ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «В МИРЕ ИГРУШЕК»
Цель: обобщить знания детей по теме «История игрушек».
Задачи:
· показать как многообразен мир игрушек;
· развивать познавательную активность, интересы;
· показать значение игрушек в жизни человека, взрослого и ребёнка.
Оборудование: карточки со словами, иллюстрации, кроссворд, выставка игрушек.
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по удивительной стране. Скажите мне, как называется эта страна? Правильно, мир игрушек.
· Как вы понимаете, что такое игрушка?
· А кто знает, когда появились первые игрушки?
Сегодня мы с вами вспомним всё то, что знаем про игрушки, историю их возникновения.
2. Остановка «Парад игрушек».
Учитель: Мир игрушек удивительно многообразен. А сколько на земле игрушек?
Ученик рассказывает стихотворение.
Сколько на Земле игрушек? -
Больше, чем в прудах лягушек!
Если вместе всё собрать,
Океанов станет пять.
Учитель: А сейчас расшифруйте слова, т.е. поменяйте буквы местами. И вы узнаете названия игрушек.
Лыкук / куклы
Толасдики/ солдатики
Меругопикш/ погремушки
Нокики/ коники
Нишамик/ машинки
Зеленяжа годаро/ железная дорога
Чям/ мяч
Нустокроктр/конструктор
Зылап/пазлы
Гаямяк ригушак/мягкая игрушка
Букик абурик/кубик Рубика
Остановка «Угадай, кто я»
Учитель: К нам в гости пришли игрушки. Они расскажут о себе, а вы узнайте, о какой игрушке идёт речь (дети рассказывают).
«Я маленькая и задорная. Меня делали из глины, дерева. Наполняли меня мелкими камушками, горошинами. Я издаю разные звуки и веселю детей». (Погремушка)
«Я надёжный и сильный. Меня делали из глины, дерева. У меня даже были колёсики. На мне можно кататься и скакать» (Конь)
«Я весёлый и озорной. Меня вырезали из дерева, шили из кожи, набивали травой и опилками, скручивали из тряпок. Я очень прыгучий и умею летать» (Мяч)
«Я смелый и отважный. Со мной можно ходить в походы и устраивать сражения. Меня делали из дерева, олова, даже из золота и серебра» (Солдатик)
«Я мягкий и пушистый. Меня любят все дети. Про меня даже написали книгу. Я совсем как живой и очень люблю малину» (Медвежонок).
«Я – куколка-милашка. У меня золотистые волосы, платье принцессы. Со мной играют все девочки. Я первая дама среди игрушек» (Кукла Барби).
Остановка «Игрушка на картинке».
Учитель: Узнайте, какая игрушка нарисована на картинке.
· Погремушка
· Египетская кукла
· Кукла-марионетка
· Кукольный домик
· Куклы-автоматы
· Пазлы
Остановка «Кроссворд».
Учитель: А сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд (на доске).
1. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
2. Из какого съедобного материала делали кукол, и поэтому их так любили мышки (Тесто).
3. Самый знаменитый конструктор из пластмассовых кирпичиков (Лего).
4. Кукла, которая двигается при помощи нитей (Кукла-марионетка).
5. Имя первого мягкого медвежонка (Тедди).
6. Роскошная игрушка, которая выглядит, как простой шкаф с дверцами (кукольный домик).
7. Самый знаменитый кубик (Рубика).
8. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
9. Знаменитый мореплаватель, который привёз резиновый мячик из Америки (Колумб).
10. Мозаика из разрезанной картинки (Пазлы).
Остановка «Подумай!»
Учитель: А сейчас ответьте на мои вопросы. Вы должны дополнить предложение.
1. В далёкие времена считали, что погремушка отгоняет от ребёнка …
2. Древние куклы часто делали без рук и без ног, чтобы …
3. Древние мячи делали, надувая …
4. Любимая игра индейцев … Она была опасной, т.к. …
5. Фарфоровых кукол в красивых и роскошных платьях делали для того, чтобы …
6. При помощи кукольных домиков мамы обучали своих дочерей …
7. Крысы любили игрушечных солдатиков, т.к. их делали даже из …
8. Первые пазлы были сделаны из …. Складывать пазлы было трудно,
потому что …
9. Первой мягкой игрушкой был …. Мягкие игрушки появились так …
10. Успех плюшевого медведя был так велик, что известный английский писатель Алан Александер Милн написал …
11. Куклу Барби так назвали в честь …
12. Первые игрушечные паровозики делали из …. У них крутились колёса, но совсем не было …
13. Конструктор Лего возник так …
14. Самый знаменитый кубик назван так, потому что …
Остановка «Сказка».
Учитель: А сейчас я вам расскажу про удивительного человека, который очень любил игрушки.
Сказка «Жил игрушечник Бартрам»
Жил на свете один добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и еще, как ни странно, известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: «Ну и наука - в игрушки играть!» Но он отвечал: «Игрушки - это очень серьезное дело». Он верил, что кукла Варя может превратиться в прекрасную принцессу или стать злой феей; он верил, что оловянный солдатик был доблестным воином, а плюшевый медвежонок когда-то бродил по лесным неведомым дорожкам.
Бартрам всю жизнь играл и не только верил в разные истории об игрушках, но и сам их сочинял. С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и подворотням. Собирал часто безногих и безруких кукол, чинил их, шил им новые платья, подбадривал и утешал их. А они рассказывали ему о себе необычные и неожиданные вещи, которые ни за что не сообщили бы другим взрослым.
Бартрам говорил: «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». Взрослые при этом пожимали плечами и отвечали: «Если хочешь изучать историю, читай книги. Зачем же лазить по чердакам и подворотням?» Но Бартраму язык игрушек казался интересней. А узнать он от них мог не меньше, чем из учебника истории.
«Вот знакомый всем мяч, - говорит Бартрам. - Мяч - это самая древняя и любимая игрушка и больших и маленьких. Ты, конечно, знаешь много игр с мячом. Но, наверное, не знаешь, что у детей, которые жили две тысячи лет назад, были такие же игры, как у тебя. Разве что немного другими были правила. И мячи отличались от твоего. В древности не было звонких резиновых мячей. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из веревок и вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только мужественный человек найдет в себе силы засмеяться, а не заплакать.
А еще в древности, как рассказывает Бартрам, любили играть в куклы. Правда, они мало походили на современных. Это были грубые чурбанчики, к которым иногда приделывали руки и ноги из тонких палочек. Ты, наверное, сначала и не понял бы, что это за странное существо.
Если ты сохранишь свои игрушки, они когда-нибудь расскажут о тебе и о твоем времени мальчишкам и девчонкам, которые будут играть в электронных роботов и межпланетные корабли. Так считал Бартрам и доказывал это.
Конечно, не всех удалось убедить в том, что изучение игрушки - это дело важное и необходимое. Бартрама давно нет на свете. Он умер больше 80 лет назад. Но он создал музей игрушек, а помогли ему люди, которые любили детей и детские игрушки.
Вот такая сказка о добром и замечательном человеке, игрушечнике Бартраме».
Вопросы: Чем прославился Бартрам?
Как надо относиться к игрушкам?
3. Заключение.
Учитель: Наше увлекательное путешествие по миру игрушек подошло к концу. Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к игрушкам на всю жизнь. И даже когда игрушка становится старой и ломается, хороший хозяин никогда её не обидит и не выбросит. К тому же игрушки – друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом, и стоит их только взять в руки - на душе сразу становится легче. Кажется, что они всё понимают, и если бы могли говорить, то сказали бы тысячу ласковых слов.