Мероприятие посвященное ДНЮ МАТЕРИ Дети заходят в зал под музыку и читают стихи.
Ученик 1
Сегодня на целом свете
Праздник большой и светлый.
Слушайте, мамы, слушайте –
Вас поздравляют дети!
Ученик 2
Дорогие наши мамы,
Заявляем без прикрас,
Что ваш праздник самый, самый,
Самый радостный для нас!
Ученик 3
Дети все пришли поздравить
Маму, бабушку, сестер.
Рад вас песней позабавить
Наш веселый детский хор!
Исполняется песня о маме.
Ученик 4
Почему так
Солнце ярко светит?
Потому, что наши мамы
Лучше всех на свете!
Потому, что мамин праздник –
Самый лучший день!
Потому, что мамин праздник –
Праздник всех людей!
Звучит первый куплет песни "Неприятность эту мы переживем" из мультфильма "Лето Кота Леопольда". Появляется Леопольд, за ним следит Мышонок.
Леопольд. Ой, куда это я попал? Ребята, извините, что я в таком виде, но эти мыши... Они все время выводят меня из равновесия.
Мышонок
Я кривляка-забияка!
Я кусака и щипака!
Вот какой я сорванец,
Не будет этому конец!
Леопольд, подлый трус! Все равно не дам тебе с праздником никого поздравить.
Леопольд
Вот видите! Дорогие ребята,
Какие вы нарядные,
Какие вы опрятные!
И как не радоваться вам –
Сегодня праздник ваших мам!
А сейчас мы поиграем,
Подзадорим наших мам.
Пусть от их улыбок ярких
Станет радостнее нам!
Игра "Собери цветок для мамы"
Два больших картонных цветка разрезаны на лепестки и сердцевину. Все части цветов лежат в беспорядке. Играющих двое. По сигналу один из них должен собрать мак, а другой – василек. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Игра "Говорим нежные слова"
Дети и несколько родителей встают в полукруг. Передавая шарик, нужно говорить нежные слова о маме. Кто не назвал, выходит из игры.
Бывают гоняльщики кошек,
А еще чемпионы подножек,
Охотники за косичками,
Увлекающиеся стычками.
Леопольд. Девочки, но ведь на мальчиков можно посмотреть и с другой стороны. Посмотрите, какие они сильные и смелые. Они ведь ваша опора в классе.
Мышонок
На девчонок нет надежды,
Подведут всех, как и прежде.
Эх, мальчишки, поднажмите
И девчонок подразните.
Ученик 5
Бывают девчонки худышками,
Толстушками, коротышками,
Задаваками обычными,
Но чаще все-таки – красивыми,
Просто очень симпатичными!
Леопольд. Молодцы! Конечно, симпатичными. Давайте проведем два конкурса: "Какая я красивая" и "Сарафаны".
Конкурс "Какая я красивая!"
Проводится среди девочек. Девочка, глядя в зеркало, должна три раза сказать: "Ах, какая я красивая!" – и не засмеяться.
Проводится среди мальчиков. По команде они должны надеть сарафаны и косынки. Кто первым сделал, тот и победил.
После того как нарядились, мальчики принимают участие в инсценировке песни. Мальчики поют на мотив песни "Во поле береза стояла":
Нынче мы надели сарафаны,
Чтобы станцевать для нашей мамы.
Люли, люли, сарафаны,
Люли, люли, все для мамы!
Поздравляем девочек мы наших.
Танец и для них вот этот спляшем.
Люли, люли, танец пляшем,
Люли, девочкам мы нашим!
Девочек и женщин поздравляем!
И здоровья, счастья вам желаем!
Люли, люли, поздравляем!
И здоровья вам желаем!
Леопольд. Молодцы, ребята! А теперь давайте проведем конкурс "Кто быстрее снимет сарафан".
Проводится конкурс.
Мышонок
Мышонок пишет письмо, забирает подарки, которые дети приготовили мамам, и убегает.
Леопольд. Ребята, давайте для наших мам покажем события из вашей школьной жизни.
Дети разыгрывают сценку "Серьезный разговор".
Ведущий
Ваня, Петя и Евгений
Собрались на перемене,
Чтоб большой вопрос решить
И серьезно обсудить:
Как вести себя им в классе,
Если Женька любит Настю,
Что им всем теперь любить
И с девчонками дружить?
Ваня первый слово взял.
Ваня
Вниманье я б не обращал
На девчонок вместе взятых,
Черных, белых, конопатых.
Что трясете головой?
Не согласны, что ль, со мной?
Ведущий. Петя молвил:
Петя
Не согласен!
Я люблю девчонок в классе!
Ведущий. Ваня фыркнул:
Ваня
Вот так смех!
Хоть одну бы, а то всех!
Все болтушки и кривляки
И ведут себя, как бяки.
Петя
Ты бы к ним поменьше лез,
А то крутишься, как бес.
Ты зачем всегда их дразнишь,
В их дела сам первый влазишь?
Ведущий. Ваня аж взорвался весь.
Ваня
А ты видел, чтоб я лез?
Не люблю девчонок в классе.
Не люблю и эту Настю!
Ведущий. Женя гневно закричал.
Женя
Что? Совсем ты одичал?
Ты не трогай Настю лучше!
Хоть и друг, пинка получишь.
Ваня
Ты меня? Попробуй тронь!
Пожалеешь уж потом!
Женя. Ну и трону!
Ваня. Ну и тронь!
Женя. Языком не балабонь!
Ведущий. Петя молвил:
Петя
Тихо! Тихо!
Больно ссоритесь вы лихо!
Ведущий.
Тут послышался звонок,
Приглашая на урок.
Петя
Ну вот, снова не успели!
Что вы, дети, в самом деле?
Женя. Перерыв уж очень мал –
Ведущий
Женя с горечью сказал.
Раз вопрос был не пустяк,
То друзья решили так:
В выходной с утра собраться
И конкретно разобраться –
Всем любить иль одному?
Всем дружить иль никому?
Подождем до воскресенья,
Чтоб узнать у них решенье.
Леопольд
Как красиво зал украшен!
И кадриль я заведу.
Дружно, весело мы спляшем
В нашем праздничном кругу.
Дети исполняют кадриль. В это время Мышонок крадет подарки и оставляет письмо. Выходят ученики и читают стихи.
Ученик 6
И скажем правду в этот день:
Охапку нежных поздравлений
Нести нам мамочкам не лень.
От всей души вас поздравляем
И подарки вам вручаем.
(Поворачивается, а подарков нет.)
А где подарки? Лишь пакет!
Что это значит? Где ответ?
(Открывает пакет и читает.)
Леопольд – подлый трус – украл подарки. Проучите его.
Доброжелатель
Леопольд. Ребята, но я не мог этого сделать. Я все время был тут: и когда вы танцевали, и когда стихи читали. Я знаю, кто это сделал. Вы не показывайте виду и продолжайте праздник, а я за Мышонком побегу и подарки вам верну. Принимаю "Озверин". Ну держись, мышонок Тим.
Леопольд пьет из банки, на которой написано "Озверин". Звучит песня "Зову мышей на бой!" (сл. А.Хайта, муз. Б.Савельева) из мультфильма "Месть кота Леопольда". Леопольд танцует и убегает.
Ученик 7
Милые мамы!
Желаем вам всего, чем жизнь богата:
Здоровья, счастья, жизни долгих лет!
Пусть этот праздник ––
На целый год в душе оставит добрый след!
Под музыку из мультфильма появляются Кот Леопольд и Мышонок.
Леопольд
Ах, бесстыдник ты, братишка!
Ведь стащил у ребятишек
Ты подарочки для мам.
А их каждый сделал сам.
Ох, и шустрый ты у нас!
За тобою глаз да глаз!
В порошок тебя сотру!
И за кражу не прощу!
Мышонок
Мама! Я боюсь ужасно!
Это сделал я напрасно!
Но простите же, ребята.
Праздник все ж, Восьмое марта!
А подарки забирайте,
Мамочкам скорей вручайте.
Прости меня, Леопольд!
Под музыку дети вручают подарки.
Леопольд. Ребята, давайте жить дружно!
Ученик 8. Хотим поведать шутки для мам на полминутки.
Разыгрываются сценки.
Сценка 1
Девочка. Где же яблоко, Андрюша?
Мальчик. Яблоко давно я скушал.
Девочка. Ты не мыл его, похоже.
Мальчик. Я с него очистил кожу.
Девочка. Молодец ты стал какой!
Мальчик. Я давно уже такой.
Девочка. А куда очистки дел?
Мальчик. Ах, очистки тоже съел.
Сценка 2
Девочка. Кто поцарапал нашу дверь?
Мальчик. Дверь поцарапал страшный зверь.
Девочка. Кто вылил на пол весь компот?
Мальчик. Компот? Наверно, Васька-кот.
Девочка. А кто порвал сегодня книжки?
Мальчик. Порвали мышки-шалунишки.
Девочка. Кто посадил кота в мешок?
Мальчик. Кота в мешок? Наш пес Дружок.
Девочка. Дружок сердито зарычал, и Вова сразу замолчал.
Леопольд. Ребята, а можно, я тоже проведу конкурсы? Мамы часто ходят за покупками, поэтому мой конкурс так и называется.
Конкурс 1. "Перенеси покупки"
Два стула стоят с одной стороны. На них по кегле (бутылка молока), кубик (буханка хлеба), мешочек с песком (пакет сахара). Напротив, в другой стороне зала, стоят два стула с корзинами. По сигналу дети бегут с одним из продуктов к корзине, кладут и возвращаются за следующим.
Конкурс 2. "Завяжи бантик"
Выходят 4 девочки и 4 мальчика. Мальчики по команде должны завязать девочкам бантики.
Конкурс 3. "Найди конфету"
В блюдце в горке муки лежат конфеты. По команде нужно ртом достать конфету.
Леопольд. Дорогие женщины и девочки! Сердечно поздравляю вас с весенним праздником!
Пусть месяц март, победно наступая,
Встречает вас веселой трелью птиц!
Мышонок
Сердечно МАМ поздравляем!
Здоровья вам и счастья без границ!
Леопольд. Ребята, нам пора возвращаться в сказку. До свидания!
Леопольд и Мышонок уходят. Дети встают полукругом.
Ученик 9
Девочки и мальчики,
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.
Ученик 10
За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки.
Ученик 11
За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.
Дети (хором). Спасибо!
Ученик 12
Пусть вам солнце светит ярко-ярко,
Пусть щебечут птицы за окном!
Чтоб не только МАМИН день –
Каждый день считался вашим днем!
Звучит заключительная песня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
института развития образования республики Башкортостан
КАФЕДРА ТЕОРИИ МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики»
Выполнила Емец Л.Р. учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Шингак-Куль
Чишминского района РБ
Уфа 2013
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В образовательном учреждении МОУ-СОШ с.Калининское на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 35 часов.
Общая характеристика учебного курса:
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
- устный опрос,
-домашняя работа (поисковая, творческая),
- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать / понимать
Уметь.
Применять.
Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма.
Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.
Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Количество часов на изучение программы 35
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1 триместр
10
1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2 триместр
11
2
Основы православной культуры
28
3 триместр
14
3
Духовные традиции многонационального народа России
6
Итого
35
Итого
35
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Учебно–тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ
Основы православной культуры
по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Всего 35 часов (1 раз в неделю)
№ п/п
№ в теме
Тема урока
Средства наглядности. Использование ИКТ
Дом. задание
Дата проведения
Коррекция
план
факт
1 триместр (10 часов)
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1
Россия - наша Родина
Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША РОДИНА», «С чего начинается Родина», аудиопесня «С чего начинается Родина»
С. 4-5, вопросы пословицы о Родине
04.09.
Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов)
1
Культура и религия
Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»
С. 6-7, вопросы
11.09.
2
Человек и Бог в православии
Иллюстрации икон (Троица, Спас и др.), церковная музыка Hallelujah Г.Ф. Гендель. Ораторя Мессия Ария короля Рене. Опера Иоланта. П. Чайковский Слава Богу за все Чуют правду. Ария Сусанина. М. Глинка
С. 8-11, вопросы
18.09.
3
Православная молитва
Молитва «Отче наш», «Отче наш. Кедров-отец», «Отче наш Д.Бортнянский»
С.12-15, вопросы, молитва
25.09.
4
Библия и Евангелие
Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя
С. 16-19, вопросы, притчи из Библии
02.10.
5
Проповедь Христа
Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин: 1.Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в., 2.Исцеление слепого. Мирожский монастырь. 12 в., 3.Исцеление сухорукого. Монастырь Хора. 14 в, аудио
Во Царствии твоем Сезар Франк - Оратория Заповеди Блаженств. Пролог Слово мама дорогое. А. Широченко
С.20-23, вопросы
16.10.
6
Христос и Его Крест
Изображение православного Креста, Аудио: Кресту твоему Кресту Твоему на греческом. Хор Ватопедского монастыря Кресту Твоему на грузинском Радуйся, Живоносный Кресте
С.24-27, вопросы
23.10.
7
Пасха
Видео: « Пасха. Пасхальные обычаи» «Воскресение Иисуса Христа», Аудио: Пасхальный звон Светлый праздник. С. Рахманинов тропарь Пасхи Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. XIX в.», «Сошествие во ад (Воскресение Христово). Русская икона 14», «Ге «Вестники Воскресения
С.28-31, вопросы, рис., поделки
30.10.
8
Православное учение о человеке
Аудио: Ария князя Игоря. Опера А. Бородина - Князь Игорь Когда душа поет. М. Блантер Литература: Круговая порука добра Душа и тело храма Книга жизни почти дочитана
С. 32-35, вопросы
06.11
9
Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии
мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро,
зло, грех, совесть , репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Аудио: Кантата Александр Невский. Ледовое побоище. С. Прокофьев Петя и волк. С. Прокофьев
с. 36-39, вопросы
13.11.
2 триместр(11 часов)
10
Заповеди
Презентация «10 Заповедей», Аудио: Дорога добра, М.Минков, Ю.Энтин. Дорога добра
С. 40-41, вопросы
27.11.
11
Милосердие и сострадание
Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIV в.», Библиотека: Слово о неком игумене, которого искусил Христос в образе нищего видео
С. 42-45, вопросы, примеры из жизни
04.12.
12
Золотое правило этики
Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница»
С. 46-47, вопросы
11.12.
13
Храм
Видео: «Храм и его устройство. Часть 3», «Храм и его устройство. Часть 4» презентация «Храмы», иллюстрации соборов
С. 48-51, вопросы
18.12.
14
Икона
Видео: «О святых иконах»
Библиотека : Образ Богоматери ,Символика иконы, Символика цвета в иконе
С.52-55, вопросы
25.12.
15
Творческие работы учащихся
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
08.01.
16
Подведение итогов
Творческие работы детей
15.01
17
Как христианство пришло на Русь
географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»
С. 58-61, вопросы
22.01
18
Подвиг
мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря»
С.76-79, вопросы
12.03.
24
Монастырь
Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»
С.80-83, вопросы
19.03.
25
Отношение христианина к природе
Эл. пособие, иллюстрации:
«Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»
С.84-85, вопросы
26.03.
26
Христианская семья
Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.»
С.86-87, вопросы
02.04.
27
Защита Отечества
Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву»
С.88-91, вопросы, Куликовская битва
16.04.
28
Христианин в труде
Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.»
С.92-93, вопросы
23.04.
3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
1
Любовь и уважение к Отечеству
Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация
С. 94-95, вопросы, примеры из жизни
30.04.
2
Творческие работы учащихся
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Подготовить творческую работу по выбранной теме
07.05.
3
Творческие работы учащихся
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Подготовить творческую работу по выбранной теме
14.05.
33
4
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Творческие работы детей
Подготовить сообщение по выбранной теме
21.05.
34
5
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Творческие работы детей
Подготовить сообщение по выбранной теме
21.05.
35
6
Подведение итогов
28.05.
Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические толы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности) и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
— специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
— религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
— художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
Список литературы:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
7. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
8. Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: