Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия, посвященного к 800-летию Александра Невского по теме: «Александр Невский - воин-защитник».»
Конспект внеурочного занятия, посвященного к 800-летию Александра Невского в 4 классе по теме: «Александр Невский - воин-защитник».
Подготовила учитель нач. кл.Рафикова Г. К.
Тема: Александр Невский -воин-защитник.
Цель - формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность, воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, доброту, мужество, справедливость, способствовать формированию изобразительной грамотности на примере репродукций картин известных художников.
Задачи - познакомить учащихся с историей жизни Александра Невского как выдающегося полководца – защитника и спасителя Руси, его знаменитыми подвигами, изобразить портрет А.Невского (или военную атрибутику средневековья).
Планируемый результат
Предметные: формирование понятия о нравственных идеалах, умение понимать художественные произведения, грамотно отвечать на вопросы учителя; создать образ русского богатыря ,военной атрибутики средневековья.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для ре гуляции свое го действи я; умение корре ктировать выполненные з адания под ру ководством учителя.
Познавательные: грамотно отвечать на вопросы учите ля, делать в ыводы в резу льтате совместной работ ы.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мне ние и пози цию; слушат ь и понимать речь дру гих.
Личностные: формирова ние осозна ния себя гражданином Росс ии, воспит ание в себе чу вства патриотизма на примере жизн и А.Невско го.
Оборудование:
Для учителя:
портреты А. Невского, выполненные разными художниками, презе нтация, компьютер, подключение к сети интернет.
Для учащихся:
альбом для рисования, цветные к арандаши, простой карандаш.
План урока.
1. Организация начал а урока.
2. Сообщение темы и це лей.
3. Сообщение новых з наний.
4. Закрепле ние.
5. Инструктаж к практической работе.
6. Практическая работа учащихся.
7. Подведе ние итогов урока.
Ход урока.
Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей.
Тема урок а: Александр Невский - воин-защитник.
Занятие у нас се годня посвящено к 800- летию выда ющегося русс кого богат ыря-воина А лександра Не вского. Узнаем его историю и будем работать по те ме русского ис кусства. Но с начала пос мотрим, ка кие же люди жили на Рус и в средневековье, познакомимся с к артинами ху дожников, изобразавших русс ких сильны х людей, защитников Родины. А еще сегодня мы с вами попробуе м сами создать образ дре внерусского воина- защитника Алекс андра Невс кого, его вое нную атрибут ику. Я оче нь надеюсь н а то , что м ы с вами с правимся с данной задаче й .
3. Сообщение новых знаний.
-Сегодня узнаем, кто же т акой Алекс андр Невск ий? На уроках литературного чтения м ы с вами у же познакомились с русс кими богат ырями -это Алеша Попов ич, Добрын я Никитич, И лья Муромец. Вс помните, к акими качествами они обладали? Ка к восприни мал их народ ?
Как вы уже знаете, изд авна наша Русс кая земля богата бескрайними лес ами, морям и, полями, которые всегда привлекали чу жестранцев. И они всегда н ападали на н ашу Русь. Но у н ас всегда были воины – защитники, которые сражалис ь за свой н арод, за с вою Русь. И сегодня я хочу р ассказать о в ыдающимся че ловеке , герое, к нязе Алекс андре Невс ком.
Родился Але ксандр Невс кий 30 мая 1 221года в горо де Переясл авле - За лесском. Но это не точная дата е го рождени я. Историк и автор книги Н. К лепинин сч итает, что о н родился 1 3 мая 1220 года. Отец его, Ярос лав Всеволодович, суз дальский к нязь, был « князь крот кий, милост ивый и человеколюбивы й». Мать с вятого Але ксандра Не вского Фео досия, - р язанская к нягиня, об ладала добр ым и тихим нравом. От с воих родите лей Алекса ндр Невски й унаследовал мудрост ь, беззавет ное мужест во и состр адание к л юдям, и люб вь к родной земле.
Когда Алекс андру Невс кому испо нилось чет ыре года, сост ялся обряд пос вящения в воины. Его о поясали мечом и посадили на коня. В ру ки дали лу к со стрелами. С этого дня ста ли обучать воинскому ис кусству - у мению владет ь мечом, стре лять из лу ка.
Но не толь ко военное де ло постига л Александр Невский. Учи ли его пис ьменности и счету, а оте ц наставля л защищать Русс кую землю, править
людьми, береч ь веру пра вославную. С юных лет Але ксандр был пост авлен княж ить в Новгороде. За ум, добр ый нрав, отвагу и рассу дительност ь пришелся по нраву жителя м города. Н арод с гор достью и радостью любовался им и с почте нием относ ились к его реч ам. Посмот ите , как о н выглядел( показываем портрет ы А.Невско го и вкрат це описывае м каждого из н их см.приложения д.м.).Посмотрите первые два портрет а (стр.1.2.д.м). Опишите эт и портреты: к акие у него г лаза, како й взгляд, к акое лицо? (бесстр ашные и добр ые глаза, у веренный, це леустремле нный взгля д, доброе лицо).А что мо жете сказат ь по карти не Павла Кор ина «Алекс андр Невск ий»? (стр. 3.д.м.) Опишите воина (бесстр ашный, храбрый, отлично в ладеет мечо м, готов к б итве). Смотр им на карт ину Васне цова В.М. « Богатырски й скок» (стр.4 д.м.). Что можете сказат ь об этой к артине? (храбрый воин-бо гатырь, от личный всадник, умеет у правлять конем). Итак,каким вы видите А.Невского на этих картинах? (Алексан др Невский н а этих карт инах изображен храбр ым, мужест венным герое м ,готовым всту пить в бой в л юбое время с л юбым врагом).
Почему же к нязя Алекс андра назв али Невски м? Потому, что о н разбил ш ведов на ре ке Неве, тогда ему бы ло всего 20 лет. О н напал неожиданно, когда шведы от дыхали и не ждали нападе ния. Самоотверженно сражались русские воины, но то лько к вечеру одолели вра га. Князь А лександр с побе дой вернулс я домой. Пос ле этого сражения князя стали звать Невски м.
Еще больше к нязь просл авился, ко гда он выи грал битву с кресто носцами Те втонского Ор дена. Произошло сра жение между войском Алекс андра Невс кого и рыц арями Ливонского орде на на Чудс ком озере. Впоследствии эту битву ст али называт ь «Ледовое побоище». После Ле дового поб ища послам Л ивонского ордена, приб ывших к Але ксандру Не вскому в Но вгород прос ить «вечного мира», о н произнёс с лова: «Кто к н ам с мечом пр идёт - от меча и погибнет». Смысл этих с лов таков — м ы мирный н арод, но не д адим себя в об иду. Мы готовы с оружие м в руках з ащищать свою землю и с вободу. И л юбая агресс ия против н ашего наро да будет обрече на на пора жение. Дав айте посмотр им краткий видеоролик об этом зн аменитом побоище. (видео- анимация пр илагается).
-Ребята , а благодаря че му он выигр ал это сра жение.?(бл агодаря хитрому плану -о н расстави л своих воинов не ка к обычно, а т ак, что в итоге противн ики оказал ись в окру жении и, в процессе кров авой битв ы, враг бы л уничтоже н.).Давайте н аши знания о ле гендарном по двиге А. Не вского закрепим еще раз прос мотром корот кой презентации о Ледовомпобоище. Эту презент ацию вызва лся мне сде лать один в аш однокласс ник, котор ый несколько раньше познакомился с бое м на Чудско м озере и он сам нас с н им познакомит. (Прос мотр презе нтации уче ника «Ледовоепобоище», коммент ирует сам уче ник, см.приложе ние )
-Просмотрев ролик, презе нтацию, о к аких качест вах А.Невс кого можно е ще говорит ь? Да он б ыл смелым, хр абрым, а е ще каким он был? (Але ксандр был не то лько сильн ым и храбр ым, но еще оче нь умным и от лично зна ющим и любящим воинс кое дело.)
-За всю сво ю жизнь кн язь не проиграл ни одного сраже ния, с малыми силами побе ждал сильне йших и ста л он считат ься ангело м-хранителе м своего н арода. Наро д стал обр ащаться к не му с молит вой в помощи. Поэтому о н был причислен к ли ку святых. В 1263 г. пос ле очередно й поездки в Ор ду князь т яжело заболел и вскоре у мер. Ему б ыло около 4 2-43лет. По хоронили к нязя во Вл адимире.
С памятью н арода об А лександре Не вском связ ано нескол ько мест и в У льяновской об ласти. В чест ь его 800- летия 6 де кабря 2020 года произошли два зна ковых событ ия.
Первым соб ытием стало ос вящение мест а под стро ительство к аменного А лександра - Невского храма взамен н ынешнего дере вянного, котор ый уже не вмещает все х желающих.
Вторым знач имым событ ием стало открытие памятника-бюст а святому к нязю Алекс андру Невс кому на терр итории Симбирской гим назии «ДАР».( показываем бюст-изобра жение, см.приложение д. м. стр 5)
– Мы стоим рядом с мону ментом великому сыну зе мли Русско й. Его фигур а поистине з начима для н ашей стран ы. Алексан др Невский олицетворяет собой безгранич ную любовь к н ашему Отечест ву, – сказал на откр ытии монуме нта губерн атор Ульяно вской област и Сергей Морозов.
4.Закрепление.
Итак, ребят а, Алексан др Невский ст ал символо м, указыва ющим путь н ашей Родин ы в истори и. Именно о н завещал н ам твёрдо стоять в вере прот ив соблазнов, защищат ь и любить с вою страну.
5.Инструктаж к практической работе.
- Сегодня м ы с вами бу дем выполн ять образ воина-защитн ика, русско го богатыря. Перед в ами нескол ько образов этого воина ,вы мо жете изобразить любо го. Внимате льно рассм атриваем образцы на карт ине. Но ка ждый может изобразить воина по своему, т аким , как им вы его видите. Мож но также изобразить воина только прост ым каранда шом, а те кто затрудняетс я изобразить портрет, может изобразить только вое нную атрибут ику средне вековья - меч, щит ,шлем или костюм(с м. ниже) . Все это тоже можно рассмотреть н а данных к артинках.
6. Практическая работа учащихся.
Военная атрибутика средневековья .
7. Подведение итогов урока.
-Итак, посмотрим, у кого что получилось (рассматриваем рисунки).
Молодцы! Справились с заданием!
Ребята! Сегодняшний урок хочу закончить со следующими строками, которые напрямую относятся к великому князю-воину А.Невскому:
Славных лиц в России много: Тех, кто край родной любя, Укреплял Державу строго, Не жалел в трудах себя. Тот эскадру вёл отважно, Тот солдат, тот славный князь. Дел узор вплетали важный В историческую вязь.
В сердце каждого потомка Оставляли яркий след Честной службой, битвой громкой, Славой доблестных побед. И открытием научным, И правлением с умом, И стихом красивым, звучным, Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна Златом добрых славных дел. Жизнь того лишь не напрасна, За Отчизну кто радел.