Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по безопасности в сети Интернет "Интернет - зависимый, или активный пользователь?"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33»
Занятие для детей и подростков
«Интернет-зависимый, или активный пользователь?»
Автор: Забелина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
2017 год
Тема: «Интернет-зависимый, или активный пользователь?»
Цель: психолого-педагогическое просвещение обучающихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.
Задачи:
раскрыть понятие «интернет – и игровая зависимость»;
познакомить с признаками интернет – и игровой зависимости;
расширить представление детей об Интернете;
формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение;
способствовать формированию у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет;
воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.
Оборудование:
1. Компьютер с выходом в Интернет.
2. Видеоресурсы.
3. Тест на компьютерную зависимость.
4. Изображения компьютерных смайликов.
5. Текст смс-сообщения.
Ход занятия
Организационный момент
Целеполагание и мотивация к деятельности
Сегодня мы поговорим об одной важной проблеме не только детей, но и взрослых. А сформулировать эту проблему нам поможет фрагмент видеоролика. (Просмотр фрагмента фильма Елизаветы Листовой «Дети матрицы» 1,05мин.)
Итак, о какой проблеме пойдёт речь в ходе нашего занятия? (Интернет - и игровая зависимость).
Упражнение «Смайлик - общение»
Компьютер настолько прочно обосновался в нашей жизни, что зачастую мы начинаем общаться, используя односложные предложения или заменяя слова специальными значками – смайликами. Предлагаю вам текст смс-сообщения. Необходимо передать смысл данного сообщения, используя компьютерные смайлики. (Приложение 1)
«Привет! Ты классно выглядишь на фото, которое выложил(а) вчера на страницу! Я смотрел(а) на твое фото и улыбался(ась). Мне было приятно видеть тебя такой красивой. Жду новых фото. Пока.»
Давайте обсудим. Кому было удобнее и проще писать сообщение при помощи смайликов? Удалось ли передать смысл сообщения смайликами?
Какой мы можем сделать вывод? (Ничто не заменит обычные теплые слова в адрес друга).
Создание никнейма
Виртуальное пространство социальных сетей дает возможность личности действовать анонимно или дискутировать под выдуманным именем. Поскольку, сегодня наше занятие о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм. Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как «кличка» или «прозвище».
Ник пользователя - это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым - от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка.
Это упражнение позволит вам презентовать себя. Это не совсем просто. Никнейм в Интернете, является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер.
( Дети записывают никнейм на своем бейджике).
Постановка проблемы
Ребята, скажите, можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет - это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно. Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. Проблема интернет - зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.
Давайте обратимся к результатам исследований лаборатории Касперского, проведенного в 2016 году. Дети сегодня гораздо более зависимы от своих гаджетов. По результатам опроса, 44% детей в возрасте от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно. Что же касается США, то там эта цифра составляет 83%, в России еще больше – 88%.
Составление схемы с недостающими данными «Как распознать интернет и игровую зависимость»
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет - зависимости» («сетеголизм») и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Как распознать интернет и игровую зависимость? Каковы их признаки? Давайте обратимся к видеоролику. (https://www.youtube.com/watch?v=M9Y9L4Cu_U0&feature=player_embedded) (Просмотр фрагмента видеоролика «Игровая зависимость Саши Фокина»)
Во время просмотра видеоролика, я попрошу вас заполнять таблицу с недостающими данными. (Приложение 2)
Итак, давайте обсудим, какие признаки интернет - и игровой зависимости вы можете сформулировать? Исходя из признаков, характерных для интернет - и игровой зависимости, как вы можете раскрыть это понятие? (Зависимое поведение от компьютертных игр и Интернета)
Работа в группах «Способы выхода из интернет и игровой зависимости»
Какие способы выхода из интернет - и игровой зависимости вы можете предложить? Я попрошу вас разделиться на группы и обозначить несколько способов. (Работа в группах).
Какой можно сделать вывод? Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение других интересов. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, а также поддержка родных и близких, как правило, выводят человека из зависимости.
Выполнение психологического теста «Тест на компьютерную зависимость»
Итак, я хочу, чтобы вы, проанализировали полученные в ходе занятия знания, собственное поведение, задумались над вопросом: кто я? Интернет-зависимый, или активный пользователь? Предлагаю ваш ответ подкрепить результатами «Теста на компьютерную зависимость» (Приложение 3).
(Дети выполняют тест).
Кто может поделиться результатами?
Рефлексия «Я – родитель»
Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Представьте себя на месте ваших родителей и прокомментируйте ваши действия.
Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?...
Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?...
Подведение итогов.
Наше занятие подошло к концу, выберите смайлик, который отражает ваше настроение в данный момент.
Спасибо вам за работу. Я уверена, что ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!
Приложение 1
Приложение 2
Признаки интернет – и игровой зависимости
Физические отклонения
Неадекватное поведение
Отсутствие реальных контактов
Снижение иммунитета
Отсутствие свободного времени
Невозможность контролировать свои эмоции
Пренебрежение сном
Отказ от общения с друзьями
Приложение 3
«Тест на компьютерную зависимость»
Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет - игр предлагается серия вопросов:
1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день - 3 балла
б) день через день - 2 балла
в) когда нечем заняться - 1 балл
2. По сколько часов в день играешь?
а) 2-3 часа и больше - 3 балла
б) час или 2 часа (заигрываюсь) - 2 балла
в) часик максимум - 1 балл
3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) Пока компьютер не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не разболится, вообще не выключаю - 3 балла
б) когда как , иногда сам выключаю компьютер - 2 балла
в) сам и по своей воле выключаю - 1 балл
4. Когда есть время, ты его тратишь на ...
а) на компьютер на что же ещё - 3 балла
б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть)- 2 балла
в) вряд ли сяду за этот ящик - 1 балл
5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал - 3 балла
б) было пару раз да и то не такое важное событие - 2 балла
в) нет - 1 балл
6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно - 3 балла
б) пару раз на день вспоминаю - 2 балла
в) редко, почти не вспоминаю - 1 балл
7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё или почти всё - 3 балла
б) значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня значат не меньше - 2 балла
в) ни какой роли он для меня не играет - 1 балл
8. Приходя домой, ты первым делом...
а) сажусь за компьютер -3 балла
б) всегда по-разному, могу и за компьютер сесть - 2 балла
в) ну уж точно не сяду за компьютер - 1 балл
Подсчитайте суммарный балл (диагноз):
От 8 до 12 баллов: норма («ну вроде ты нормальный»).
От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на ребенка и его занятия (« пока ты не зависим, но только пока, мой тебе совет - следи за собой»).
От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к семейному психологу («срочно обратись к психологу, а лучше к психиатру - у тебя компьютерная зависимость»).