Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.
Игра «Охота за синонимами»
Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.
Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.
Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.
Школьник
Спешить
Говорить
Изба
Дождь
Ученик
Торопиться
Шептать
Дом
Ливень
Игра «Найдите лишнее слово»
Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.
Примерный набор слов:
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Умный, большой, громадный, крупный.
Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.
В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.
Занимательный материал
Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне. (В. Остин)
По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.
Неправда
л
о
ж
ь
Темнота
Зной
Ураган
Несчастье
Ребята
Товарищ
Недруг
Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).
3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).
Золотистые копны соломы
На токах колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу… (торопятся) (спешат).
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникшие ели
Зелень мрачную… (берегут) (хранят).
С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас… (мороз) (холод)
Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.
Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».
Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.
Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.