень удивительной птице! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!
(Слад 11-12).
У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.
А сейчас поиграем в игру «Прилетели птицы».
Игра «Прилетели птицы»
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
(Дети хлопают).
-Что неправильно?
Дети. Мухи!
- А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(Дети топают).
Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
- Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
(Дети топают).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Воробьи, кукушки,
Чёрные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием.
А сейчас играем в подвижную игру «Птицелов», но сначала вспомним, какие звуки произносят птицы.
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – зинь – зинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Дети становятся в круг, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети останавливаются, а «птицелов» подходит к одному из них. До кого дотронулись, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Игра на внимание «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». (Слайд 12) - Как вы понимаете эту поговорку?
Синичка: Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.
У нас есть кормушка-домик для птиц. Сейчас каждый из вас берет картинку с птицей, называет птицу и сажает ее на кормушку. А потом будем кормить птиц.
Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.
Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков.
Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
- Ребята, давайте будем бережно относиться к зимующим птицам, заботиться о них! Развесим кормушки, и не будем забывать насыпать в них корм!
Если начал птиц кормить, Ты уж не бросай! И пустой кормушку ты Им не оставляй!
Так доверчивы они, Верят нам, как дети. Помни – ты их приручил, Ты за них в ответе!
Покормите птиц зимой.
А. Яшин
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Синичка вам принесла и хочет подарить раскраски птиц, но надо быстро ответить на ее вопрос:
О каком празднике мы говорили?
Что любят синички?
Почему клест удивительная птица?
Как поет воробей?
Как мы можем помочь птицам?
Почему сороку называют белобока?
Какие птицы любят ягоды?
Какие виды синичек запомнили?
Дети по очереди отвечают на вопрос Синички и в подарок получают раскраски птиц. После занятия все идем вешать кормушки для птиц.
Список литературы:
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2009г
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. –М.: Издательство «Гном и Д», 2007г
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда. –М.: ВЛАДОС, 1998г
Новикова И.М. Комплексный подход к изучению темы «Птицы» для детей 6-7 лет. –М.: Издательство «Гном и Д», 2005г
Фуреева Е.П Шипилова А.В. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в школе. Феникс, 2006г