kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного занятия «Старина в чемодане».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слава нашей стороне,
Слава русской старине
И про эту старину
Я рассказывать начну. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия «Старина в чемодане».»

Ход урока

Приветствие. Тема нашего занятия: «Старина в чемодане».

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказывать начну.


Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от вражеских нашествий.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей - Старина – это то, что было давно, в то время когда жили наши бабушки и прабабушки, когда нас не было). 

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны! 


Давным–давно, люди строили себе дома из дерева. Назывался такой дом – изба. А место, где были построены деревянные дома, так и называлось – деревня, от слова дерево, потому что дома были только деревянные.
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)

Правильно. Все мы приходим в свой дом, чтобы спрятаться от непогоды, погреться у огня, отдохнуть, набраться сил. Там нас ждут родные люди, которые нас любят, о нас заботятся.

Посмотрите, перед вами кусочек такой избы, здесь уютно, красиво и называется эта комната горницей, это чистая половина избы, где жили люди.

Ребята, а что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

А как вы думаете, почему печь была главная в избе? (ответы детей). 

Молодцы, все правильно сказали.

К печи относились с большим уважением. Без нее не было бы жизни, она занимала основную часть горницы. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. А клал печь – печник. Сначала они были белые, а потом их стали расписывать. В старину как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку греть дом, готовить еду. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, собранные травы.

Место, где спали, называлось полати. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печь использовали вместо бани.  Прямо в ней и парились и мылись. Печка — деревенская кормилица.

А вечером когда заканчивали работу, вся семья собиралась, беседовали, рассказывали, как у кого день прошел, пели песни. Особенно в избе хорошо зимой, за окном мороз, вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Дети заберутся на теплую печку, сказки слушают.

А кто из вас помнит, в каких сказка упоминается печка (ответы детей, помогают воспитатели). «Гуси – лебеди, (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей). «По щучьему веленью» (Емеля, разъезжает на печке); «Илья Муромец» (вообще 33 года на печи пролежал). А Баба Яга во многих сказках просто грела свои косточки на печи.

Все в избе все было деревянное, кроме печи. Один угол назывался бабий кут.

Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. А с другой стороны располагалась широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами. Мастерили ложки, плели лапти, вырезали игрушки, посуду и мебель.



Другой, назывался красный угол, то есть красивый. Это самое почетное место в доме было. Человек, пришедший в избу, мог туда пройти только с разрешения хозяев. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы.

Конник- мужской угол .

А Теперь обратите внимание на то, с чем я к вам приехала. У меня здесь много интересных предметов, которые принадлежали нашим предкам

Слушайте первую загадку:

1.Ножек четыре, 

Шляпок одна, 

Нужен, коль станет 

Обедать семья. (Стол)

Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. 

Слушайте вторую загадку:

2. Идет пароход- 

то взад, то в перед, 

а за ним такая гладь- 

ни морщинки не видать. (Утюг)


Верно, это утюг. Для чего он предназначался? А как им гладили? Как вы думаете, ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было. (Ответы детей). Горящие угольки накладывали в специальное отверстие утюга, а затем гладили.

А дедушкой утюга был рубель и валек

3. Всех кормлю с охотою, 

А сама безротая. (Ложка)

«Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок,который доставали ухватом, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

4. Чем больше я верчусь, 

Тем больше я толстею. 

Верчусь и не потею,

А только все толстею.

А как называется этот предмет? (Веретено)

Для чего оно предназначалось? 

С помощью прялки и веретена из шерсти животных пряли нитки, а потом вязали различные вещи. Девочки учились этому с 5 лет, то есть они был как вы.

7. Выпускает жаркий пар

Древний чайник…(Самовар)

Именно в нем готовили чай - этот вкусный напиток. А как? Кто знает? В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

Сверху на самовар устанавливали заварочный чайник, обычно с травками, заварки, к которой мы сейчас привыкли, еще не было.

Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней, н уже электрический. Наши предки, в отличие от нас пили чай не просто из стаканной и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко, чтобы он быстрее остыл.

Рассказ про крынку :

В нашей стране с давних времён существовал обычай класть в молоко квакающих земноводных, чтобы охладить напиток и не дать ему скиснуть. Ещё в XIX веке этнографы заметили, что русские крестьяне кладут в молоко лягушек. Их обмывали в чистой воде, сажали на дно крынки, а сверху заливали молоком. Так поступали, если шли в жаркий день на сенокос или несли молоко на базар для продажи.

Колыбе́ль (люльказыбка) — подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Изготовлялась из дерева и ткани. Позволяла матери уложить ребёнка спать с помощью покачивания и напевания колыбельной песни.

Слово колыбель происходит от древне-русского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Глагол колыбать близок к глаголу колебать и возможно произошёл от древне русского колыхать, украинского колисати, польского kоɫуsас, в.-луж. koɫsać, что означало бежать рысью, качать на коленях.

В. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" И. Даль отмечает, что в зависимости от местности колыбель в XIX веке называли зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска[4][ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C"5 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C"].



Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей) 

Мастерили, занимались рукоделием. И мы создадим оберег- мотанку для Вашего дома.



Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

А напоследок отгадайте загадку и без подарков не останетесь

Маленькое, сдобное,

колесо съедобное.

Я одна его не съем,

подарю ребятам всем, (бублик)










































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект внеклассного занятия «Старина в чемодане».

Автор: Наталья Геннадьевна Кузьмина

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648772


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства