Просмотр содержимого документа
«Клубный час о доброте и бессердечии»
Нравственный клубный час в 3 классе.
Цели и задачи
— прививать детям этические качества личности и нормы поведения в обществе;
— воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь, отзывчивость.
Оборудование
Бумажные лепестки.
Предварительная работа
Подготовка пересказа (индивидуально).
Ход классного часа
Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Воспитатель: Послушайте сказку В. Сутеева «Мешок яблок» и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы- ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая, раскрыл заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать...
Тут ворона прилетела, на пенек села и каркает:
— Каррр! Каррр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня дома зайчата голодные сидят.
Набрал заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый — не поднять. С трудом потащил его заяц волоком по лесной тропинке...
И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову заяц и обомлел — перед ним медведь стоит!
— Что у тебя там в мешке?— спросил медведь.
Заяц пришел в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот... Яблоки... Угощайтесь, дядя Миша!
Попробовал медведь одно яблоко.
— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошел своей дорогой.
А заяц — к себе домой.
Идет заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:
— Дяденька заяц! Дайте яблочек!
Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть.
По дороге домой заяц встретил своего старого приятеля ежа.
— Куда идешь, колючая голова? — спросил заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде нет. Хожу с пустой корзинкой.
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал заяц и насыпал ежу полную корзину яблок.
Вышел заяц на лужок, а там коза со своими козлятами гуляет. Их заяц тоже яблоками оделил.
Ходил, ходил заяц и устал.
Присел было на какой-то бугорок, как вдруг...
Из норки вылез крот.
И его угостил заяц яблоками.
— Спасибо, дружище! — сказал крот и исчез под землей.
В заячьем домике давно ждут папу зайца. Мама зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.
И тут кто-то постучал в дверь...
Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса... — прошептала зайчиха.
Пришел ежик с корзиной, полной грибов.
— Хозяин дома? — спросил он зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошел, так и не возвращался.
Попрощался еж, ушел, а корзину с грибами зайчихе оставил.
Соседка коза принесла капусты и крынку молока.
— Это для ваших детей, — сказала она зайчихе.
Чудеса продолжались...
Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова крота.
— Это дом зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живем, — сказала зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вел! — обрадовался крот, и полетели из-под пола всякие овощи: картошка, петрушка, свекла. — Привет зайцу! — крикнул крот и исчез под землей.
А ворона все каркает:
— Кар! Кар! Всем яблоки раздал, а меня хоть бы одним яблоком угостил!
Смутился заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
— Вот... Самое лучшее! Клюй на здоровье!
— Очень мне нужно твое яблоко, я их терпеть не могу! Каррр! Каррр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несет!
— А я... А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда ты пойдешь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
Поплелся заяц домой.
А дома давно крепким сном спали сытые
зайчата. Только одна зайчиха на спала: тихо плакала в своем уголке.
Вдруг скрипнула дверь. Это пришел заяц.
И на столе увидел грибы и орехи, свеклу и капусту, мед и репу, морковь и картошку.
Только злая ворона удивляется:
— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Воспитатель: А как вы думаете, благодаря какой черте характера у зайца появилось столько даров? Конечно, добрый человек — что волшебник. Он творит добро, и оно возвращается к нему.
Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
С. Погореловский
Тренинг «Листопад доброты»
Дети встают в круг, у каждого в руках лепесток. На несколько секунд все задумываются над вопросом: что же я могу сделать доброго? Затем дети бросают лепесток и называют свое желание.
Обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»
Воспитатель: Но лучше не говорить о доброте, а совершать добрые поступки.
Вспомните рассказ В. Осеевой «Три товарища» и подумайте, кого из товарищей можно назвать по-настоящему добрым мальчиком?
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про товарищей?
— Кто из товарищей был по-настоящему добрым мальчиком?
— А как вы думаете, если вы совершили добрый поступок, то о нем надо говорить?
Воспитатель: Правильно, доброе дело только то, о котором ты не трубишь на весь мир.
Пересказ
Один из учеников пересказывает рассказ В. Осеева «На берегу реки».
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-нибудь подвиг!
— А я об этом и не думаю... — ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!
На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.
Вопросы для обсуждения:
— Какие качества продемонстрировали Толя и Юра?
— Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра нет?
Подведение итогов
Воспитатель: Добрым быть—совсем, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от света,
Доброта не фантик, не конфета!
Только надо, надо добрым быть...
Воспитатель вместе с учениками делает вывод о том, что доброта, отзывчивость и скромность — основополагающие качества, без которых человек не может быть по-настоящему счастливым.