Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"
Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"
Конференция проведена для обучающихся 3-их классов по программе внеурочной деятельности "я-курянин". дети с удовольствием изучали историю названий улиц , на которых они живут и в ходе конференции делились информацией со своими одноклассниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конференция на тему "История страны в названии улиц Железнодорожного округа г. Курска"»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко»
Конференция на тему:
«История страны в названиях улиц железнодорожного округа города Курска»
Подготовили
учитель начальных классов
Кудрина Екатерина Анатольевна,
учитель истории
Касьянова Оксана Александровна
2016 г.
Цель: через названия улиц железнодорожного округа города Курска изучить страницы истории города и страны.
Познавательные общеучебные действия
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы, а самое главное – здоровы! Сегодня вы являетесь участниками краеведческой конференции, её тему мы обозначим чуть позже. Желаю вам успеха на занятии.
- Наше занятие мы начнем с просмотра видеосюжета, который подготовила творческая группа учеников нашего класса.
- Внимательно посмотрите его и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии?
(показ видеосюжета, виртуальная экскурсия по улицам железнодорожного округа г.Курска)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить?
(мы будем говорить об улицах железнодорожного округа)
- Верно, а ещё вы узнаете об истории улиц железнодорожного округа, т.к. она очень богата. Тема нашей исследовательской работы «История страны в названиях улиц железнодорожного округа города Курска» .Актуальностьтемы очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Интерес к прошлому своего края неслучаен – вы не должны быть "Иванами, не помнящими родства". В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна… Как мама.
Целеполагание
- Ребята, как вы думаете, какова цель нашей конференции. Для чего мы проводим её?
(дети высказывают свои предположения)
-Цель нашей конференции: через названия улиц железнодорожного округа города Курска изучить страницы истории города и страны.
- Современного Железнодорожный округ города Курска располагается в большей своей части на территории бывших Стрелецкой и Ямской слобод. Стрелецкая слобода существует с конца 16 века, так как с восстановлением в 1597 году Курской крепости появились стрельцы-люди, защищавшие крепость и несшие сторожевую службу на южной границе Московского государства, Ямская слобода в Курске существовала уже в начале 17в. Название «Ямская» слобода получила по промыслу, которым занимались ее жители –ямщики-служивые люди ,перевозившие людей ,грузы и почту на дальние расстояния. Территория затускарной части города Курска упоминается очень давно, и нам, творческой группе учеников нашего класса, хотелось узнать, когда именно это было, как её называли в разное время. Нам было очень интересно узнать, почему улица, на которой живут некоторые дети носит название Союзная, а название улицы, на которой живут другие одноклассники - Маяковского, улица, на которой расположена наша школа №10 –Социалистическая? Для этого мы и провели наше маленькое исследование - находили полезную информацию, учились анализировать и делать выводы.
Мотивация
- Если вы, жители города Курска, с детских лет будете интересоваться и знать историю своего города, историю названия его улиц, и будете передавать эту информацию из поколения в поколение, это привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Через изучение возникновения названий улиц вы пополните свои знания по истории родного города.
- В ходе проведенного социологического опроса родителей обучащихся
2 классов нашей школы, который проводили Егор и Карина, выяснилось, что 28 % взрослых не знают историю происхождения своей улицы, исторические памятники, расположенные на главных улицах, а значит, не могут передать эту информацию своим детям. В результате:100% детей из числа опрошенных обучащихся 2 классов не владеют информацией об истории улиц Железнодорожного округа.
- Каждая творческая группа провела свою исследовательскую работу по изучению возникновения названий улиц.
Выступление группы №1:
- Егор: С чего начинается Родина? Вопрос, который каждый из нас слышал не один раз. И каждый отвечает на него по-своему. Для нас Родина начинается с железнодорожного округа , в котором мы родились и живём, с улиц, на которых стоят наши дома. Вот поэтому мы и стремимся узнать о них как можно больше. В настоящее время в округе насчитывается 210 улиц. Общая протяженность всех улиц составляет 134 км. Названия улиц, являются важной частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло. На уроке окружающего мира мы изучали тему «Наш город. Наш округ». И мы захотели узнать о происхождении названий улиц нашего округа.
- Карина: Мы начали свою работу с того, что разделили все улицы на несколько групп по названиям (географическое название, профессиональные названия, памятные даты ,в честь известных людей , в честь памятных событий нашей страны и т.д.) Характерные особенности истории страны находили отражение в названиях улиц как города Курска ,так и Железнодорожного округа.
Не имея возможности рассказать обо всех улицах округа, мы выделили только 2 улицы с интересной и богатой историей.
- Егор: ул. Маяковского,на которой проживает автор исследования Черникова Карина.
На плане 1889 года она называлась Поповская. Потом переименовали Щигровскую. В 1930 году улица стала называться имени Максима Горького. Затем в 1945 году была переименована в улицу Маяковского.
Существующие объекты улицы - этоправославная гимназия имени Феодосия Печерского; Введенская церковь; Ямские мосты; Железнодорожная больница; дом № 43, где прошло детство поэтессы Елены Благининой. Она автор множества стихотворений для детей.
- Карина: Я знаю несколько стихотворений Елены Благининой. Одно я рассказывала маме на празднике.
Мама спит, она устала… Но и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу…
- Егор: Перед входом в Введенскую церковь в 1915 году был открыт памятник Александру II на гранитном постаменте на средства жителей Ямской слободы бронзовый. К сожалению, он не сохранился.
Выступление группы №2:
- Вторая группа расскажет об улице Интернациональная
- Лера: ул. Интернациональная считается «воротами» города, т.к. связывает железнодорожный вокзал и город.
По плану 1904 года улица называлась Шоссейной. Проезжая часть ее была выложена булыжником, а тротуары плитняком. По всей улице и дальше до Ямской горы (сейчас ул. Перекальского) стояли газовые фонари. Улица упиралась в дамбу, по которой располагался деревянный мост, называвшийся Ямским или Тускарным (сейчас современный мост называется Кировским)
- Андрей: В 1902 году в Курске побывал Николай II. Он приезжал с женой и детьми. Людей собралось очень много, ехал царь без охраны и из открытого экипажа раскланивался встречавшимся курянами. По улулице Шоссейной Николай II проезжал и осенью 1914 года, когда посетил Курск.
На этой улице находятся Привокзальная площадь; Железнодорожный вокзал; Дом Культуры Железнодорожников; памятник железнодорожников.
Исчезнувшим объектом являютсячасовня у Ямского вокзала (ныне Железнодорожного вокзала) и Церковь Святого Николая Чудотворца.
Выступление группы № 3:
- Ребята из группы №3 зачитают доклад, из которого вы узнаете об улице Социалистическая, на которой расположена наша школа.
История этих улиц связана с возникновением Владимирского поселка.
Владимирский поселок возник после революции и назван в честь Владимира Ильича Ленина-основателя Советского Союза. С 1924 года на землях, прилегающих с юга к Мурыновскому поселку, Владимирский жилищно-строительный кооператив товарищества служащих станций Курск-1 и Курск-2 стал строить жилой поселок. Это было обусловлено его близким расположением к месту службы будущих жильцов. В 1926 году первые поселенцы Владимирского поселка заселили семь домов. На следующий год были сданы еще 22 дома. Поселок одноэтажных кооперативных домов разрастался. Надо сказать, что это было первое кооперативное строительство в Курске. В поселке проложили продольные улицы: Льва Толстого, Ухтомского, Красного Знамени, Герцена, Перпендикулярно шли улицы Союзная, Советская, Социалистическая, Республиканская, Волкова. В 1935 году в поселке проживало 142 семьи курских железнодорожников. В поселке возвели среднюю школу в конструктивистском стиле, фабрику-кухню. 8 послевоенное время в завокзальной части Кировского района началось широкое строительство заводов: шпагатно-веревочная фабрика, завод передвижных агрегатов, «Счетмаш», гипсовый, шарикоподшипниковый, фармацевтический.От старого Владимирского поселка, одноэтажного, утопающего в зелени и цветах, мало что осталось. На его месте возведены современные кварталы, теперь это часть Железнодорожного округа. [4]
- Саша: Ул. Республиканская - объектышкола № 15; ОАО «Счетмаш», школа
№ 35, центр досуга «Буратино».
Ул. Союзная - объекты:аэропорт; памятный знак воинам 16-й воздушной армии; поликлиника и больница № б; областной сборный пункт призывников ,аквапарк «Чудо-остров»
Ул. Социалистическая –объекты: школа №10,основанная в 1957 году,в который учимся мы –авторы исследования.
Ул. Станционная: названа по имени расположенной железнодорожной станции Называлась Л Толстого, с 1939 года - Кагановича, потом Станционная.
- Марк: Существующие объекты:школа № 36 ,Дом детского творчества; администрация округа; школа искусств №2(здание бывшего райкома, перед которым сохранился бюст В.И. Ленина); техническая школа Орловско- Курского отделения Московской железной дороги; Курская академия госслужбы, центр досуга «Мир»
Исчезнувшие объекты:фабрика-кухня, разрушена в 1941 г. во время войны; Западное локомотивное депо, гипсовый завод. [3]
- В ходе проделанной работы мы расширили исторические знания о нашем городе и округе, познакомились с их историей, с разнообразными названиями улиц и историей происхождения некоторых из этих названий.
Подведение итогов
Таким образом, мы условно разделили улицы города на следующие группы:
улицы, в которых отражается история нашей страны (11улиц). Самое широкое отражение в названиях улиц нашли символы новой социалистической эпохи: Интернациональная, Коммунальная, Комсомольская, Кооперативная, Краснознаменная, Октябрьская, Пролетарская, Профсоюзная, Республиканская, Социалистическая, Союзная;
КАРИНА: улицы, в которых увековечены имена выдающихся людей (30 улиц). Герцена, Жуковского, Курчатова, Кутузова, Маяковского, Минина, Островского, Пожарского, Попова, Пушкинская, Чайковского; С 1918 года появляются улицы, носящие имена деятелей революционного движения, участников гражданской войны, руководителей советско, Калинина, Каширцева , Козлова, Котлякова, Красина, Куйбышева, , Орджоникидзе, Подвойского, Ухтомского, Фрунзе, Цюрупы, Чапаева.
ЕГОР: Улицы, в названии которых отражена особая роль железнодорожного транспорта в жизни нашего округа можно судить по названиям улиц (7 улиц): Вокзальная, Железнодорожная, Западный парк, Линейная, Локомотивная, Путейская и Станционная.
КАРИНА: Улицы, в названии которых отражено строительство в завокзальной части города новых промышленных предприятий (4 улицы): 1-я и 2-я Рабочая и Агрегатных. На наличие в округе авиационного предприятия указывает новая улица Аэропортовская;
улицы, связанные с особенностями исторических событий (5 улиц) 9 января, 8 марта, Первомайская,Октябрьская, Парижской Коммуны.;
ЕГОР: улицы, в которых отражены названия городов и населенных пунктов:
(14 улиц) Бесединская. Воронежская, Киевская, Подлесная, Тамбовская, Тимская, Халинская, Щигровскан. Географический смысл вложен в названия улиц Северная, Западная, Восточная, Сеймская, Горелый лес, Водяная.
- Ребята, вижу, что вам очень понравилась исследовательская работа. Каждый из вас узнал об истории своей улицы.
- А вам хочется, чтобы больше наших жителей знали об этом? Что вы можете предложить? Как расширить знания учеников нашей школы?
Рефлексия
- Оля: Для того чтобы люди не забывали историю названия улиц мы предлагаем на каждой улице установить таблички, указав имя, отчество, фамилию человека, который своими делами прославил нашу страну или наш город.
- Настя: Чтобы приезжие и местные жители лучше ориентировались в нашем округе, мы решили создать буклеты, в которых указаны названия наиболее значимых улиц и объектов округа, а так же информация о происхождении названий некоторых улиц.
- Аня: Для ознакомления учеников нашей школы с историей улиц родного города мы провели общешкольное мероприятие, на котором представили результаты нашей исследовательской работы в виде презентации.
- Молодцы, отличные предложения!
- Наше занятие не пройдет бесследно! Мы должны бережно хранить в памяти названия улиц, переулков. Они являются напоминанием о нашей богатой истории, связующим звеном с нашими предками. Названия улиц – это памятники старины. Это наша история. Ведь человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего»
Список источников.
1.Ожегов С.И.Словарь русского языка, Москва,1990.
2.Травина А.С. Справочник по истории площадей и улиц юрода 1762 - 2000., Курск, 2000.
3.Бугров Ю.А Научно-исторический журнал «Курский край», Курск,2002.
4.Степанов Владимир «Владимирский посёлок», Городские известия,№22-23,20 февраля 2016.