Основная часть | | А сейчас, давайте посмотрим на слайд и проверим ваши предположения, прочитав тему нашего урока. Как вы думаете, какого человека можно назвать вежливым? (Учитель обобщает и делает вывод) Правильно, это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. Ведь изначально слово «вежливость» произошло от слова «веже»- знаток, ведать. Я думаю, что за свою ещё небольшую жизнь вы уже знаете немало вежливых слов, но знать ещё не самое главное. Нужно уметь правильно их применять в зависимости от ситуации. Этому мы сегодня и будем учиться. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео (2:35 – 5:24) Сказка о невежливом льве. Как вы думаете, о чём эта сказка? Почему орёл не хотел помогать льву? Кто подсказал льву, что ему нужно попросить вежливо? Что произошло в конце сказки? А сейчас чтение стихотворения о вежливости. Стихи о вежливости Мы все научились когда-то Ходить, рисовать, говорить. Давайте-ка вспомним, ребята, Как добрым и вежливым быть. Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «Здравствуйте!» первым скажу. Придумалось кем-то красиво- За помощь поблагодарить, Обычное слово «Спасибо» Нельзя забывать говорить. Прощаясь, мы все «До свидания» Друг другу всегда говорим, «Пожалуйста» — если желанье Иль просьбу исполнить хотим. Как много на свете полезных, Красивых и ласковых слов. Пожалуйста, только будь вежлив, Ведь это-основа основ. А вежливым быть очень просто: Будь добрым-обычный совет, Не важно, какого ты роста И сколько тебе уже лет. Какие вежливые слова вы услышали? Ребята, на слайде представлен разговор двух мальчиков, но в нём пропущены очень нужные волшебные слова. Предлагаю каждому вытянуть волшебное слово. Тот ученик, у которого будет подходящее слово, поднимает карточку. -Молодец, выходи и вешай слово на доску. Привет, Кирилл Здравствуй, Игорь Подскажи, пожалуйста, что нам задавали по русскому языку На завтра нам нужно написать сочинение на тему "Родина" Спасибо! Как ты себя чувствуешь? Уже скоро вернешься в школу? Благодарю, все прекрасно, иду на поправку Рад за тебя! Извини, пожалуйста, меня зовут ужинать Приятного аппетита! До завтра! Пока! Пропущенные слова: здравствуй, пожалуйста, спасибо, благодарю, извини, приятного аппетита, до завтра. Давайте ещё раз прочитаем вежливые слова, которые мы повесили на доску. Хорошо. Каждое вежливое слово относится к своей группе: приветствие, прощание, благодарность и просьба. Предлагаю вам выполнить задание на доске. Выходим по одному, по цепочке, начиная с первого ряда. Соотнеси вежливое слово, которое тебе дано с её группой. Ребята, а вы используете эти слова в жизни? Давайте проверим, как хорошо вы умеете вежливо общаться. Сейчас я раздам вам ситуацию, которую вы должны разыграть в паре со своим соседом. Ребята, которые сидят одни объединяются. 1-2 пара – разыгрывают приветствие. 3-4 пара – разыгрывают извинения. 5-6 пара – разыгрывают просьбу. 7-8 пара – разыгрывают благодарность. 9 пара – разыгрывают прощание. Все молодцы! А теперь я предлагаю вам составить в парах пословицы и проверить всем вместе. - вежливости открываются ….(все двери) - ласковое слово и ….(кошке приятно) - доброе слово лечит, а ….(злое калечит) - плохое слово, что ….(грязная вода) - ласковым словом и …..(мед растопишь) Давайте послушаем чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый». Был ослик очень вежливый, Воспитанный он был. Всем улыбался, кланялся И «здравствуй» говорил. Потом он отходил на шаг И говорил: - Тюлень – тюфяк, А заяц – трус, А лев – дурак, А слон – обжора и толстяк… Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? Правильно. Ослик поступал плохо. Ни разу доброго словца Он не сказал ни про кого – И я прошу тебя, дружок, Не будь похожим на него! Давайте проверим, как хорошо вы поняли правила поведения во время беседы. 1 вариант - Выберите фразы, соответствующие правилам поведения во время беседы. 2 вариант - Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы. Извините, я случайно вас толкнул. Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас? На улице, на бегу девочка крикнула своей подружке «Привет». Мам, найди мне книгу. Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро? Бабушка, а чего ты к нам приехала? Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием. 1 вариант, какие фразы выбрали вы? Называем только по 1 фразе. Почему ты выбрал эту фразу? 2 вариант, а какие фразы выбрали вы? Почему? Наш урок подходит к концу, но мы с вами ещё не помогли справиться с проблемой мальчику. Так какие же три правила он нарушил, когда на бегу крикнул « Сколько время?». 1. Надо подойти к говорящему, а не кричать издалека. 2. Он забыл поздороваться. 3. Нужно было правильно спросить « Скажите, пожалуйста, который сейчас час?». Правильно, дети, ну и конечно, когда вам ответили нужно поблагодарить. | Отвечают на вопрос учителя. Слушают учителя. Смотрят видеоролик и обсуждают его вместе с учителем. Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя. Слушают учителя. Выполняют задание. Читают вежливые слова с доски. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание. Выполняют задание. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос учителя. | Метод: словесный (беседа). Формы: фронтальная, парная работа, индивидуальная. Средства: речь учителя, видеоролик, раздаточный материал, презентация. | вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); участвуют в работе на занятие; используют логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). |