обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, привить любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Клубный час "Устное народное творчество"»
Классный час «Устное народное творчество»
Цель урока:
обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, привить любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества
Ход урока:
1 Вступительное слово воспитателя:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг
Что бы делал ученик. Если не было бы книг. Если б все исчезло разом, Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?
Воспитатель:
Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.
Ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем классном часе. А как вы поняли, какой теме сегодня будет посвящен наш с вами классный час? (Молодцы)
Вот давайте, сегодня и посмотрим, а все ли вы знаете о устном народном творчестве?
Воспитатель:
Ребята, для начала давайте вспомним с вами, что же такое устное народное творчество? Кто может ответить своими словами? А теперь давайте обратимся к толковому словарю:
Устное народное творчество (фольклор) – (англ. folklore – «народная мудрость») – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества, возникшего еще в до письменный период.
Воспитатель:
А сейчас ребята, волшебный цветочек будет показывать нам виды устного народного творчества, а мы давайте все вместе громко будем их называть.
Русские народные сказки
Потешки
Скороговорки
Загадки
Былины
Песни
2 Следующая остановка – «Русские народные сказки»
Воспитатель:
«Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас давайте ответим на несколько вопросов Петрушки:
- «Какие сказки вы знаете?»
- Чему учат народные сказки?»
- Назовите любимую сказку
Воспитатель:
Ну что ж кажется, подошло время для игр «Отгадайка»
Мы из сказки – ты нас знаешь
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
2.1 Отгадай сказку:
Румяный круглый паренек.
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису
(Колобок)
2.2 Кто это?
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал –
И с тех пор забот не знал.
(Емеля)
2.3 Еще одна загадка
На кочке болотной Невестушка ждет.
Когда же за нее
Царевич придет.
(Царевна-лягушка)
2.4 Скок-поскок, скок-поскок
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-Птицу
И красавицу-девицу.
Ну а гупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек.
Всем известный …
(Гобунок)
2.5 Кто работать не хотел,
А играл и песни пел!
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спасались,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется…
(«Три поросенка»)
2.6 У мишки за спиной
Он сам, того не ведая,
несет ее домой.
Ну отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
(«Маша и медведь»)
2.7 «Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» -
Плачет…
(Сестрица Аленушка)
Воспитатель:
А теперь ребята вам нужно определить зачины и концовки сказок:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили – были…»
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
3 Следующая остановка: - «Пословицы»
Воспитатель:
Ребята вам на слайде дано начало пословицы, а вы должны найти концовки.
А какие пословицы, вы еще знаете?
Один в поле
не воин
Что посеешь
то и пожнешь
Век живи
век учись
Какие труды
такие и плоды
Слово не воробей
вылетит, не поймаешь
Не имей сто рублей
а имей сто друзей
4 Следующая остановка – «Потешки»
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, для чего они создавались?
(Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки)
Где можно было услышать ротешки? (на ярс\марках, народных гуляниях и праздниках)
Физминутка
5 Остановка – «Скороговорка»
Воспитатель:
Какие скороговорки вы знаете?
Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий)
Вспомним несколько скороговорок (На слайде скороговорки, дети читают их хором)
6 Остановка – «Загадки»
Отгадайте загадки данные на слайде
Вспомни твои любимые загадки
7 Остановка – «Былины»
Что такое былина?
Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.
Каких героев былин вы знаете? (Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д)
Какой образ и какими качествами должен быть наделен Богатырь?
Назови те былины, которые ты уже читал
8 Остановка – «Колыбельные песни»
Воспитатель:
Название песни - «колыбельная» происходит от слова «колыбель»
А что такое «колыбель?»
Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.
Особенности русского быта:
1 Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
2 Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины)
3 Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины)
4 Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)
5 Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрешка)
6 Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)
7 Какое национальное дерево России? (Береза)
Итог урока:
Воспитатель:
Ребята, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего клубного часа? А что нового вы узнали? Вот и подошел наш клубный час к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость запомниться вам надолго.