На данном занятии дети знакомятся с профессиями музейных работников: хранитель, экскурсовод, смотритель, реставратор. Занятие можно провести с детьми 9-10 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия "Профессии музейных работников"»
Тема занятия:«Профессии музейных работников»
Категория участников: 4-б класс
Учитель: Шияненко А. В.
Цель: дать знания учащимся о профессиях музейных работников.
Задачи:
Личностные:
- формировать чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные:
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
Коммуникативные:
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Тип занятия: комбинированное
Методы:
Словесный: объяснение нового материала; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, справочной литературы, технических средств;
Практический: работа с письменными источниками;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Оборудование:
Компьютер, телевизор
Смайлы настроения (хорошее, неопределенное или равнодушное, недовольное)
Раздаточный материал:
Карточки «Профессии», «Народный костюм» (пазлы);
Памятки «Правила поведения в музее»;
Толковые словари;
Верёвочки с узелками.
Ход занятия.
Орг. момент
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок.
Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели.
– Добрый день всем присутствующим в классе! Ребята, сегодня мы принимаем гостей. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу. Подумайте о чём-нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня.
Определение цели занятия
- Отгадайте загадку:
Я посетить хочу давно
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья-
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки.
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в… (музей)
- Молодцы. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется «музей».
- Каждый из вас когда-то посещал музей. Давайте дадим определение слова «Музей». Обратимся к словарю.
МУЗЕЙ — учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. СЛАЙД 1
(Ответы детей)
1 группа Музей - это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей.
2 группа Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.
-А для чего нужны музеи?
3 группа В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.
4 группа Музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного.
5 группа В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением.
- Вам интересно узнать, кто же эти люди? Тогда подумайте и сформулируйте тему нашего занятия.
(Ответы уч-ся)– Мы будем знакомиться с музейными профессиями. СЛАЙД 2.
-Перед вами лежат верёвочки с узелками. Раньше мы завязывали узелок, чтобы запомнить что-то новое, а сегодня мы будем развязывать узелки, выполняя разные задания. Вы правильно сформулировали тему занятия и можете развязать 1 узелок
– Наш девиз – «У нас всё получится!».
Открытие нового знания
- Самым главным в музее является экспонат - предмет, который выставляют в музее или на выставке для просмотра посетителями. Экспонаты могут дарить музею люди. Многие экспонаты ищут на археологических раскопках.
- Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь.
Неважно куда вы отправитесь, – в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, – везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Именно об этих людях мы сегодня и будем говорить.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ в конце занятия?
(Ответы уч-ся)- Кто же такой музейный работник? Каким он должен быть?....
- Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник».
– Посмотрите на список профессий и выберете те, которые, по вашему мнению, являются музейными профессиями.
Группы меняются карточками и проверяют друг друга. 2 узелок
Игра-упражнение «Музейная команда».
- А сейчас я предлагаю вам игру «Музейная команда». Но давайте сначала вспомним правила работы в группе (не называть друг друга по фамилии, не ссориться, помогать друг другу…)
- «Что? Какой? Откуда? Как?» Ваша задача отгадать по описанию экспонаты.
1.Впервые он был изготовлен в городе Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
2. Этот предмет народного быта делали из древесины яблони, липы, рябины. При её изготовлении резчик использовал особыйтопорик, рашпили, резцы и нож. Она получалась лёгкой, удобной и не нагревалась от горячей пищи. На Руси её делалирасписной и вырезной.
3. Это распространённый в русских избах инструмент для прядения нитей. Он представлял собой конусообразную палочку с утолщением посередине. Украшали его в тех случаях, когда преподносили женщине в подарок. Материалом для изготовления служила обычно древесина берёзы, ясеня, груши и др.
4. Один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было делать его из глины и украшать глазурью. Для того, чтобы вынуть его из печи использовали ухваты. В нём пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому долго не остывала.
5. На Руси каждый крестьянин мог сделать этот предмет быта.
Её плели из веток лозы: маленькую или большую, круглую или овальную, с простым или сложным плетением. Без неё в хозяйстве обойтись было трудно. В ней носили бельё на речку; ходили по грибы и ягоды.
– Теперь вещь может найти по описанию не только её владелец. Записанные факты, связанные с вещью, останутся в памяти людей навсегда. В музее эта работа необходима. Ею занимаются «хранители» вещей. Мы только что ими поработали. И можем развязать 3 узелок.
КАРТОЧКА «ХРАНИТЕЛЬ» НА ДОСКЕ
– Со временем вещь начинает «болеть» (тускнеют краски, рвётся ткань, появляются сколы), человек какой профессии приходит к ней на помощь?
– Реставратор.
КАРТОЧКА «РЕСТАВРАТОР» НА ДОСКЕ
– Правильно. Реставратор – это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине или скульптуре, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.
Игра «Реставратор».
Поработаем реставраторами. Каждой группе выдаются комплекты пазлов (русский народный костюм). Дети составляют из фрагментов целое изображение.
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с реставрационными работами). Развяжите ещё один узелок. 4 узелок
- «Язык» вещи будет тем понятнее, чем больше мы будем о ней знать.
– Кто помогает нам услышать историю музейных экспонатов, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае?
– Правильно. Экскурсовод . Он переводит язык вещей на язык людей.
КАРТОЧКА «ЭКСКУРСОВОД» НА ДОСКЕ
Игра – экскурсовод.
Попробуем себя в роли экскурсовода. (Дети выбирают экскурсовода 1-2 и рассказывают по выбранному описанию о предмете собранной картинки по пазлам)
Женский костюм. СЛАЙД
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник и сарафан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. Рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали её поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.
Очень важная часть костюма. По нему в старину, можно было многое узнать о женщине и её возраст, семейное положение, даже количество детей. Девицы носили венцы и повязки. Замужние женщины прятали волосы под кокошник.
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звёзд, дерева, птиц.
В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.
Мужской костюм. СЛАЙД
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Порты шились неширокие. Заправляли в онучи или в сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служил кафтан из сукна, а зимой – овчинные шубы.
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические. Каждая пуговица имела свое название.
Обувь. СЛАЙД
В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую верёвку.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетённая из древесного лыка, типа сандалий. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти. Длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня. Зимой носили валенки.
Пояс. СЛАЙД
Слово “пояс” означает - полоса. Им подвязывались рубахи, сарафаны, верхняя одежда. Изготавливались пояса из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти. Они были не только украшением одежды, но играли и практическую роль: в опоясанной одежде было теплее, удобнее работать. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов и поясные сумочки для разной мелочи. Назывались они «карман». Пришивать их к одежде стали позже. В таком кармане хранились ключи, кошельки и лакомства для детей.
Аплодисменты каждой группе. Развязали 5 узелок.
- Посмотрите, сколько экспонатов мы собрали. А в каком музее может быть такая экспозиция? (краеведческий музей, исторический музей, музей народного быта…)
- В каком бы музее вы не были, надо соблюдать правила поведения.
Физминутка.
- Я буду читать высказывания, а вы хлопайте в ладоши, если это делать можно, а если нельзя – то топайте.
1. Все вещи, в том числе и верхнюю одежду,
нужно носить с собой в музее. –
2. Экскурсовода нужно слушать внимательно. +
3.Экпонаты трогать руками нельзя. +
4. В музее можно громко разговаривать и смеяться. -
5. После экскурсии экскурсоводу можно задавать вопросы. +
6. Во время экскурсии можно кушать мороженое. –
7. Можно пользоваться телефоном и другими гаджетами. -
8. После окончания лекции надо поблагодарить экскурсовода. +
9. Фотографировать можно без разрешения. -
10. Гости музея должны быть вежливыми и терпеливыми. +
-Я вам хочу раздать памятки, чтоб вы не забывали, как нужно вести себя в музее
- Ребята, а почему в музее такие строгие правила поведения? (Ответы детей)
- В музее предметы живут долго, потому что люди здесь относятся к ним с уважением. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво.
Поэтому в музейном зале всегда присутствует человек, который внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями.
- А как называется этот сотрудник музея? Смотритель. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались.
-Молодцы! Развяжите ещё один узелок. 6 узелок
КАРТОЧКА «СМОТРИТЕЛЬ» НА ДОСКЕ
- Мы с вами выяснили, какие обязанности выполняют некоторые музейные работники. Давайте составим характеристику сотрудника музея. Какими качествами он должен обладать?
Составляют характеристику работника музея. Предполагают, что музейный работник должен обладать следующими качествами:
любовь к истории и искусству;
аккуратность;
доброжелательность;
внимательность;
усидчивость;
эрудиция;
знание иностранных языков;
умение общаться с людьми;
неконфликтность;
грамотная речь;
правильное произношение.
Ученики:
История не любит суетиться.
Она лишь усмехнётся свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины
Способны вы, работники музеев.
И вам за это благодарны мы!
Рефлексия. Подведение итогов.
- Довольны ли вы своей работой? СВЕТОФОРЫ
- Вы получили ответы на поставленные в начале урока вопросы?
Домашнее задание: Сколько узелков вы развязали? На верёвочке остался ещё 1 узелок. 7 узелок. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность «Музейные профессии», о которых мы не говорили.
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник и сарафан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. Рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой.
Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали её поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.
Головной убор - очень важная часть костюма. По нему в старину, можно было многое узнать о женщине и её возраст, семейное положение, даже количество детей. Девицы носили венцы и повязки. Замужние женщины прятали волосы под кокошник.
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звёзд, дерева, птиц.
В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Порты шились неширокие. Заправляли в онучи или в сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служил кафтан из сукна, а зимой – овчинные шубы.
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические. Каждая пуговица имела свое название.
В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую верёвку.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетённая из древесного лыка, типа сандалий. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву.
С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти. Длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три - четыре дня.
Зимой носили валенки.
Слово “пояс” означает - полоса. Им подвязывались рубахи, сарафаны, верхняя одежда. Изготавливались пояса из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти. Они были не только украшением одежды, но играли и практическую роль: в опоясанной одежде было теплее, удобнее работать.
И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов и поясные сумочки для разной мелочи. Назывались они «карман». Пришивать их к одежде стали позже. В таком кармане хранились ключи, кошельки и лакомства для детей.
1. Впервые он был изготовлен в городе Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Его делали круглым или цилиндрическим. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
…………………………………………….
2. При её изготовлении резчик использовал особый топорик, рашпили, резцы и нож. Она получалась лёгкой, удобной и не нагревалась от горячей пищи. На Руси её делали расписной и вырезной из древесины яблони и липы
……………………………………..
3. Это распространённый в русских избах инструмент для прядения нитей. Он представлял собой конусообразную палочку с утолщением посередине. Украшали его в тех случаях, когда преподносили женщине в подарок. Материалом для изготовления служила древесина берёзы и ясеня.
……………………………………...
4. Один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было делать его из глины и украшать глазурью. Для того чтобы вынуть его из печи, использовали ухваты. В нём пища долго не остывала.
……………………………………..
5. Её плели из веток лозы: маленькую или большую, круглую или овальную, с простым или сложным плетением. Без неё в хозяйстве обойтись было трудно. В ней носили бельё на речку; ходили по грибы и ягоды.
……………………………………..
1 Музей - это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей.
2 Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.
3 В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.
4 Музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного.
5 В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением.
1. Все вещи, в том числе и верхнюю одежду,
нужно носить с собой в музее. –
2. Экскурсовода нужно слушать внимательно. +
3.Экпонаты трогать руками нельзя. +
4. В музее можно громко разговаривать и смеяться. –
5. После экскурсии экскурсоводу можно задавать вопросы. +
6. Во время экскурсии можно кушать мороженое. –
7. Можно пользоваться телефоном и другими гаджетами. –
8. После окончания лекции надо поблагодарить экскурсовода. +
9. Фотографировать можно без разрешения. –
10. Гости музея должны быть вежливыми и терпеливыми. +