Воспитатель: - Ребята, что вы видите у меня в руках?
-Аквариум с камнями.
- Какие ассоциации он у вас вызывает?
-Вода, водоем, море, подводные камни
- Ребята, кто из вас был на море?
- А кто не был?
- Как вы думаете, с каким морем или морем чего нам приходится сталкиваться каждый день.
- Морем информации.
- А где вы чаще всего ищите нужную информацию?
- В интернете.
- Сегодня мы отправляемся в мир Интернета. Интернет - это интересный и яркий мир. Он предоставляет невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.
Просмотр видео
Как и в реальности, в нем могут встречаться опасности. Сейчас мы постараемся отыскать все «подводные камни» Интернета, и самое важное — научимся обходить их стороной.
- Что такое подводные камни в море, мы заем. Давайте попробуем определить, какие же подводные камни существуют в Интернете.
Дети называют опасности Интернета, не повторяясь. На столе стоят весы, на одной чаше которых стоит бумажный кораблик, на другой – интернет. На каждую названную опасность, в кораблик кладется небольшой камушек).
- Итак, вы назвали опасности, которые могут нам встретиться в Интернете.
Опытный капитан никогда не допустит, чтобы его корабль столкнулся с подводными камнями. Давайте и мы попробуем их обойти.
История 1: «Маша познакомилась в Интернете с милым парнем ее возраста. Они много общались в течении нескольких месяцев. После этого парень попросил Машу прислать ее фотографию. Через некоторое время они договорились встретиться. Однако, Маша волновалась по поводу этой встречи. Она попросила свою маму пойти вместе с ней. Мама наблюдала за ситуацией с расстояния. Вместо 13-летнего парня на встречу пришел взрослый человек. Но когда увидел маму Маши, то сразу скрылся».
- Как этот мошенник пытался завоевать доверие девочки?
- Что вы думаете о взрослом человеке, который выдает себя за подростка и пытается познакомиться с девочками?
- Знаете ли вы подобные ситуации?
- Мы нашли первый «подводный камень» - Преступники в интернете.
- Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
Составим правила:
Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.
При общении в сети Интернет используйте псевдоним (ник).
Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
История 2: «Петя узнал от одноклассника Вовы о выходе новой компьютерной игры. По приходу домой, он сразу же решил скачать игру в Интернете. Петя быстро нашел интересующую его игру и скачал ее. Но вместо захватывающей игры Петя увидел на экране сообщение о том, что Windows заблокирован».
- «Подводный камень» - Вредоносные программы.
- К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
Составим правила
Никогда не открывайте файлы, поступившие с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
- А сейчас мы немного отдохнём.
Игра «Вирусная атака»
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками. Также задача каждой команды – успеть откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые.
История 3: «В одной из социальных сетей Катя получила сообщение от знакомой девочки Вики. Вика просила срочно пополнить счет мобильного телефона и обещала завтра же все вернуть. Катя переслала деньги. На следующий день Катя встретила Вику в школе, но ни о каких деньгах Вика не знала и в сеть вчера вообще не выходила».
- «Подводный камень» - Интернет - мошенники, хулиганы
- Среди Интернет - мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
- Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Недостоверная информация, материалы нежелательного содержания
- Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
- Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
- К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.
- Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Составим правила
Не принимайте все слова Интернет - собеседников за чистую монету.
При совершении покупок в Интернете будьте предельно внимательны.
Не вступайте в переписку со спамерами и подозрительными личностями, рассылающими ссылки.
Не отправляйте платные SMS сообщения.
Уважайте других в Интернете. Ни в коем случае нельзя использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен и угроз другим людям.
Стадия рефлексии
- Мы сегодня совершили путешествие в мир Интернета. Нашли все его «подводные камни» и научились их обходить.
- Разработайте правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова
1. Помни о…
2. Позаботься о …
3. Никогда не …
4. Всегда …
5. Обрати внимание на …
6. Постарайся…
7. Посоветуйся с …
8. Узнай о…
9. Не забудь…
10. Ни в коем случае не …
- Подведем итог. Правила безопасного поведения в сети Интернет:
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест
ТЕСТ
на знание правил
поведения в Интернете
1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у
тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
A Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
B Посоветуюсь с родителями.
2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
A Скажу в ответ: «Сам такой».
B Прекращу разговор с этим человеком.
3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой
девочки», чтобы все знали о ней.
A Потребую доказательств, что она плохая.
B Сразу откажусь.
4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –
запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.