Внеклассное занятие
« Мы – друзья природы!»
Методическая разработка
учителя начальных классов
МКОУ «Новописцовская средняя школа»
Мордовиной Светланы Михайловны
Внеклассное занятие на тему « Мы – друзья природы»
Цели: формировать знания о растительном и животном мире, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Ход занятия.
Учитель начинает занятие строчками стихотворения Т. Пушкаревой:
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Пред красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.
- Сегодня мы поговорим о природе и девизом нашего праздника будут слова: «Мы – друзья природы!» ( плакат со словами прикреплен на доске)
Кто из вас знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? ( ответы детей)
- Да, это наука – экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме, имя которому – планета Земля. По радио, телевидению, со страниц газет, в интернете можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Люди разных отраслей науки с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.
- Представьте себе, что мы с вами вышли из дверей школы. Посмотрите вокруг глазами эколога. Что тревожит вас?
( Дети делятся своими впечатлениями о состоянии окружающей природы: о воздухе, о мусоре на дорогах, о сломанных растениях, о загрязнении рек и др.)
Кто повинен во всем этом? Люди не всегда заботятся о природе, не умеют правильно ее беречь и охранять. А что можете вы, младшие школьники, сделать для того, чтобы сохранить окружающую природу? ( высказывания детей)
- Послушайте стихотворение «Зачем сломали веточку?»
( читают два ученика)
1. Зачем сломали веточку?
- Почему ты плачешь,
Тонкий тополек?
Кто тебя весною
Так обидеть мог?
2.- Росла и крепла веточка, смотрела в синеву.
Обломили веточку, бросили в траву!
Не услышит больше
Песен соловья,
Не увидит солнышка
Веточка моя.
1.- Росла и крепла веточка, смотрела в синеву.
Зачем сломали веточку, бросили в траву?
- Скажите, ребята, о чем плачет тонкий тополек? Почему нельзя ломать ветки на деревьях? ( ответы детей)
- Посмотрите, какой прекрасный удивительный мир нас окружает. ( учитель обращает внимание на рисунки, которыми украшен класс) Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, звери, птицы! Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.
- Сейчас мы проверим, как вы умеете охранять природу. Проведем тест «Умеешь ли ты охранять природу?» Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. (приложение )
А сейчас мы с вами отправимся на отдых в лес.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. ( ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг. ( потягивания – руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер,
И направо, и налево. ( наклониться и коснуться левой ступени правой рукой, потом наоборот – правой ступени левой рукой)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. ( потягивание – руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И за парты снова сели.
- Ребята, все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать; зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков. У бабочек. У суетливых муравьев, у прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет.
- А какие правила поведения в лесу вы знаете?( ответы детей)
Много правил поведения в природе знают наши ребята. А это значит вы будете настоящими друзьями и хранителями богатств планеты в отличии от героев стихотворения С. Михалкова «Прогулка».
- Сосчитайте, сколько ошибок совершили ребята, которые приехали отдохнуть на речку, и назовите их.
Мы приехали на реку воскресенье провести,
А свободного местечка не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята, - крикнул Дима, -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
А остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами банки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора…
Мы приехали на реку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
- Что ребята сделали не так? Надеюсь, это стихотворение послужит примером того, как не следует вести себя, отправляясь на отдых на природу.
А мы с вами тоже сейчас отправимся на отдых в лес.
- Ребята, а кто знает, в какой книге содержатся сведения о редких и исчезающих растениях и животных?
- Правильно, в Красной книге. Обложка этой книги красная, а страницы – разноцветные. А почему для ее обложки выбран красный цвет? ( ответы детей)
- А сейчас послушайте о некоторых животных и растениях из Красной книги. ( презентация)
- Все вы , ребята, молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными знатоками и друзьями природы. Важно, чтобы каждый человек любил и старался оберегать свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля – такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.
Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Дома придумайте и нарисуйте экологический знак «Правила поведения в природе».
А закончим мы наше занятие стихотворением, которое прочитают нам ребята.
1. Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей
Станет земля и богаче, и краше!
2. Помните, взрослые, помните, дети!
Помните – что красота на планете
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа
И пусть восхваляет гимн жизни природа!