Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Права и обязанности школьников"»
Классный час "Права и обязанности школьника"
ЦЕЛИ: – помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
– воспитывать уважение к правам других;
– привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде;
– формировать желание и готовность участвовать в нём.
ОБОРУДОВАНИЕ: Устав школы, иллюстрации.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Устав школы. Права и обязанности ребёнка». ( см. приложение 1 )
Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Что означают слова «права» и «обязанности»? «Право — охраняемая государством, узаконенная возможность что — нибудь делать, осуществлять» Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.
«Обязанность — круг действий, возложенных на кого — либо и безусловных для выполнения» Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. ( Из словаря Ожегова )
То есть права — это правила, по которым живут люди.
Всё начинается с права на жизнь. Это — первый шаг на пути в будущее.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на имущество ( полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства ребёнка )
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями и т.д. Мы сегодня подробнее остановимся на праве на образование. Оно касается всех школьников.
Есть права и обязанности ученика в школе. (Знакомство с Уставом школы.)
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. К участникам образовательного процесса относятся:
- обучающиеся;
- родители (законные представители);
- педагогический персонал.
3.2. К основным правам обучающихся относятся:
- получение бесплатного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Образовательного учреждения;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- перевод в другое образовательное учреждение соответствующего типа, в случае прекращения деятельности Образовательного учреждения или аннулирования соответствующей лицензии в порядке, предусмотренном законом;
- перевод в течение учебного года в другое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы соответствующего уровня или профиля;
- уважение человеческого достоинства обучающихся;
- свобода совести и информации;
- свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных Учебным планом;
- участие в управлении Образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом Образовательного учреждения;
- участие во всероссийской и иных олимпиадах школьников.
3.3. К основным обязанностям обучающихся относятся:
- выполнение требований настоящего Устава, Правил внутреннего распорядка Образовательного учреждения для обучающихся;
- добросовестное отношение к учебе;
- уважение чести и достоинства обучающихся и работников Образовательного учреждения;
- бережное отношение к имуществу Образовательного учреждения;
- выполнение требований работников Образовательного учреждения, не противоречащих настоящему Уставу и Правилам внутреннего распорядка.
( Знакомство с памятками для школьника ) (см.приложение 2 )
Закончи предложения:
- В школе я должен ...
- В школе я имею право ...
- Ребята, как вы думаете, кто составляет правила для учащихся?
Игра: «Если бы директором был я»
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы вы стали директором?
- Как вы понимаете выражение «право на ошибку»?
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
- Какие ошибки совершаете вы сами?
- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?
- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Игра: «Найди ошибку».
- Послушайте стихотворения и отгадайте, какие ошибки совершали зверюшки.
( см. приложение 3 )
- Ребята, постарайтесь не совершать ошибок , которые допускали герои стихотворений.
- Наш классный час подошёл к концу.
- С каким важным документом вы познакомились?
- Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?
- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Обобщение: Именно это право — право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка
Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботится о них.
• Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.
• Дети имеют право на необходимый уровень жизни.
• Неполноценные дети имеют право на особую заботу и специальную профессиональную подготовку.
• Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.
• Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
• Дети имеют право на свободное образование.
• Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья.без эксплуатации или небрежного отношения.
• Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы иле солдат.
• Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного к несправедливого обращения.
• Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка для школьника ( раздаётся на руки )
Основные обязанности школьника
- В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.
- Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
- В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
- Мальчики при входе в школу снимают шапки.
- Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
- Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
- Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
- Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
- Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».
- Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.
- Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
- В коридоре нельзя бегать и кричать.
- Во время перемен можно играть в различные игры.
- Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.
- Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
- Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.