kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конференция проведена для обучающихся 3-их классов по программе внеурочной деятельности "я-курянин". дети с удовольствием изучали историю названий  улиц , на которых они живут и в ходе конференции делились информацией со своими одноклассниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко»





Конференция на тему:


«История страны в названиях улиц железнодорожного округа города Курска»







Подготовили

учитель начальных классов

Кудрина Екатерина Анатольевна,

учитель истории

Касьянова Оксана Александровна








2016 г.




Цель: через названия улиц железнодорожного округа города Курска изучить страницы истории города и страны.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

  • умение выражать свои мысли;

  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;

  • оценка;

  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • осознание ответственности за общее благополучие;

  • развитие этических чувств;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • самооценка.











Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы, а самое главное – здоровы! Сегодня вы являетесь участниками краеведческой конференции, её тему мы обозначим чуть позже. Желаю вам успеха на занятии.

- Наше занятие мы начнем с просмотра видеосюжета, который подготовила творческая группа учеников нашего класса.

- Внимательно посмотрите его и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии?

(показ видеосюжета, виртуальная экскурсия по улицам железнодорожного округа г.Курска)

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

(мы будем говорить об улицах железнодорожного округа)

- Верно, а ещё вы узнаете об истории улиц железнодорожного округа, т.к. она очень богата. Тема нашей исследовательской работы «История страны в названиях улиц железнодорожного округа города Курска» . Актуальность темы очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Интерес к прошлому своего края неслучаен – вы не должны быть "Иванами, не помнящими родства". В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна… Как мама.

Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, какова цель нашей конференции. Для чего мы проводим её?

(дети высказывают свои предположения)

-Цель нашей конференции: через названия улиц железнодорожного округа города Курска изучить страницы истории города и страны.

- Современного Железнодорожный округ города Курска располагается в большей своей части на территории бывших Стрелецкой и Ямской слобод. Стрелецкая слобода существует с конца 16 века, так как с восстановлением в 1597 году Курской крепости появились стрельцы-люди, защищавшие крепость и несшие сторожевую службу на южной границе Московского государства, Ямская слобода в Курске существовала уже в начале 17в. На­звание «Ямская» слобода получила по промыслу, которым занимались ее жители –ямщики-служивые люди ,перевозившие людей ,грузы и почту на дальние расстояния. Территория затускарной части города Курска упоминается очень  давно, и нам, творческой группе учеников нашего класса, хотелось узнать, когда именно это было, как её называли в разное время. Нам было очень интересно узнать, почему улица, на которой живут некоторые дети носит название Союзная, а название улицы, на которой живут другие одноклассники - Маяковского, улица, на которой расположена наша школа №10 –Социалистическая? Для этого мы и провели наше маленькое исследование - находили полезную информацию, учились анализировать и делать выводы.

Мотивация

- Если вы, жители города Курска, с детских лет будете интересоваться и знать историю своего города, историю названия его улиц, и будете передавать эту информацию из поколения в поколение, это привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Через изучение возникновения названий улиц вы пополните свои знания по истории родного города.

- В ходе проведенного социологического опроса родителей  обучащихся

2 классов нашей школы, который проводили Егор и Карина, выяснилось, что  28  %  взрослых не знают историю происхождения своей улицы, исторические памятники, расположенные на главных улицах, а значит, не могут передать эту информацию своим детям. В результате:100% детей из числа опрошенных обучащихся 2 классов не владеют информацией об истории улиц Железнодорожного округа.

- Каждая творческая группа провела свою исследовательскую работу по изучению возникновения названий улиц.

Выступление группы №1:

- Егор: С чего начинается Родина? Вопрос, который каждый из нас слышал не один раз. И каждый отвечает на него по-своему. Для нас Родина начинается с железнодорожного округа , в котором мы родились и живём, с улиц, на которых стоят наши  дома. Вот поэтому мы и стремимся узнать о них как можно больше. В настоя­щее время в округе насчитывается 210 улиц. Общая протяженность всех улиц составляет 134 км. Названия улиц, являются важной частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло. На уроке окружающего мира мы изучали тему «Наш город. Наш округ». И мы захотели узнать о происхождении названий улиц нашего округа.

- Карина: Мы начали свою работу с того, что разделили все улицы на несколько групп по названиям (географическое название, профессиональные названия, памятные даты ,в честь известных людей , в честь памятных событий нашей страны и т.д.) Характерные особенности истории страны находили отражение в названиях улиц как города Курска ,так и Железнодорожного округа.

Не имея возможности рассказать обо всех улицах округа, мы выделили только 2 улицы с интересной и богатой историей.

- Егор: ул. Маяковского, на которой проживает автор исследования Черникова Карина.

На плане 1889 года она называлась Поповская. Потом переименовали Щигровскую. В 1930 году улица стала называться имени Максима Горького. Затем в 1945 году была переименована в улицу Маяковского.

Существующие объекты улицы - это православная гимназия имени Феодосия Печерского; Введенская церковь; Ямские мосты; Железнодорожная больница; дом № 43, где прошло детст­во поэтессы Елены Благининой. Она автор множества стихотворений для детей.

- Карина: Я знаю несколько стихотворений Елены Благининой. Одно я рассказывала маме на празднике.

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу…

- Егор:  Перед входом в Введенскую церковь в 1915 году был открыт памятник Александру II на гранитном постаменте на средства жителей Ямской слободы бронзовый. К сожалению, он не сохранился.

Выступление группы №2:

- Вторая группа расскажет об улице Интернациональная

- Лера: ул. Интернациональная счи­тается «воротами» города, т.к. связывает железнодорожный вокзал и город.

По плану 1904 года улица называлась Шоссейной. Проезжая часть ее была выложе­на булыжником, а тротуары плитняком. По всей улице и дальше до Ямской горы (сейчас ул. Перекальского) стояли газовые фонари. Улица упиралась в дамбу, по которой располагался деревянный мост, называвшийся Ямским или Тускарным (сейчас современный мост называется Кировским)

- Андрей: В 1902 году в Курске побывал Николай II. Он приезжал с женой и детьми. Людей собралось очень много, ехал царь без охраны и из открытого экипажа раскланивался встре­чавшимся курянами. По улулице Шоссейной Николай II проезжал и осенью 1914 года, когда посетил Курск.

На этой улице находятся Привокзальная площадь; Железнодорожный вокзал; Дом Культуры Железнодорожников; памятник железнодорожников.

Исчезнувшим объектом являются часовня у Ямского вокзала (ныне Железнодорожного вокзала) и Церковь Святого Николая Чудотворца.

Выступление группы № 3:

- Ребята из группы №3 зачитают доклад, из которого вы узнаете об улице Социалистическая, на которой расположена наша школа.

- Катя: Ул. Республиканская, Союзная, Социалистическая, Станционная.

История этих улиц связана с возникновением Владимирского поселка.

Владимирский поселок возник после революции и назван в честь Владимира Ильича Ленина-основателя Советского Союза. С 1924 года на землях, прилегающих с юга к Мурыновскому поселку, Владимирский жилищно-строительный кооператив товарищества служащих станций Курск-1 и Курск-2 стал строить жилой поселок. Это было обусловлено его близким расположением к мес­ту службы будущих жильцов. В 1926 году первые поселенцы Владимирского поселка заселили семь домов. На следующий год были сданы еще 22 дома. Поселок одноэтажных кооперативных домов разрастался. Надо сказать, что это было первое кооперативное строительство в Курске. В поселке проложили про­дольные улицы: Льва Толстого, Ухтомского, Красного Знамени, Герцена, Перпендику­лярно шли улицы Союзная, Советская, Социалистическая, Республиканская, Волкова. В 1935 году в поселке проживало 142 семьи курских железнодорожников. В по­селке возвели среднюю школу в конструктивистском стиле, фабрику-кухню. 8 послево­енное время в завокзальной части Кировского района началось широкое строительство заводов: шпагатно-веревочная фабрика, завод передвижных агрегатов, «Счетмаш», гипсо­вый, шарикоподшипниковый, фармацевтический.От старого Владимирского поселка, одноэтажного, утопающего в зелени и цве­тах, мало что осталось. На его месте возведены современные кварталы, теперь это часть Железнодорожного округа. [4]

- Саша: Ул. Республиканская - объекты школа № 15; ОАО «Счетмаш», школа

№ 35, центр досуга «Буратино».

Ул. Союзная - объекты: аэропорт; памятный знак воинам 16-й воздушной ар­мии; поликлиника и больница № б; област­ной сборный пункт призывников ,аквапарк «Чудо-остров»

Ул. Социалистическая –объекты: школа №10,основанная в 1957 году,в который учимся мы –авторы исследования.

Ул. Станционная: названа по имени расположенной железнодорожной станции Называлась Л Толстого, с 1939 года - Кагановича, потом Станционная.

- Марк: Существующие объекты: школа № 36 ,Дом детского творчества; администрация округа; школа искусств №2(здание бывшего райкома, перед ко­торым сохранился бюст В.И. Ленина); техническая школа Орловско- Курского отделения Московской железной дороги; Курская академия госслужбы, центр досуга «Мир»

Исчезнувшие объекты: фабрика-кухня, разрушена в 1941 г. во время войны; Западное локомотивное депо, гипсовый завод. [3]

-   В ходе проделанной работы мы расширили исторические знания о нашем городе и округе, познакомились с их историей, с разнообразными названиями улиц и историей происхождения некоторых из этих названий.

Подведение итогов

Таким образом,  мы  условно разделили  улицы города на следующие группы:

улицы, в которых отражается история нашей страны (11улиц). Самое широкое отражение в названиях улиц нашли символы новой социалисти­ческой эпохи: Интернациональная, Коммунальная, Комсомольская, Кооперативная, Краснознаменная, Октябрьская, Пролетарская, Профсоюзная, Республиканская, Со­циалистическая, Союзная;

КАРИНА: улицы, в которых увековечены имена выдающихся людей (30 улиц). Герцена, Жуковского, Курчатова, Кутузова, Маяковского, Минина, Островского, Пожарского, Попова, Пушкинская, Чайковского; С 1918 года появляются улицы, носящие имена деятелей революционного движения, участников гражданской войны, руководителей советско, Калинина, Каширцева , Козлова, Котлякова, Красина, Куйбышева, , Орджоникидзе, Подвойского, Ухтомского, Фрунзе, Цюрупы, Чапаева.

ЕГОР: Улицы, в названии которых отражена особая роль железнодорожного транспорта в жизни нашего округа можно судить по названиям улиц (7 улиц): Вокзальная, Же­лезнодорожная, Западный парк, Линейная, Локомотивная, Путейская и Станционная.

КАРИНА: Улицы, в названии которых отражено строительство в завокзальной части города новых промышленных предприятий (4 улицы): 1-я и 2-я Рабочая и Агрегатных. На наличие в округе авиационного предприятия указывает новая улица Аэропортовская;

улицы, связанные с особенностями исторических событий (5 улиц) 9 янва­ря, 8 марта, Первомайская,Октябрьская, Парижской Коммуны.;

ЕГОР: улицы, в которых отражены  названия городов и населенных пунктов: 

(14 улиц) Бесединская. Воронежская, Киевская, Подлесная, Тамбовская, Тимская, Халинская, Щигровскан. Географический смысл вложен в названия улиц Северная, Западная, Вос­точная, Сеймская, Горелый лес, Водяная.

улицы, характеризующие природу (10 улиц) Вишневая, Лазурная, Малиновая, Сиреневая, Соловьиная, Тенистая, Усадебная. Цве­точная, Воздушная, Чистая...

- Ребята, вижу, что вам очень понравилась исследовательская работа. Каждый из вас узнал об истории своей улицы.

- А вам хочется, чтобы больше наших жителей знали об этом? Что вы можете предложить? Как расширить знания учеников нашей школы?

Рефлексия

- Оля: Для того чтобы люди не забывали историю названия улиц мы предлагаем на каждой улице установить таблички, указав имя, отчество,  фамилию человека, который своими делами прославил нашу страну или наш город.

- Настя: Чтобы приезжие и местные жители лучше ориентировались в нашем округе, мы решили создать буклеты, в которых указаны названия наиболее значимых улиц и объектов округа, а так же информация о происхождении названий  некоторых улиц.

- Аня: Для ознакомления учеников нашей школы с историей улиц родного города мы провели общешкольное мероприятие, на котором представили результаты нашей исследовательской работы в виде презентации.

- Молодцы, отличные предложения!

- Наше занятие не пройдет бесследно! Мы должны бережно хранить  в памяти названия улиц, переулков. Они являются напоминанием о нашей   богатой истории, связующим звеном с нашими предками. Названия улиц – это памятники старины. Это наша история. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего»



Список источников.

1.Ожегов С.И.Словарь русского языка, Москва,1990.

2.Травина А.С. Справочник по истории площадей и улиц юрода 1762 - 2000., Курск, 2000.

3.Бугров Ю.А Научно-исторический журнал «Курский край», Курск,2002.

4.Степанов Владимир «Владимирский посёлок», Городские известия,№22-23,20 февраля 2016.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"

Автор: Кудрина Екатерина Анатольевна, Касьянова Оксана Александровна

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства