kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного мероприятия "Профессии музейных работников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном занятии дети знакомятся с профессиями музейных работников: хранитель, экскурсовод, смотритель, реставратор. Занятие можно провести с детьми 9-10 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия "Профессии музейных работников"»

Тема занятия: «Профессии музейных работников»

Категория участников: 4-б класс

Учитель: Шияненко А. В.

Цель: дать знания учащимся о профессиях музейных работников.

Задачи:

Личностные:

- формировать чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;

Регулятивные:

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

Коммуникативные:

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

- высказывать суждения, аргументировать.


Тип занятия: комбинированное


Методы:

  • Словесный: объяснение нового материала; беседы с учащимися в процессе изучения темы;

  • Наглядный: применение наглядных пособий, справочной литературы, технических средств;

  • Практический: работа с письменными источниками;

  • Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Оборудование:

  • Компьютер, телевизор

  • Смайлы настроения (хорошее, неопределенное или равнодушное, недовольное)


Раздаточный материал:

  • Карточки «Профессии», «Народный костюм» (пазлы);

  • Памятки «Правила поведения в музее»;

  • Толковые словари;

  • Верёвочки с узелками.




Ход занятия.


Орг. момент


Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.


Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.


– Добрый день всем присутствующим в классе! Ребята, сегодня мы принимаем гостей. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу. Подумайте о чём-нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня.

Определение цели занятия

- Отгадайте загадку:

Я посетить хочу давно

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья-

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки.

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в… (музей)

- Молодцы. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется «музей».  

- Каждый из вас когда-то посещал музей. Давайте дадим определение слова «Музей». Обратимся к словарю.

МУЗЕЙ — учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. СЛАЙД 1

(Ответы детей) 

1 группа Музей - это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей.

2 группа Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.

-А для чего нужны музеи?

3 группа В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.

4 группа Музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного.

5 группа В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. 

- Вам интересно узнать, кто же эти люди? Тогда подумайте и сформулируйте тему нашего занятия.

(Ответы уч-ся)– Мы будем знакомиться с музейными профессиями. СЛАЙД 2.

-Перед вами лежат верёвочки с узелками. Раньше мы завязывали узелок, чтобы запомнить что-то новое, а сегодня мы будем развязывать узелки, выполняя разные задания. Вы правильно сформулировали тему занятия и можете развязать 1 узелок

Наш девиз – «У нас всё получится!».

Открытие нового знания

- Самым главным в музее является экспонат - предмет, который выставляют в музее или на выставке для просмотра посетителями. Экспонаты могут дарить музею люди. Многие экспонаты ищут на археологических раскопках.

- Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь.

Неважно куда вы отправитесь, – в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, – везде вас первым встретит музейный работник.  От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Именно об этих людях мы сегодня и будем говорить.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ в конце занятия?

(Ответы уч-ся)- Кто же такой музейный работник? Каким он должен быть?....

- Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник».

– Посмотрите на список профессий и выберете те, которые, по вашему мнению, являются музейными профессиями.

Повар, Строитель, Хранитель, Музыкант, Экскурсовод, Реставратор, Сварщик, Смотритель, Швея.

Группы меняются карточками и проверяют друг друга. 2 узелок

Игра-упражнение «Музейная команда».

- А сейчас я предлагаю вам игру «Музейная команда». Но давайте сначала вспомним правила работы в группе (не называть друг друга по фамилии, не ссориться, помогать друг другу…)

- «Что? Какой? Откуда? Как?» Ваша задача отгадать по описанию экспонаты.

1.Впервые он был изготовлен в городе Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

2. Этот предмет народного быта делали из древесины яблони, липы, рябины. При её изготовлении резчик использовал особый топорик, рашпили, резцы и нож. Она получалась лёгкой, удобной и не нагревалась от горячей пищи. На Руси её делали расписной и вырезной.

3. Это распространённый в русских избах инструмент для прядения нитей. Он представлял собой конусообразную палочку с утолщением посередине. Украшали его в тех случаях, когда преподносили женщине в подарок. Материалом для изготовления служила обычно древесина берёзы, ясеня, груши и др.

4. Один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было делать его из глины и украшать глазурью. Для того, чтобы вынуть его из печи использовали ухваты. В нём пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому долго не остывала.

5. На Руси каждый крестьянин мог сделать этот предмет быта.

Её плели из веток лозы: маленькую или большую, круглую или овальную, с простым или сложным плетением. Без неё в хозяйстве обойтись было трудно. В ней носили бельё на речку; ходили по грибы и ягоды.

– Теперь вещь может найти по описанию не только её владелец. Записанные факты, связанные с вещью, останутся в памяти людей навсегда. В музее эта работа необходима. Ею занимаются «хранители» вещей. Мы только что ими поработали. И можем развязать 3 узелок.

