Казахстан — многонациональное государство. 22 сентября отмечается День языков народов Казахстана. Этот праздник уникален, вряд ли найдётся страна, где бы отмечалось такое событие. Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. А сколько всего существует в мире языков ребята, как вы думаете? В мире насчитывается от 2000 до 3500 языков. Точнее посчитать не может никто, т.к. несколько народов может говорить на одном
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Если дружат языки-дружат люди"»
Тема: «Если дружат люди – дружат языки»
Цель:
Воспитывать уважение к языкам, к культурному наследию народов Казахстана. Воспитывать толерантность. Умение проявлять свои творческие и интеллектуальные способности. Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей о языке, плакаты с пословицами, ИКТ
Ход мероприятия.
I. Психологический настрой. «Приветствие» релаксационное упражнение
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;
Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
На сегодняшний классный час я принесла Волшебный клубочек, разматывая этот клубочек вы должны сказать, что для вас означает слово ДРУЖБА. (Ученики передавая друг другу клубочек, говорят о дружбе)
- Что помогло вам выразить своё отношение к слову?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорим на классном часе?
Чтение темы классного часа.
II. Рассказ учителя.
Казахстан — многонациональное государство. 22 сентября отмечается День языков народов Казахстана. Этот праздник уникален, вряд ли найдётся страна, где бы отмечалось такое событие. Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. А сколько всего существует в мире языков ребята, как вы думаете? В мире насчитывается от 2000 до 3500 языков. Точнее посчитать не может никто, т.к. несколько народов может говорить на одном языке.
Учитель: Откуда же взял свое начало праздник, которому мы посвятили сегодняшнее мероприятие? (Показ слайда)
День языков народов Казахстана был объявлен Указом Президента РК от 20 января 1998 г. и стал общим праздником всех Казахстанцев. У нас проживают представители более 130 наций и народностей. У каждого языка своя история, своя судьба, связанная с судьбами других языков. Через язык люди находят друг друга и учатся понимать духовную культуру, обычаи и обряды народа.
Есть в мире много языков! А ты их выучить готов? Чтоб в жизни обо всём узнать, Освоить нужно их на «5».
Со всеми сможешь ты общаться На самых разных языках, Вести беседу, просвещаться И мысли выражать в стихах.
И путешествовать по свету Легко ты сможешь, друг, тогда… Узнаешь языков секреты – Не будет скучно никогда!
Языковая политика и ее реализация в стране зависит от общей человеческой культуры каждого и дружбы народов. Государственным языком нашей республики является казахский язык. Русский язык служит языком межнационального общения. Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли. Каждый человек с раннего детства, впервые сказав на родном языке слова «мама», «хлеб», «земля», «снег», «дождь», «звезды», начинает любить свою родную речь – язык своей матери. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Высокая культура речи – это умение правильно и точно, верно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Язык отцов – наследие святое, Глубокий, острый, сильный, словно клык. Своих детей заботливой рукою К себе притягивает мой родной язык! Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое
О роли языка в жизни человека задумывались лучшие философы , писатели, Теплеет сердце , если речь легка ,
И слух ласкает красота речений. ( Абай)
Разумный властен над своим языком ( Шакарим)
Язык - и стар, и вечно нов !
И это так прекрасно –
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно! ( Шибаев )
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить ( А. Хани курдский поэт).
Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка ; так что каждое слово языка есть результат мысли и чувства человека , через которые отразились в слове природа страны и история народа.
( К. Ушинский ).
Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия.
( Э. Роттердамский ).
Чтение стихотворения М. Садовский
«Если б капли не дружили»
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребенок еще не говорит, а слух его ловит ласковый голос бабушки, материнскую колыбельную.
Через слово подросток, а потом и юноша узнает о том, чего еще не видели (а может, и никогда не увидят!) его глаза.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Мы дружной семьёй живём в Казахстане, Татары, уйгуры и русские с нами. Так пусть же крепнет во веки веков Дружба народов всех возрастов. В моей стране народы Живут рука к руке Хоть говорят все люди На разном языке. И дружно взявшись вместе В большой, огромный круг Поют о счастье дети И каждый здесь как друг.
И.С. Пшеницын. «Если есть друзья на свете».
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в зной, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим,
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете.
Для хороших, славных дел
Проведение конкурсов: «Россыпь пословиц»; «Изобрази пословицу».
конкурс «Россыпь пословиц»
Найти в россыпи пословиц народов Казахстана пары, сходные по смыслу. По одной паре, по очереди. Не угадал – возвращается в россыпь, а игрок выбывает.
1. Что предками посеяно – потомкам пожинать 1. Что посеешь, то и пожнёшь 2. Дорога к знаниям в колыбели начинается, в могиле кончается 2. Век живи, век учись. 3. От одного слова да на век ссора
3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь 4. Язык болтает, а голова отвечает 4. Язык мой- враг мой 5. Ты, гость, на забывай, что у тебя свой дом есть 5. Будьте как дома, но не забывайте, что в гостях 6. У ножа, что потерять случиться, рукоять сереб-ряною мниться 6. Имея не храним, потерявши плачем 7. Мир освещается солнцем, а человек знанием 7. Ученье – свет, а не ученье - тьма 8. Не родит свинья бобра, родит - поросёнка 8. Яблоко от яблони не далеко падает 9. Через семь лет и сосед братом станет 9. Человека узнаешь, когда из семи печей печек с ним щей похлебаешь
конкурс. «Изобрази пословицу».
Учащиеся по очереди показывают пантомиму, все остальные угадывают.
Один в поле не воин
Как аукнется, так и откликнется Не плюй в колодец самому пригодиться напиться. Делу время, а потехе час. Семь раз отмерь, один раз отрежь
В тихом омуте черти водятся Рыбак рыбака видит издалека
Не имей сто рублей, а имей сто друзей Сытый голодного не разумеет Подведение итогов:
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю вам жить в мире и согласии, иметь верных и настоящих друзей, уметь дорожить дружбой. И давайте вместе споём песню «Дружат дети всей земли»
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Использованная литература: 1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с. 2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с. 3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с. 4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.