Основной момент | - Вы уже второй год вместе. Все вы сдружились. И нам очень хочется услышать имена ваших друзей. - Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? - Спасибо! - На партах у каждого лежит карточка, где записаны качества и черты характера людей. Вы должны ответить на вопрос: «Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?» (подчеркнуть). - Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнений людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы: 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами или неудачами. 3. Уметь хранить чужие тайны. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавая неловких ситуаций. 7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие). 8. Не критиковать друга в присутствии других людей если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине). 9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым). 10. Всегда выполнять свои обещания. - Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться? - Вы, конечно же, читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Если нет, то послушайте отрывок из этого рассказа и ответьте на вопрос: «Хотелось бы вам иметь такого друга?» Отрывок рассказа. - Давай, пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается. И я хотел взять мальчика за руку. Мальчик поспешно отдернул руку и сказал… - Не могу. - Что не можешь? - Идти не могу…Я часовой…Мы играем…Один большой мальчик…привел сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад. А ты будешь часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь. Ну, я и сказал: Честное слово – не уйду». Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и понял. Что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается хулиганов, не испугается и более странных вещей. А когда он вырастет…Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. - О чём говорится в этом отрывке? - Каким для нас представляется мальчик? - Теперь ответьте, почему бы вам хотелось иметь такого друга? - Да! Такого друга хотелось бы иметь каждому! Но ведь в жизни бывает всякое. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает обида и ссора. - Давайте проанализируем, когда вы обижаетесь, ссоритесь и даже деретесь. - Теперь давайте отдохнем. Физминутка Комплекс упражнений для гимнастики глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. - А сейчас – самостоятельная работа. Задание на карточке: По центру карточки расположено слово «друг». Вокруг него расположены облака с различными словами. Соберите из этих слов собственного друга, которого вы бы хотели иметь. Анализ работ. - Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. - Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. - Вы помните такую поговорку: «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться»? - Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться. - Ребята посмотрите, у меня есть прекрасный, непростой цветок – цветик-семицветик. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их. «Не мил и свет, когда друга нет». «Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей». «С добрым дружись, а лукавых берегись». «Старый друг лучше новых двух». «Хорошую дружбу топором не разрубишь». «Дерево держится корнями, а человек друзьями». - Ребята, теперь, когда мы знаем смысл народных пословиц, давайте подведем итог. Что значит слово «Дружба». - А теперь давайте вспомним добрый, умный, поучительный мультфильм: «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». - Ребята! Чему учит нас эта замечательная мультфильм? - Правильно! Быть добрым и все ссоры разрешать самым сильным оружием – улыбкой! И давайте сейчас все улыбнемся друг другу и споем замечательную песню В. Шаинского «Улыбка!» | - Моя подруга – Настя, она очень веселая и добрая, мне с ней весело и т.д. - Многие ребята не общаются и стесняются. Находят и подчеркивают эти качества. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают отрывок рассказа. - О крепком слове мальчика. - Верным и добросовестным! - Он ответственный и добрый. - Не делятся игрой, сладостями. Когда дразнят, обзывают. Выполняют задание. - Разговариваем, обнимаемся. - Да. Читают и объясняют значение каждой пословицы. - Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил. - Друга необходимо искать, а если нашел надо дружбой дорожить. - Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь. - Хорошо, когда у друга существует такое замечательное качество как доброта. Но если друг лукавит, врет – таких людей необходимо беречься. - Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг. - Перестал нуждаться в помощи друга и забыл о нем. - У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями. - Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. - То, что дружба очень важна для нашей жизни и без неё нам никуда не деться. | Методы: устный, печатно-словесный, наглядный. Средство: беседа, раздаточный материал, загадки, ребусы. |