Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного мероприятия для начальных классов “ Путешествие по Волге ”.»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КТД
Коллективные творческие дела – жесткая организационная форма коллективной деятельности, направленной на пользу и радость участников самого процесса и окружающих их людей.
Это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся в поле позитивной деятельности активности, коллективного авторства и положительных эмоций.
Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:
сочетание индивидуального и коллективного творчества;
коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
ответственность каждого за результат общего дела;
творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее приток новых идей;
самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива в поле влияния творческих и одаренных лидеров;
ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
развитие потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны работать на каждом этапе подготовки и организации коллективного творческого дела.
Конспект познавательного мероприятия для начальных классов
“ Путешествие по Волге ”.
Цели:
-расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
-закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра “Назови правильно”, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.
1 этап: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд. Рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей.
2 этап: В класс приносят телеграмму “Встречайте, скоро буду. Почемучка”.
Ход занятия:
(Все собираются в актовом зале, по ходу мероприятия путешествуют по подготовленным классам).
- Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
- Как вы думаете, зачем он приезжает?
(Слышится звук подъезжающего автомобиль, стук в дверь, появляется Почемучка)
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут…
(дети – Почемучка)
- Почемучка, а почему тебя так назвали?
Почемучка:
- А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
- А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?
Ребята:
- Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
Почемучка:
- А где протекает Волга? Где она родилась?
Приглашаем тебя к карте.
-Ученик:
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)
Почемучка:
- Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
-Ученик 1:
- Ты задал правильный вопрос, Почемучка.
-Ученик 2:
-Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут: мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
(дети прикрепляют маленькие фигурки)
Как много и какие все красивые.
-Ученик 1:
- Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.
(Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе).
Почемучка:
Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.