Цель: повышение уровня компетентности педагога-предметника в вопросах использования элементов логопедического сопровождения учащихся на уроках
Вводная часть Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться с Вами методами и приемами логопедической работы, которые Вы можете применить на своих уроках. Знакомство с участниками консультации. Прежде всего предлагаем познакомиться. Для этого необходимо назвать свое имя и добавить лучшую черту характера на ту же самую букву. Позвольте представиться: меня зовут Нина, настойчивая… |
Беседа об актуальности проблемы |
Основная часть Сейчас мы предлагаем Вам выполнить вместе с нами дыхательное упражнение. Имитируем речевое дыхание: вдох активный, ртом, с выпиранием живота; выдох – ртом, медленный, с постепенным уменьшением живота. Скоро праздник… СЛАЙД Дыхательная гимнастика. Как вы думаете, в каких случаях возможно ее использование? С какими категориями детей удобно ее проводить? Да, действительно, она удобна при подготовке к устному монологическому высказыванию. Также – при изучении новой лексической темы. Подойдёт для любой категории детей и даже взрослых. ФАЙЛЫ |
СЛАЙД Отдельно мы хотим упомянуть необходимость работы с обучающимися, имеющими нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание, запинки, патологически ускоренный темп речи). Вопрос оказания им логопедической помощи, конечно, лежит за пределами вашей сферы деятельности. Но в настоящее время практикуется устное собеседование как форма сдачи экзаменов в школе, и готовить ребёнка к этому нужно начинать как можно раньше. Мы предлагаем вам памятку с правилами речи для таких детей, а также систему занятий, которую можно выдать родителям для работы дома с детьми, имеющими невротическую форму заикания. ФАЙЛЫ |
СЛАЙД Также мы хотим помочь вам систематизировать знания об артикуляционной гимнастике, которую необходимо проводить для активизации артикуляционного аппарата обучающихся. Предлагаем вашему вниманию игру «Гримассимус». ФАЙЛ + ИГРА |
СЛАЙД Для развития мелкой моторики вы наверняка также используете различные упражнения пальчиковой гимнастики. Мы предлагаем вам добавить в методическую копилку нейропсихологическую игру «Попробуй повтори» для совершенствования межполушарного взаимодействия, мелкой и общей моторики. ФАЙЛ + ИГРА |
СЛАЙДЫ Данные упражнения хороши для работы по развитию устной речи. А каким же образом развивать письменную речь? Прежде всего, уважаемые коллеги, вам необходимо знать, какие типы ошибок могут быть, а это дизорфографические и дисграфические ошибки. + ТАБЛИЦЫ-РАСПЕЧАТКИ |
СЛАЙД Предлагаем вам образец письменной речи; давайте попробуем выяснить типы ошибок. ДИКТАНТ ЛОГОПАТА |
Действительно, видеть ошибки - мало, нужно пытаться их корректировать в процессе урока. Как это делать? Мы как учителя-логопеды хотим посоветовать Вам следующие упражнения. ВАЖНО: как было указано ранее, нарушения письма часто наблюдаются в совокупности с нарушениями чтения. Поэтому выдавая упражнения для профилактики и коррекции дисграфии, учитель помогает обучающемуся справляться с дислексией, и наоборот. Давайте попробуем выполнить некоторые упражнения совместно. СЛАЙД Разминка Ушакова – с. 6-7 сказки. Найди ошибки в стихах Я был у тёти на работе, БУФЕТ цветов вручил я тёте. (букет) *** Постепенно вырос СОМ, Этажей пятнадцать в нём! (дом) *** Лает из ДУДКИ собака. Видно, она забияка.(будки) | Принесли мне ТЁТКУ братья, Чтобы ею чистить платья. (щётку) *** Без родителей, вдвоём С братом в ЛОЖКЕ мы плывём. (лодке) *** — Пожалуйста, дайте зелёнку — Меня укусила СОЛОНКА!(болонка) | СЛАЙД Калейдоскоп букв – усвоение образа прописной буквы СЛАЙД Тетради для коррекции дисграфии и дизорфографии СЛАЙД Прятки, поля слов – Зегебарт Г. М. + ФАЙЛ СЛАЙД Улитки, змейки (Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками) СЛАЙД Козырева Л. М. – Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения Эдигей В. Б. – Увлечение чтением |
Написание диктантов Обратите внимание! Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, нужно нечасто и только после того, как выработан навык различения смешиваемых звуков и букв, чтобы не спровоцировать закрепления в памяти неверно написанного слова. |
Рефлексия В завершение нашей встречи предлагаем дебрифинг по следующим вопросам. Как вы себя чувствуете? Чему вы научились? Насколько это применимо в вашей практике? Плюсы/минусы. Что бы вы изменили? (Замечания) А теперь, уважаемые коллеги, давайте оценим нашу сегодняшнюю встречу наглядно. Расположите стикер по каждому критерию на шкале от 0 до 5 баллов. Чувства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Польза | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | + / - | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |