Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия "Правильное питание как фактор сохранения здоровья"»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
Познавательное занятие
«Правильное питание как фактор сохранения здоровья»
«Детская кулинарная мастерская»
Социальный проект
Автор – составитель:
Соломина С.Ю. воспитатель стационарного отделения реабилитации
г. Кинешма 2022г.
Форма проведения занятия
Познавательное занятие
Целевая группа
Все воспитанники СОР
Цели
Формирование здорового образа жизни.
Задачи занятия
1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. 2. Познакомить с группами веществ: белки, жиры, углеводы, витамины и их значением для здоровья. 4. Расширять кругозор учащихся, познавательный интерес учащихся, интеллектуальные способности, желание готовить вкусную и полезную пищу.
5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Время проведения
40 минут
Краткое содержание мероприятия
1.Проблемная ситуация
2. Практическая работа (работают в группах)
3. Работа в парах (составляем меню)
4. Выступление ребят с сообщениями
Оборудование
Незнайка, письмо, оборудование для практической работы (5 стаканов, 5 разносов, 5 салфеток, 5 конфет ментос, 5 кока-колл), меню для Незнайки, машина с пультом управления, картинки продуктов, картинки витаминов, карточки с темой, целями занятия, карточки: белки, жиры, углеводы, витамины, продукты для витаминного салата, одноразовые тарелки, ложки, рисунки для рефлексии: маленькие Незнайки, Цветочный город, карточки с ребусами, презентация, памятки.
Список литературы
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг.момент (Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Такими словами мы приветствуем друг друга при встрече. А что они обозначают? (Ответы детей)
- Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, здоровья, добра и радости.
Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
II. Сообщение темы и целей занятия
- Мы уже познакомились с правилами гигиены, узнали, как окружающая среда влияет на состояние нашего здоровья, говорили о систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, о соблюдении правил техники безопасности.
- Сегодня у нас снова урок культуры здоровья.
-Ребята, давайте посмотрим на следующую ситуацию. Есть машина, есть пульт управления, но она не едет. Предположите, в чем причина? (Нет аккумуляторов, батареек)
-А для чего они нужны машине? (для питания, энергии)
(Вставляю аккумулятор, показываю, машина поехала.)
-Скажите, а что изменилось сейчас? (машина получила питание и пришла в движение)
- Вот так машина и у ваших родителей, если ее не заправить бензином, то она никуда не поедет, так же устроен и организм человека.
- (Слайд 2) Прочитайте высказывание древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». (Читают высказывание на доске)
-Как вы понимаете это высказывание Сократа? (То, что мы съедаем, дает нашему организму силу, энергию, питание)
- Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
- Кто догадался, чему будет сегодня посвящено наше занятие? (Ответы детей)
- Да, ребята, сегодня мы поговорим о правильном питании. - И тема нашего занятия «Правильное питание – залог здоровья». (Переворачиваю тему урока на доске)
- Важнейшим фактором сохранения здоровья является правильно организованное питание. А вся ли пища одинакова полезна? Какие вещества содержат продукты? Об этом мы и поговорим сегодня. (Переворачиваю цели (вопросы) на доске)
III. Изучение нового материала
(В это время Незнайка убирается с доски)
1.Проблемная ситуация
- Ребята, тему мы определили, цели поставили, а куда же пропал наш гость Незнайка? (в это время стук в дверь, почтальон отдает письмо)
- Ребята посмотрите, это же письмо от нашего Незнайки. Давайте его прочитаем. Но вы не просто будете его слушать, а после прочтения вы должны ответить на вопросы по содержанию. Будьте внимательными. (Собакина К. читает письмо)
Письмо от Незнайки (Слайд 3)
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед. Меню : торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси- кола и чупа- чупс . Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Незнайка.
1) Как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? (предположения детей)
2) А что неправильного в его питания, меню? (ответы детей)
- Давайте сейчас понаблюдаем, почему болеет Незнайка. Для этого проведем с вами небольшой научный эксперимент. Работать будете в группах. (Рассаживаются по группам)
2. Практическая работа (работают в группах)
- Налейте Колу в стакан и опустите в него «Ментос». (Слайд 4)
- Что произошло? (Происходит всплеск газа)
- Вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
- В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт.
(Садятся на свои места.)
- Ребята, давайте поможем Незнайке. Cоставим ему такое меню, от которого он сразу выздоровеет.
3. Работа в парах (составляем меню) (Слайд 5)
-Из предложенного вам перечня продуктов, удалите на ваш взгляд те продукты, которые вредят здоровью Незнайки. Выполните это задание в парах. (Выполняют задание)
-Давайте проверим, что же у вас получилось. Один человек из вашей пары прочитает те продукты, которые убрали, а второй те, которые оставили для Незнайки! (На слайде исчезают те продукты, которые ребята убрали)
-Вот и вернулся Незнайка, и он будет вместе с нами разбираться в нашей теме занятия. (Вешаю Незнайку на доску)
4. Беседа: (Слайд 6)
У. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. У. Сколько раз в день должен есть человек? (Слайд 7) Д. 4-5 раз в день (завтрак, обед, полдник, ужин).
У. Да, вы должны питаться по режиму, желательно в одно и тоже время. (Слайд 8)
(Если будет время: Работа в парах. – Разгадайте ребусы, и вас получится меню обеда. - Запишите ниже названия блюд. Проверка. Называют полученные блюда. Сверяют с образцом на слайде.) - Чтобы быть здоровым, нужно употреблять разнообразную пищу.
- На какие две группы можно разделить эти продукты? (Слайд 9)
(Животного и растительного происхождения.) – Что относится к животной пище? Д. Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д. (Слайд 10) У. Почему эту пищу называют животной? Д. Потому что её дают животные.
У. Что относится к растительной пище?
Д. Это – хлеб, овощи, фрукты, грибы, сахар и т.д.
У. Какую пищу называют растительной? Д. Пища, которая получена из растений. У. Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы (сахар, крахмал) и витамины. (Слайд 11)
5. Выступление ребят с сообщениями:
- К нашему занятию группа научных сотрудников, подготовила для вас полезную информацию. Послушайте, внимательно. а) Федотова М. (Слайд 12)
(Креплю табличку со словом «белки» на доску)
Белки – вещества, которые нужны для роста и развития организма. Ими богаты:
ТВОРОГ, ЯЙЦА, МЯСО, РЫБА, ГОРОХ, ФАСОЛЬ
Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50–60 гр. б) Устиненко Ф. (Слайд 13)
(Креплю табличку со словом «жиры» на доску)
Жиры – обеспечивают организм энергией. Они предохраняют организм от переохлаждения. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, а это вредно для организма. Жиры содержатся в:
СЛИВОЧНОМ И РАСТИТЕЛЬНОМ МАСЛЕ, МАРГАРИНЕ, СМЕТАНЕ
в) Горкавчук О. (Слайд 14)
(Креплю табличку со словом «углеводы» на доску)
Углеводы – главный поставщик энергии. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в:
ХЛЕБЕ, КРУПАХ, КАРТОФЕЛЕ, МАКАРОНАХ, ФРУКТАХ
6. Проверка. Работа с картинками в парах.
- Теперь мы проверим, насколько вы были внимательными. Работать будете в парах. У вас на столе лежат опорная таблица «Жиры, белки, углеводы» и картинки. Возьмите их. Наши научные сотрудники показывают вам предметную картинку. Вы находите эту картинку у себя и прикрепляете ее в нужный столбик таблицы. (Научные сотрудники показывают предметные картинки. После того как учащиеся крепят картинку в таблице, научный сотрудник крепит свою картинку на доску под табличкой. Проверка по образцу – сверяют с доской.)
7. Просмотр видео о витаминах, работа с картинками - У нас осталась не менее важная группа питательных веществ под названием витамины. Сейчас мы с ними познакомимся. Внимание на экран. (Слайд 15. Смотрят видео о витаминах)
- (Слайд 16) Слово «витамин» придумал польский ученый-биохимик Казимир Функ.Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
- Если витаминов не хватает, то люди часто болеют. - В каких продуктах много содержится витаминов? (Их много в овощах и фруктах.) - Детям вашего возраста надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
- Ребята вы обратили внимание, что название витаминов всегда обозначаются буквами латинского алфавита.
8. Работа в группах. Приготовление витаминного салата
(Переворачиваю переносную доску, на которой опорная таблица с витаминами и продуктами, в которых содержится тот или иной витамин)
- А сейчас я предлагаю вам приготовить витаминный салат. Работать будете в группах.
- Добавьте в салат из предложенных вам продуктов тот, в котором содержится витамин А. (Добавляют хурму)
- Теперь добавьте продукт, в котором содержится витамин В. (Добавляют орехи)
- Добавьте в салат продукты, в котором содержится витамин С. (Добавляют яблоки, мандарин)
- Молодцы! А теперь перемешайте салат, который у вас получился (перемешивает один человек) и попробуйте (пробуют все члены группы по одной ложке).
- Вкусно? Вот такие витаминные полезные салаты вы можете готовить себе дома.
- Займите свои места.
VI. Итог урока
-Ребята, над какой темой урока мы сегодня работали? (Возвращаемся к целям урока)
- Какие продукты полезны (вредны) для нашего организма? (Слайд 17)
- Какие вещества содержат продукты? (Слайд 18)
(Если останется время провести игру на закрепление «Выбери совет» - доп. мат-л)
- Ребята, мы всегда должны помнить о том, что только правильное питание, насыщенное питательными веществами дает человеку силы, энергию и здоровье.
VI. Рефлексия (работают в группах)
- Мы с вами плодотворно потрудились. Наш гость Незнайка учился вместе с вами. И сейчас возьмите, пожалуйста, маленьких Незнаек у себя в конвертиках.
- Если вы все поняли и вам было интересно, то нарисуете Незнайке улыбку.
-Если вы не все поняли, но то нарисуйте ему рот без эмоций.
-Если вам было трудно, эта тема осталась непонятна и нужна помощь, нарисуйте на лице Незнайки грусть. Теперь объединитесь в группы.
Своих Незнаек, предлагаю вам расселить в Цветочный город и показать всем этот город на доске. (Крепят Цветочный город на доске рядом с большим Незнайкой, садятся на места)
- В память о нашем занятии я дарю вам памятку «Правила здорового питания». Позже ознакомьтесь с ней и постарайтесь пользоваться этими правилами в жизни. (Слайд 19)