КАРТОЧКА «ХРАНИТЕЛЬ» НА ДОСКЕ


– Со временем вещь начинает «болеть» (тускнеют краски, рвётся ткань, появляются сколы), человек какой профессии приходит к ней на помощь?

Реставратор.

КАРТОЧКА «РЕСТАВРАТОР» НА ДОСКЕ


– Правильно. Реставратор – это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине или скульптуре, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Игра «Реставратор».

Поработаем реставраторами. Каждой группе выдаются комплекты пазлов (русский народный костюм). Дети составляют из фрагментов целое изображение.

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с реставрационными работами). Развяжите ещё один узелок. 4 узелок

- «Язык» вещи будет тем понятнее, чем больше мы будем о ней знать.

– Кто помогает нам услышать историю музейных экспонатов, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае?

– Правильно. Экскурсовод . Он переводит язык вещей на язык людей.

КАРТОЧКА «ЭКСКУРСОВОД» НА ДОСКЕ

Игра – экскурсовод.

Попробуем себя в роли экскурсовода. (Дети выбирают экскурсовода 1-2 и рассказывают по выбранному описанию о предмете собранной картинки по пазлам)

Женский костюм. СЛАЙД

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник и сарафан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. Рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали её поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Головной убор. СЛАЙД

Очень важная часть костюма. По нему в старину, можно было многое узнать о женщине и её возраст, семейное положение, даже количество детей. Девицы носили венцы и повязки. Замужние женщины прятали волосы под кокошник.

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звёзд, дерева, птиц.

В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

Мужской костюм. СЛАЙД

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Порты шились неширокие. Заправляли в онучи или в сапоги из цветной кожи.

Верхней одеждой служил кафтан из сукна, а зимой – овчинные шубы.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические. Каждая пуговица имела свое название.

Обувь. СЛАЙД

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую верёвку.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетённая из древесного лыка, типа сандалий. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти. Длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня. Зимой носили валенки.

Пояс. СЛАЙД

Слово “пояс” означает - полоса. Им подвязывались рубахи, сарафаны, верхняя одежда. Изготавливались пояса из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти. Они были не только украшением одежды, но играли и практическую роль: в опоясанной одежде было теплее, удобнее работать. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов и поясные сумочки для разной мелочи. Назывались они «карман». Пришивать их к одежде стали позже. В таком кармане хранились ключи, кошельки и лакомства для детей.

Аплодисменты каждой группе. Развязали 5 узелок.

- Посмотрите, сколько экспонатов мы собрали. А в каком музее может быть такая экспозиция? (краеведческий музей, исторический музей, музей народного быта…)

- В каком бы музее вы не были, надо соблюдать правила поведения.

Физминутка.


- Я буду читать высказывания, а вы хлопайте в ладоши, если это делать можно, а если нельзя – то топайте.

1. Все вещи, в том числе и верхнюю одежду,

нужно носить с собой в музее. –

2. Экскурсовода нужно слушать внимательно. +

3.Экпонаты трогать руками нельзя. +

4. В музее можно громко разговаривать и смеяться. -

5. После экскурсии экскурсоводу можно задавать вопросы. +

6. Во время экскурсии можно кушать мороженое. –

7. Можно пользоваться телефоном и другими гаджетами. -

8. После окончания лекции надо поблагодарить экскурсовода. +

9. Фотографировать можно без разрешения. -

10. Гости музея должны быть вежливыми и терпеливыми. +

-Я вам хочу раздать памятки, чтоб вы не забывали, как нужно вести себя в музее

- Ребята, а почему в музее такие строгие правила поведения? (Ответы детей)

- В музее предметы живут долго, потому что люди здесь относятся к ним с уважением. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво.

Поэтому в музейном зале всегда присутствует человек, который внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями.

- А как называется этот сотрудник музея? Смотритель. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались.

-Молодцы! Развяжите ещё один узелок. 6 узелок

КАРТОЧКА «СМОТРИТЕЛЬ» НА ДОСКЕ

- Мы с вами выяснили, какие обязанности выполняют некоторые музейные работники. Давайте составим характеристику сотрудника музея. Какими качествами он должен обладать?

Составляют характеристику работника музея. Предполагают, что музейный работник должен обладать следующими качествами:

  • любовь к истории и искусству;

  • аккуратность;

  • доброжелательность;

  • внимательность;

  • усидчивость;

  • эрудиция;

  • знание иностранных языков;

  • умение общаться с людьми;

  • неконфликтность;

  • грамотная речь;

  • правильное произношение.

Ученики:

История не любит суетиться.

Она лишь усмехнётся свысока,

Когда на пожелтевшие страницы

Посмотрим через годы и века.

Беседовать неторопливо с нею,

Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!

Рефлексия. Подведение итогов.

- Довольны ли вы своей работой? СВЕТОФОРЫ

- Вы получили ответы на поставленные в начале урока вопросы?

Домашнее задание: Сколько узелков вы развязали? На верёвочке остался ещё 1 узелок. 7 узелок. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность «Музейные профессии», о которых мы не говорили.









История не любит суетиться.

Она лишь усмехнётся свысока,

Когда на пожелтевшие страницы

Посмотрим через годы и века.

Беседовать неторопливо с нею,

Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!







1 1 1 1 1

2 2 2 2 2

3 3 3 3 3





  • любовь к истории и искусству;

  • аккуратность;

  • доброжелательность;

  • мужество;

  • внимательность;

  • знание сельскохозяйственных культур;

  • усидчивость;

  • эрудиция;

  • знание иностранных языков;

  • умение общаться с людьми;

  • неконфликтность;

  • отвага;

  • грамотная речь;

  • правильное произношение.

  • любовь к истории и искусству;

  • аккуратность;

  • доброжелательность;

  • мужество;

  • внимательность;

  • знание сельскохозяйственных культур;

  • усидчивость;

  • эрудиция;

  • знание иностранных языков;

  • умение общаться с людьми;

  • неконфликтность;

  • отвага;

  • грамотная речь;

  • правильное произношение.













Повар, строитель, хранитель, музыкант, экскурсовод, реставратор, сварщик, смотритель, швея.







Повар, строитель, хранитель, музыкант, экскурсовод, реставратор, сварщик, смотритель, швея.



Повар, строитель, хранитель, музыкант, экскурсовод, реставратор, сварщик, смотритель, швея.







Повар, строитель, хранитель, музыкант, экскурсовод, реставратор, сварщик, смотритель, швея.



Повар, строитель, хранитель, музыкант, экскурсовод, реставратор, сварщик, смотритель, швея.





















Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник и сарафан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. Рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой.

Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали её поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.









Головной убор - очень важная часть костюма. По нему в старину, можно было многое узнать о женщине и её возраст, семейное положение, даже количество детей. Девицы носили венцы и повязки. Замужние женщины прятали волосы под кокошник.

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звёзд, дерева, птиц.

В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.













Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Порты шились неширокие. Заправляли в онучи или в сапоги из цветной кожи.

Верхней одеждой служил кафтан из сукна, а зимой – овчинные шубы.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические. Каждая пуговица имела свое название.













В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую верёвку.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетённая из древесного лыка, типа сандалий. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву.

С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти. Длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня.

Зимой носили валенки.











Слово “пояс” означает - полоса. Им подвязывались рубахи, сарафаны, верхняя одежда. Изготавливались пояса из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти. Они были не только украшением одежды, но играли и практическую роль: в опоясанной одежде было теплее, удобнее работать.

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов и поясные сумочки для разной мелочи. Назывались они «карман». Пришивать их к одежде стали позже. В таком кармане хранились ключи, кошельки и лакомства для детей.















































1. Впервые он был изготовлен в городе Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Его делали круглым или цилиндрическим. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

…………………………………………….

2. При её изготовлении резчик использовал особый топорик, рашпили, резцы и нож. Она получалась лёгкой, удобной и не нагревалась от горячей пищи. На Руси её делали расписной и вырезной из древесины яблони и липы

……………………………………..

3. Это распространённый в русских избах инструмент для прядения нитей. Он представлял собой конусообразную палочку с утолщением посередине. Украшали его в тех случаях, когда преподносили женщине в подарок. Материалом для изготовления служила древесина берёзы и ясеня.

……………………………………...

4. Один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было делать его из глины и украшать глазурью. Для того чтобы вынуть его из печи, использовали ухваты. В нём пища долго не остывала.

……………………………………..

5. Её плели из веток лозы: маленькую или большую, круглую или овальную, с простым или сложным плетением. Без неё в хозяйстве обойтись было трудно. В ней носили бельё на речку; ходили по грибы и ягоды.


……………………………………..



1 Музей - это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей.





2 Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.





3 В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.





4 Музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного.





5 В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. 




















1. Все вещи, в том числе и верхнюю одежду,

нужно носить с собой в музее. –


2. Экскурсовода нужно слушать внимательно. +


3.Экпонаты трогать руками нельзя. +


4. В музее можно громко разговаривать и смеяться. –


5. После экскурсии экскурсоводу можно задавать вопросы. +


6. Во время экскурсии можно кушать мороженое. –


7. Можно пользоваться телефоном и другими гаджетами. –


8. После окончания лекции надо поблагодарить экскурсовода. +


9. Фотографировать можно без разрешения. –


10. Гости музея должны быть вежливыми и терпеливыми. +





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект внеурочного мероприятия "Профессии музейных работников"

Автор: Шияненко Анна Владимировна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 529987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства