kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия кружка «Здоровейка» в 1 классе на тему: «Культура питания. Приглашаем к чаю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

 - привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;

- формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам  из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.

   С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия кружка «Здоровейка» в 1 классе на тему: «Культура питания. Приглашаем к чаю» »

Конспект внеурочного занятия кружка «Здоровейка» в 1 классе на тему:

«Культура питания. Приглашаем к чаю»




1. Цель занятия:

- привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;

- формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;



Задачи:

- обучающие: - познакомить детей с таким видом гостеприимства, как «чаепитие»; с правилами сервировки стола;

формировать регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности)

- развивающие: формировать коммуникативные УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять; развитие творческих способностей.

- воспитательные: - воспитывать этические нормы за столом,

формировать личностные УУД (самопознание, самосовершенствование)

2. Тип занятия – познавательная деятельность.

3. Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная

4. Необходимое техническое оборудование:

- интерактивная доска, проектор, презентация по теме занятия,


Этапы занятия и цели каждого из них

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

(в мин.)

1








2.

Организационный момент

-формирование навыка коммуникативного общения



Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни «Куманёчек побывай у меня».

Слайд 1, 2.





Учитель. Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.



















Слайд 3.

Ученик: Чай горячий, ароматный.

И на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет. Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт

С благодарностью весь Славит чудо-эликсир.



Дети читают стихи.

1.Не толпитесь у двер

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки, И баранки, и коврижки.


2. Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте.

Сладким чаем запивайте.


3. Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем


Все трое (хором). К нам, смотри, не опоздай.

А не то остынет чай.



10



2

Открытие нового знания.

формирование ассоциативной памяти;

- развитие монологической речи, фантазии;

- пополнение словарного запаса

Слайд 3.

Учитель. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.

Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись. Была написана сочинённая им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора. Чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.

В Китае измельчённые листья, спрессованные в брикеты, лепёшки или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной. Как и производство шёлка. Фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.







3

3

Применение нового.


Слайд 5.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.


Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар


Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.


Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Слайд 6. Конкурс «Кто больше знает названий чая»



Слайд 7. На смену выходит другая группа – с «чайными» частушками.


На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте ж под чаёк

«Чайные» частушки!


В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.


Самовар блестит, кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!


Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!



Слайд 8.


Учитель. Начиная с VIII века, чай начал своё триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, В Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.

На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (приблизительно 400г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске. Она слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.


Слайд 9.


А как чай попал в Россию?

В1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».


Учитель. Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.


Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться» а многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.



Слайд 10. Разыгрывается сценка «Раз привёз мне барин чаю».

Раз привёз мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался-

Чай забыл я посолить.


Слайд 11.


Ученик. Чтобы не случилось таких курьёзных историй, поделимся секретами заварки чая.



Ученик. Объявляется конкурс загадок.


Слайд 12. В брюхе – баня.

В носу – решето.

На голове – пупок.

Всего одна рука

И та - на спине. (Чайник)


Слайд 13. Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)


Слайд 14. Что на сковородку наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают? (Блин)


Слайд 15. Сверху дыра.

Снизу дыра.

А посередине –

Огонь да вода. (Самовар)


Слайд 16. Ножек четыре.

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (Стол)


Слайд 17. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)



Слайд 18. Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут, и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его… (Лимон)


Слайд 19.


Учитель. В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале ХХ века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая.


В ХVIII веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Слайд 20.


Конкурс «Определите на вкус, что добавлено в чай»

(чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком и т.п.)


Учитель. Узнайте, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения?


Слайд 21. Ученик 1.

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

(К.И.Чуковский. Федорино горе)


Слайд 22. Ученик 2.

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(К.И.Чуковский. Муха-Цокотуха)


Слайд 23. Ученик 3.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(К.И. Чуковский. Мойдодыр)


Слайд 24. Ученик 4.

-Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я вам её не отдам. Потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

- Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе.

(Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.)


Слайд 25. Ученик 5.

- Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжёлый больной в мире, - воскликнул он и бросился на диванчик.

- А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.

-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!

- Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.

- Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире!

(А.Линдгрен. Малыш и Карлсон.)

Слайд 26. Конкурс «Доскажи словечко»

Я хотел устроить бал.

Я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Ножи, тарелки, вилки тут.

Но что-то гости …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…


Дети поют частушки и пританцовывают.


















Возможны ответы: «Ахмат», «Липтон», «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай» и др.



2













1










4

Итог.

Что нового и интересного вы узнали? Что больше всего понравилось?



5













3

















8

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Нина Владимировна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства