воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Ход занятия.
часть. Вызов. 10 мин
Учитель: - Прочтите тему нашего занятия.
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы задумаемся над тем, что необходимо делать, чтобы быть здоровым.
Учитель: - Что вы видите на слайде? (Слайд № 2)
- Какую работу можно выполнить с этими буквами?
- У вас на столах лежат точно такие же буквы. С соседом по парте составьте из этих букв слово. Проверим, что получилось.
- У вас на столах листы. Запишите несколько фраз, которые пришли вам в голову, можно записать самое фантастическое, неправдоподобное. (Д. записывают свои мысли)
- Сравните свои записи с записями соседа.
- Озвучьте свои записи.
- А теперь прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова. (Слайд № 2)
- Над каким значением мы сегодня будем работать?
- А теперь отправимся «на рыбалку». Но вместо рыбы вашим уловом будут мысли выдающихся людей. Как они понимают, что такое здоровье?
(Слайд № 3)
«Здоровье – это единственная драгоценность! (Монтень)
- Задумайтесь над этим высказыванием.
(Слайд № 4)
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот)
- Объясните это высказывание.
- Вы произнесли свои высказывания, заслушали мысли выдающихся людей.
- Чьи мысли вам показались важными, самыми ценными, почему?
- Мальчик Витя очень хорошо знал правила сохранения и укрепления здоровья. Знал, но почти никогда их не выполнял.
То забывал, то ленился, то спешил и говорил себе: вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь.
На следующий день повторялось тоже самое, и через день и т.д.
- Как вы думаете, будет ли мальчик Витя здоровым?
2 часть. Осмысление. 20 мин.
Уч: - На уроке окружающего мира вы работали с текстом «Здоровый образ жизни».
- Давайте мы вспомним этот текст.
- Если в тексте информация для вас знакома, то вы ставили «галочку»,
Если новая, то «плюсик», если задумались, то «вопросик».
- А теперь давайте заполним таблицу. (Слайд № 5)
- Получается, что вы знаете правила здорового образа жизни? Это хорошо!
- А всегда ли вы их выполняете? Почему не выполняете вы их?
- Разобраться в этом вопросе нам поможет сказка.
Читают сказку хорошо подготовленные заранее ученики.
«Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в горле что-то щекочет. Открыла рот - изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг и к Маше на живот.
- А ну-ка, кыш с моего живота, - закричала Маша, - мой живот. Не позволю его топтать!
Так и мы твои, - запищали человечки
- Как это мои? - возмутилась Маша, - я вас незнаю.
- А вот посмотри на меня внимательно, - сказал один человечек, - я - твоя
Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычокдергаю, слова говорю...
- А я- твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь,это я тобой командую.
- А мы, сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, - каким-то противнымголоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.
- Что-то вы мне не очень нравитесь, - прошептала Маша.
- Ну, это ты неправдуговоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут насКапризулька и Нашеюмамесадилка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и мамузаставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться ... Еще когда?
- Надоели все! - завизжала Маша.
- Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю,мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!
- Хоть тут призналась честно, - вздохнул человечек, похожий на ежика.
- Я,Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.
Ничего не смоглаответить Маша, заплакала она громко.
- Никто меня не любит, не жалеет.
И услышала тогда голос ехидно-ласковый;
- Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие — то человечки посыпались.
Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
- Мы частички Маши Хозяюшки нашей.
Я - Добрушка-Хохотушка.
Я - Старалка—Помогалка.
Я — Люблюшка-Приласкушка.
Улыбнулась тут Маша и сказала:
-Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь.
Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого—то дальше поставлю.
Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь.
А вот ты, Ленючка,стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать нехочется.
И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницулюблю, класс свой».
Расставила наша Маша своих человечков, расставила и задумалась:
-Да, вы моичеловечки, это верно.
Боялка моя и Наоборотка моя.
Капризулька моя и Добрушка Моя.
НО
Я не есть моя Боялка - не всегда боюсь.
Я не есть моя Ленючка - не всегда ленюсь.
Я не есть и Хохотушка — не всегда смеюсь.
И не Злючка никакая - не всегда ведь злюсь.
Кто же Я?
А Я есть Я.
А Боялка и Добрушка
Капризулька и Люблюшка
Это все мои друзья.
Но командую здесь Я,
Я - Маша,
Я - человек.
Я - житель планеты Земля.
-Чему научила вас сказка?
- Что поможет нам с вами изжить отрицательные черты характера? (Умение управлять собой)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы жить по правилам здорового образа жизни надо уметь управлять собой.
Уч: - Представьте себе, что с вами произошёл точно такой же случай.
- Подумайте, а как бы назывались ваши человечки? Попробуйте и вы расставить своих человечков по отношению к себе. Кого-то близко, кого-то дальше, а кого-то совсем далеко.
Практическая работа детей.
(У ребят карточки и кружочки. Они выполняют практическую работу.)
- Выставка работ.
Микровывод: - С какой целью мы с вами выполняли эту работу? (Чтобы выявить в себе отрицательные качества и изживать их.)
- А какие факторы здоровья помогают нам изживать отрицательные качества характера? Давайте вспомним их, прослушав стихи детей и составим кластер?
(Слайд № 7)
Ученик 1.
Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку! Позабудь про телевизор, Mapш нa улицу гулять - Ведь полезней для здоровья Свежим воздухом дышать. Нет плохому настроенью! Не грусти, не хнычь, не плачь! Пусть тебе всегда помогут Лыжи, прыгалки и мяч! Хоть не станешь ты спортсменом, Это право не беда – Здоровый дух в здоровом теле Пусть присутствует всегда! (Движение, спорт)
Ученик 2.
Нет – болезням, нет – заразе, Витаминный комплекс пью! Хвори наши исцелит Вкусный, детский “Компливит” Там и кальций и железо, Для здоровья так полезно! И зимой и теплым летом Овощи и фрукты, ешьте все подряд. Ведь недаром говорят: “Здоровье близко – Ищи его в миске”. (Питание)
Ученик 3.
Ты с красным солнцем дружишь, Волне прохладной рад, Тебе не страшен дождик, Не страшен снегопад. Ты ветра не боишься, В игре не устаешь, И рано спать ложишься. И с солнышком встаешь. Зимой на лыжах ходишь. Резвишься на катке, А летом загорелый, Купаешься в реке. Ты любишь прыгать, бегать, Играть тугим мячом, Ты вырастешь здоровым! Ты будешь силачом! (Режим дня и закаливание) (Слайд № 7)
(Слайд № 8)
5. Итог: - Зачем нам нужно это занятие? (Чтобы вспомнить что необходимо делать, чтобы быть здоровым)
- Что вам показалось важным на занятии? (Необходимо учиться управлять собой)
Продолжите: Было интересно…
Я понял…
Хочу похвалить…
Учитель: -Так учитесь, ребята управлять собой, изживайте отрицательные качества своего характера.
- Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло не даром, и вы многое запомнили для себя. Так будьте здоровы!!!
- И в память о нашем уроке, я дарю вам закладки с режимом дня.
Литература.
1. Салатаева Р. В. «Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе» статья.
2. Мясникова О. В. Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме «Здоровый образ жизни.
3. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, учебник для 3 класса начальной школы.