Учитель: Сегодняшнее занятие мы начнём с игры «Да и нет». Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте «да» или «нет».
В лес мы ходим иногда? (да)
Мы сорвём с деревьев цвет? (нет)
Мы оставим грязный след? (нет)
Любим птиц в лесу всегда? (да)
Птичьего не разорим гнезда? (да)
Птиц съедим всех на обед? (нет)
Кошке бросим камень вслед? (нет)
Вам нужна всем красота? (да)
Будем мы её беречь всегда? (да)
Учитель: Молодцы ребята! Вижу, что вы знаете, как беречь природу.
Учитель: А сейчас предоставим слово нашим чтецам:
(ученики читают стихи)
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно ли жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле все пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут, пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки щебетанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
Учитель: Как вы поняли, о чём пойдет речь на занятии? (ответы детей)
Как думаете, вы знаете обо всех птицах нашего края? (ответы детей)
Слышали ли вы такие названия птиц: дрофа, полевой лунь, змееяд, ястреб-перепелятник, скопа, пеганка, курганник, степная пустельга? (ответы детей)
Какие задачи вы хотели бы сегодня решить? (ответы детей)
Действительно, мы познакомимся с птицами, обитающими в нашем крае, узнаем как можно сохранить редкие и исчезающие виды птиц на нашей земле.
II этап: Работа над темой
Слайд №1
Учитель: Давайте вспомним, какое положение занимает наша область на карте? (ответы детей
Слайд №2
Учитель: Вы уже знаете о существовании Красной книги. Что это за документ? (ответы детей) ) Как вы понимаете значение словосочетания: природоохранные мероприятия?
Слайд №3
Учитель: Вспомните об условиях обитания животных в нашем крае. (ответы детей)
Ученик читает стихотворение:
Мы безмерно богаты.
В лесах и степях
Столько всяких пернатых-
Не сочтёшь второпях.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково
И, гляди, удивится:
Это фауна, дескать,
Это наше богатство-
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство? И только?
Ну, дрозды, ну, синички…
Где запомнить все клички.
Просто птички - и только.
Слайд №4
Учитель: Давайте познакомимся с птицами, обитающими в Саратовской области.
(учитель демонстрирует слайды, ученики рассказывают, таблички с названиями птиц вывешивают на доску )
Слайд №5
(примерный текст сообщения о дрофе)
До середины XIX в. численность дрофы в Нижнем Поволжье достигала нескольких десятков тысяч особей. Сейчас общее число этих птиц стабилизировалось на отметке 6000 -7000 особей!!! Основная причина сокращения численности дрофы - распашка земель, пригодных для гнездования. Дрофа очень пугливая птица. Она слетает с гнезда, не допустив с/х машину на 150-200м. Ещё одной причиной гибели дроф является использование инсектицидов. Важно сохранять и восстановливать природные местообитания дрофы. Необходимо ежегодно охранять токовища дроф с 5 апреля по 10 мая. При обнаружении кладки механизаторы должны объехать гнездо, оставив вокруг него до 1га земли.
Слайд №6
(примерный текст сообщения о полевом луне)
Редкий гнездящийся вид области. В прошлом широко населял всё Правобережье.. В настоящее время в Правобережье распространен широко, в приграничных районах с Пензенской и Ульяновской областями даже является характерной птицей открытого ландшафта. В Заволжье сохранился только в северных, прилегающих к реке Волге. Численность повсеместно низкая.
Слайд №7- 8
(примерный текст сообщения о змееяде)
Очень редкий гнездящийся вид. Достоверное гнездование птиц в первой половине нашего столетия подтверждено лишь для территории Вольского района. В настоящее время встречается в Красноармейском районе вдоль реки Волги, а также на юге Вольского района. На весеннем пролете отмечался в Левобережье на территории Энгельсского района. Гнездится в глухих лесах с высокой численностью змей. Предпочитает поселяться в лесных массивах, образованных дубом, липой, ольхой. Гнёзда змееяда располагаются, как правило, на дубах на высоте 7-11 м. Кладки состоят из 1 чисто белого яйца. В пище змееяда абсолютно преобладают змеи. Излюбленным кормом являются медянки, реже отмечаются степная гадюка и узорчатый полоз.
Слайд №9 – 10
(примерный текст сообщения о ястребе – перепелятнике)
Обычный гнездящийся вид. В лесных районах Правобережья распространен повсеместно . Гнёзда находили на соснах, лиственницах, дубах, тополях и других деревьях, как правило на высоте 5-6 м. В кладке 4-6 яиц голубовато-белых с бурыми пестринами. Мигрируют птицы в одиночку. Часть птиц зимует. В отдельные зимы перепелятник даже обычен. В это время года часто встречается в Саратове и его окрестностях, придерживается мест скопления зимующих мелких воробьиных птиц.
Слайд №11-12
(примерный текст сообщения о скопе)
Крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев до 170 см. Взрослая окраска молодой скопы появляется через 18 месяцев жизни. По сравнении с самцами, самки скопы тяжелее, а размах их крыльев длиннее. У самок окраска более тёмная, а крапчатое ожерелье вокруг шеи более ярко выражено.
Слайд №13
(примерный текст сообщения о пеганке)
Пеганка—крупная утка с удлинёнными шеей, головой и ногами, заметно крупнее кряквы. Хорошо определяется даже с дальнего расстояния благодаря пегому — яркому разноцветному окрасу, непохожему ни на один другой вид пернатых. Рацион пеганок состоит преимущественно из продуктов животного происхождения. Питается мелкими ракообразными, моллюсками, водными насекомыми и их личинками.
Слайд №14 – 15
(примерный текст сообщения о сером журавле)
Серый журавль является особо охраняемым видом. Он имеет оперенье пепельно-серого цвета. Все движения журавля изящны. Эта крупная, подвижная и смышленая птица. Когда придёт журавлю охота, он забавляется весёлыми прыжками, танцует, быстро бегает взад и вперёд. Он умён, чрезвычайно осторожен, и перехитрить его очень трудно. Но при всём этом, серый журавль сильно привязывается к человеку, попавши в его общество.
Журавль очень любит порядок, не терпит на птичьем дворе ссор. Птицы одной пары нежны и верны друг к другу. Несмотря на это, они иногда ссорятся, и тогда их голос бывает громок и пугает в лесу несведущего человека.
Учитель:- Вы обратили внимание на то, что журавль быстро привязывается к человеку. О взаимоотношениях журавля и человека послушайте песню «Журавушка», в исполнении ансамбля девочек.
Текст песни «Журавушка»:
Посреди высоких травушек
Закурлыкала журавушка.
От зари до самой полночи
У людей просила помощи.
Растекалась кровь по камешкам,
И дрожала зорька ранняя.
Ощутила вдруг журавушка
Чьё-то тёплое дыхание
И кажется, мне маленькой: девчонка синеглазая,
К ней сердцем очень маленьким журавушка привязана.
И под зелёной веточкой
Два добрых взгляда встретились.
Рукам и сердцу девочки журавушка доверилась.
Набиралась сил журавушка.
На плечо садилась девочке.
Для неё простая горница
Стала домом, а не клеточкой.
Как-то стая журавлиная
Пролетала над деревнею.
Всё звала, звала журавушку
В небо песней задушевною.
Лети, лети, журавушка, лети в края далёкие.
Там синева, дубравушка, озёра синеокие.
Взметнулась в небо светлое,
Но вдруг сердечко дрогнуло:
У деревца заметила лицо родное, доброе.
Учитель: Какие эмоции испытали вы, когда слушали песню? (ответы детей)
Слайд №16 – 17
(примерный текст сообщения о курганнике)
Редкая гнездящаяся птица области. Населяет степные и полупустынные участки севера Нижнего Поволжья. В распространении курганник тесно связан с малым сусликом, в местах крупных поселений грызунов середины 1970-х гг. он был сравнительно обычным видом. В настоящее время повсеместно численность резко сократилась. Гнёзда располагаются на деревьях, на уступах и в нишах обрывов. В третьей декаде июня гнездах отмечено по 2-3 пуховых птенца.
Слайд №18 – 19
(примерный текст сообщения о степной пустельге)
Редкая гнездящаяся птица области. В настоящее время численность данного вида катастрофически низкая. Основу питания данного вида составляют различные мелкие мышевидные грызуны, ящерицы и птицы. Гнездится обычно небольшими колониями в щелях, пустотах и промоинах обрывов, реже поселяется на чердаках высоких зданий. В кладке от 4 до 7 яиц. Известны редкие случаи гнездования в сорочьих гнёздах.
Учитель: Все птицы, с которыми мы сегодня познакомились, относятся к редким, исчезающим видам. Таких видов с каждым годом становится всё больше. Поэтому взрослые создают различные программы по сохранению флоры и фауны.
Работа в парах: Подумайте, как вы, своими силами можете уберечь, защитить братьев наших меньших. Предложите самое эффективное, на ваш взгляд, природоохранное мероприятие. (ответы детей)
Мастер-класс от родителей: А сейчас своим опытом поделятся ваши папы.
(демонстрация 2-3 видов кормушек для птиц, рассказ об особенностях)
Учитель: В мастерскую по изготовлению кормушек родители приглашают всех желающих.
Учитель: Завершить сегодняшний разговор мне хочется следующими строками:
Слайд №20 - 21
Есть просто храм.
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
III этап: Подведение итогов, рефлексия
Учитель: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? (зеленый – да, красный – нет, жёлтый – не знаю)
Интересно ли было работать вместе с одноклассниками и родителями? (зеленый – да, красный – нет, жёлтый – не знаю)
Какие открытия сделали вы для себя на занятии? Какие природоохранные мероприятия вы посоветовали бы сверстникам7 (ответы детей)