Воспитание уважения к культуре и истории края; развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества; создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа, приблизить историю своего народа к сердцу учеников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Заходите до нашей хаты»»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
по теме: «Заходите до нашей хаты»
2017 год
Цель классного часа: воспитание уважения к культуре и истории края; Задачи:
Развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества
Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
Приблизить историю своего народа к сердцу учеников
Оборудование: • компьютерная презентация
Ход классного часа:
Организация начала занятия:
Кл. рук. У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Опушки нет родней
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А так же, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями, музыкальной культурой и обрядами.
II. Ход занятия:
Прежде всего, Родина – это наша страна, Россия.
1 чтец: ...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
Кл. рук.: Очень дорог нам и край, в котором мы живем.
2 чтец: Я видел Ставрополье на картинах,
в окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырёх ветров.
Здесь голубые облака гороха
и голубой полыни облака,
и за людьми на динамитный грохот
В степную марь торопится река.
3 чтец: Здесь мериносы ноги моют в росах
Метелки проса – словно бьют ключи
И от зари расходятся прокосы,
Широкие, прямые как лучи…
Поля вплотную подступили к сёлам
Из сёл, в разведку выслав тополя
Сады выходят воинством весёлым
И смело наступают на поля.
4 чтец: Ах, Ставрополье, синий край России!
Ты песня эскадронная отцов.
Меня сады, поля твои растили
Под птичий грай и перезвон овсов
Мне открывали даль твои рассветы,
А жаворонки – песни и траву…
Куда б меня ни заманили ветры-
Тебя от сердца я не оторву.
Кл. рук. На Ставрополье издревле жили терские казаки.
Откуда появилось слово «казак»?
- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)
Давайте споем песню про славных казачат - песня «Эх, казачата»
Кл. рук. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.
1 Ведущий: Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
Внутреннее убранство казачьей хаты
2 ведущий:
Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарахили помостеспали покатомпо нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских Казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Одежда казаков:
3 ведущий:
Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В IXX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны. Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой. В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.
В течение первой половины IXX веке сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа.
Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века были известны как смертная обувь).
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце IXX веке повсеместно были юбка с кофтой. Сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.
Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Наиболее популярными были шубы. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто и кофты носили повсеместно в холодное время года.
2. Классный руководитель: Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями и частушками.
Частушки:
1. Говорят частушки вроде В наши дни уже не в моде. Разве только дело в моде, Если любят их в народе.
2. Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, Чтобы было веселей!
3. Мы с веселой песней дружим, По казачьи говорим. Хорошо живем, не тужим, Со сметаной хлеб едим.
4. Старину мы уважаем,
старину мы бережем. О любимом нашем крае Песни звонкие поем.
5. Ты играй, играй, гармошка, Ты гармошка звонкая
Я девчонка боевая С края Ставропольского.
6. Мы – певцы и музыканты, Выступать нам нравится! Мы – народные таланты, Нами край наш славится!
7. Чтоб гордиться мне фигурой, Занимаюсь физкультурой. Упражнения и бег Гарантируют успех.
8. Мы вам пели и плясали, Каблучками топали. А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали.
Недостатки казаков.
4Ведущий: Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках: «В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками». Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.
Театрализованная сценка: « Два кума»
Сценка « Два кума»
- Здорово, Грицко!
- Здорово кум!
- Ну, шо нового слыхать?
- Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)
Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.
- Брешешь!
- Та правду кажу.
- А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)
- Брешешь!
- Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.
Еду, чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а он кобылу загрыз! Во!!!
Конь у казака
5 Ведущий
Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу. У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:« На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.
Но, пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства. Сватовство казака.
6 ведущий: Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.
Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.
Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.
Чтец: Молодой казак дивчину Замуж звал, дарил цветы, А дивчина та, на диво, Была яркой красоты. - Мне колечко, да с брильянтом, Гордо молвила она. - Аллу ленту с красным бантом, А, иначе, не твоя. И смеется, и лукавит, И глядит ему в глаза. Эка, стерва, ведь обманет! Ей бы только жемчуга. А казак стегает круто
Белогривого коня. И красавице наутро Дарит кольца и шелка.
На подарки не взглянула, Их она не приняла. И лица не повернула, Гордо в горницу ушла. Не подумав, погубила Молодого казака, А вот если б полюбила
Может, счастлива была.
Классный руководитель: Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.
Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса - о ком ведётся речь?
Был бы купец, а товар есть. (невеста) В нашем жите хорош росток (о женихе). Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)
- Что означают эти русские свадебные пословицы? День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты). Не за отца отдать, а за молодца, (по любви надобно выходить, а не за богатство рода) Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты). Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Кл. рук. Мое родное Ставрополье – Орлиный солнечный простор. Люблю степей твоих раздолья, Твои папахи снежных гор. Люблю, продутые ветрами, Твои курганы и поля, Казачьи песни над дворами, Где рукоплещут тополя. Люблю орлов, парящих в сини, Колосья нив, и шум садов, И зноем пахнущие дыни На рынках шумных городов. Мое родное Ставрополье, Люблю тебя я с давних пор. Во мне живут твои раздолья, Твои папахи снежных гор.
- Ребята, понравился ли вам наш классный час сегодня?
- Что нового вы узнали?
- А захотелось ли вам еще больше узнать о казаках и их жизни?
- Вы знаете, что в нашем селе тоже жили терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в проект, который назовем «Казаки Большой Джалги».
- Договорились?
- На этом классный час закончен. Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.
2. Марков Е.Л. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб. – М.,2007.
3. Губенко О.В. Терское казачье войско в XV – XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни). – Ессентуки,2007.
4. Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX – начале XX вв. Дис. …канд. ист. наук. – Махачкала,2004.
5. Слободзинский О. Казаки. // Народы Земли. Кавказ. Народы Кавказа. Т.IV.- СПб.,2011.
6. Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.
7. Сопов А. Родина казаков: история с географией // Родина. – М.,2008.
8. Введенский Г.Э. Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.
9. Введенский Г.Э. Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры Терских казаков. – Нальчик.,2004.
11. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.