kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Птицы Саратовской области" с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Расширить познания детей о природе родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Птицы Саратовской области" с презентацией»

Экологическое занятие: «Птицы родного края, занесённые в Красную книгу»

Цели:

  1. Расширить познания детей о природе родного края.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

  3. Объединить усилия детей и родителей в заботе о птицах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационный набор дощечек и инструментов для изготовления кормушек, таблички с названиями птиц.

Предварительная подготовка:

  1. Разучивание стихов и песен с обучающимися.

  2. Подготовка учениками сообщений о птицах: дрофе, полевом луне, змееяде, ястребе-перепелятнике, скопе, пеганке, сером журавле, курганнике, степной пустельге.

  3. Изготовление различных кормушек для демонстрации.

Ход занятия:

I этап: Введение в тему, целеполагание

Учитель: Сегодняшнее занятие мы начнём с игры «Да и нет». Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте «да» или «нет».

  • В лес мы ходим иногда? (да)

  • Мы сорвём с деревьев цвет? (нет)

  • Мы оставим грязный след? (нет)

  • Любим птиц в лесу всегда? (да)

  • Птичьего не разорим гнезда? (да)

  • Птиц съедим всех на обед? (нет)

  • Кошке бросим камень вслед? (нет)

  • Вам нужна всем красота? (да)

  • Будем мы её беречь всегда? (да)

Учитель: Молодцы ребята! Вижу, что вы знаете, как беречь природу.

Учитель: А сейчас предоставим слово нашим чтецам:

(ученики читают стихи)

На нашей планете живут

Чудесные создания,

Они летают и поют

И Землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно ли жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На Земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

И обгложут ветки, почки.

Вот что будет, если птицы

Все исчезнут, пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки щебетанья,

Чик-чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете.

Учитель: Как вы поняли, о чём пойдет речь на занятии? (ответы детей)

Как думаете, вы знаете обо всех птицах нашего края? (ответы детей)

Слышали ли вы такие названия птиц: дрофа, полевой лунь, змееяд, ястреб-перепелятник, скопа, пеганка, курганник, степная пустельга? (ответы детей)

Какие задачи вы хотели бы сегодня решить? (ответы детей)

Действительно, мы познакомимся с птицами, обитающими в нашем крае, узнаем как можно сохранить редкие и исчезающие виды птиц на нашей земле.

II этап: Работа над темой

Слайд №1

Учитель: Давайте вспомним, какое положение занимает наша область на карте? (ответы детей

Слайд №2

Учитель: Вы уже знаете о существовании Красной книги. Что это за документ? (ответы детей) ) Как вы понимаете значение словосочетания: природоохранные мероприятия?

Слайд №3

Учитель: Вспомните об условиях обитания животных в нашем крае. (ответы детей)

Ученик читает стихотворение:

Мы безмерно богаты.

В лесах и степях

Столько всяких пернатых-

Не сочтёшь второпях.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково

И, гляди, удивится:

Это фауна, дескать,

Это наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство? И только?

Ну, дрозды, ну, синички…

Где запомнить все клички.

Просто птички - и только.

Слайд №4

Учитель: Давайте познакомимся с птицами, обитающими в Саратовской области.

(учитель демонстрирует слайды, ученики рассказывают, таблички с названиями птиц вывешивают на доску )

Слайд №5

(примерный текст сообщения о дрофе)

До середины XIX в. численность дрофы в Нижнем Поволжье достигала нескольких десятков тысяч особей. Сейчас общее число этих птиц стабилизировалось на отметке 6000 -7000 особей!!! Основная причина сокращения численности дрофы - распашка земель, пригодных для гнездования. Дрофа очень пугливая птица. Она слетает с гнезда, не допустив с/х машину на 150-200м. Ещё одной причиной гибели дроф является использование инсектицидов. Важно сохранять и восстановливать природные местообитания дрофы. Необходимо ежегодно охранять токовища дроф с 5 апреля по 10 мая. При обнаружении кладки механизаторы должны объехать гнездо, оставив вокруг него до 1га земли.

Слайд №6

(примерный текст сообщения о полевом луне)

Редкий гнездящийся вид области. В прошлом широко населял всё Правобережье.. В настоящее время в Правобережье распространен широко, в приграничных районах с Пензенской и Ульяновской областями даже является характерной птицей открытого ландшафта. В Заволжье сохранился только в северных, прилегающих к реке Волге. Численность повсеместно низкая.

Слайд №7- 8

(примерный текст сообщения о змееяде)

Очень редкий гнездящийся вид. Достоверное гнездование птиц в первой половине нашего столетия подтверждено лишь для территории Вольского района. В настоящее время встречается в Красноармейском районе вдоль реки Волги, а также на юге Вольского района. На весеннем пролете отмечался в Левобережье на территории Энгельсского района. Гнездится в глухих лесах с высокой численностью змей. Предпочитает поселяться в лесных массивах, образованных дубом, липой, ольхой. Гнёзда змееяда располагаются, как правило, на дубах на высоте 7-11 м. Кладки состоят из 1 чисто белого яйца. В пище змееяда абсолютно преобладают змеи. Излюбленным кормом являются медянки, реже отмечаются степная гадюка и узорчатый полоз.

Слайд №9 – 10

(примерный текст сообщения о ястребе – перепелятнике)

Обычный гнездящийся вид. В лесных районах Правобережья распространен повсеместно . Гнёзда находили на соснах, лиственницах, дубах, тополях и других деревьях, как правило на высоте 5-6 м. В кладке 4-6 яиц голубовато-белых с бурыми пестринами. Мигрируют птицы в одиночку. Часть птиц зимует. В отдельные зимы перепелятник даже обычен. В это время года часто встречается в Саратове и его окрестностях, придерживается мест скопления зимующих мелких воробьиных птиц.

Слайд №11-12

(примерный текст сообщения о скопе)

Крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев до 170 см. Взрослая окраска молодой скопы появляется через 18 месяцев жизни. По сравнении с самцами, самки скопы тяжелее, а размах их крыльев длиннее. У самок окраска более тёмная, а крапчатое ожерелье вокруг шеи более ярко выражено.

Слайд №13

(примерный текст сообщения о пеганке)

Пеганка—крупная утка с удлинёнными шеей, головой и ногами, заметно крупнее кряквы. Хорошо определяется даже с дальнего расстояния  благодаря пегому — яркому разноцветному окрасу, непохожему ни на один другой вид пернатых. Рацион пеганок состоит преимущественно из продуктов животного происхождения. Питается мелкими ракообразными, моллюсками, водными насекомыми и их личинками. 

Слайд №14 – 15

(примерный текст сообщения о сером журавле)

Серый журавль является особо охраняемым видом. Он имеет оперенье пепельно-серого цвета. Все движения журавля изящны. Эта крупная, подвижная и смышленая птица. Когда придёт журавлю охота, он забавляется весёлыми прыжками, танцует, быстро бегает взад и вперёд. Он умён, чрезвычайно осторожен, и перехитрить его очень трудно. Но при всём этом, серый журавль сильно привязывается к человеку, попавши в его общество.

Журавль очень любит порядок, не терпит на птичьем дворе ссор. Птицы одной пары нежны и верны друг к другу. Несмотря на это, они иногда ссорятся, и тогда их голос бывает громок и пугает в лесу несведущего человека.

Учитель:- Вы обратили внимание на то, что журавль быстро привязывается к человеку. О взаимоотношениях журавля и человека послушайте песню «Журавушка», в исполнении ансамбля девочек.

Текст песни «Журавушка»:

Посреди высоких травушек

Закурлыкала журавушка.

От зари до самой полночи

У людей просила помощи.

Растекалась кровь по камешкам,

И дрожала зорька ранняя.

Ощутила вдруг журавушка

Чьё-то тёплое дыхание

И кажется, мне маленькой: девчонка синеглазая,

К ней сердцем очень маленьким журавушка привязана.

И под зелёной веточкой

Два добрых взгляда встретились.

Рукам и сердцу девочки журавушка доверилась.

Набиралась сил журавушка.

На плечо садилась девочке.

Для неё простая горница

Стала домом, а не клеточкой.

Как-то стая журавлиная

Пролетала над деревнею.

Всё звала, звала журавушку

В небо песней задушевною.

Лети, лети, журавушка, лети в края далёкие.

Там синева, дубравушка, озёра синеокие.

Взметнулась в небо светлое,

Но вдруг сердечко дрогнуло:

У деревца заметила лицо родное, доброе.

Учитель: Какие эмоции испытали вы, когда слушали песню? (ответы детей)

Слайд №16 – 17

(примерный текст сообщения о курганнике)

Редкая гнездящаяся птица области. Населяет степные и полупустынные участки севера Нижнего Поволжья. В распространении курганник тесно связан с малым сусликом, в местах крупных поселений грызунов середины 1970-х гг. он был сравнительно обычным видом. В настоящее время повсеместно численность резко сократилась. Гнёзда располагаются на деревьях, на уступах и в нишах обрывов. В третьей декаде июня гнездах отмечено по 2-3 пуховых птенца.

Слайд №18 – 19

(примерный текст сообщения о степной пустельге)

Редкая гнездящаяся птица области. В настоящее время численность данного вида катастрофически низкая. Основу питания данного вида составляют различные мелкие мышевидные грызуны, ящерицы и птицы. Гнездится обычно небольшими колониями в щелях, пустотах и промоинах обрывов, реже поселяется на чердаках высоких зданий. В кладке от 4 до 7 яиц. Известны редкие случаи гнездования в сорочьих гнёздах.

Учитель: Все птицы, с которыми мы сегодня познакомились, относятся к редким, исчезающим видам. Таких видов с каждым годом становится всё больше. Поэтому взрослые создают различные программы по сохранению флоры и фауны.

Работа в парах: Подумайте, как вы, своими силами можете уберечь, защитить братьев наших меньших. Предложите самое эффективное, на ваш взгляд, природоохранное мероприятие. (ответы детей)

Мастер-класс от родителей: А сейчас своим опытом поделятся ваши папы.

(демонстрация 2-3 видов кормушек для птиц, рассказ об особенностях)

Учитель: В мастерскую по изготовлению кормушек родители приглашают всех желающих.

Учитель: Завершить сегодняшний разговор мне хочется следующими строками:

Слайд №20 - 21

Есть просто храм.

Есть храм науки

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

III этап: Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? (зеленый – да, красный – нет, жёлтый – не знаю)

Интересно ли было работать вместе с одноклассниками и родителями? (зеленый – да, красный – нет, жёлтый – не знаю)

Какие открытия сделали вы для себя на занятии? Какие природоохранные мероприятия вы посоветовали бы сверстникам7 (ответы детей)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия "Птицы Саратовской области" с презентацией

Автор: Долматова Людмила Валентиновна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства