kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час: «Заходите до нашей хаты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание уважения к культуре и истории края; развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества; создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа, приблизить историю своего народа к сердцу учеников
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Заходите до нашей хаты»»















СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА


по теме: «Заходите до нашей хаты»















2017 год

Цель классного часа: воспитание уважения к культуре и истории края; 
Задачи:

  • Развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества

  • Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа

  • Приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Оборудование: 
• компьютерная презентация

Ход классного часа:

  1. Организация начала занятия:

Кл. рук. У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей

Для беленькой березки

Опушки нет родней

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя,

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.


Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А так же, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями, музыкальной культурой и обрядами.

II. Ход занятия:

Прежде всего, Родина – это наша страна, Россия.

1 чтец:  ...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»

Кл. рук.: Очень дорог нам и край, в котором мы живем.

2 чтец: Я видел Ставрополье на картинах,

в окно вагона, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинах,

Лежит на стыке четырёх ветров.

Здесь голубые облака гороха

и голубой полыни облака,

и за людьми на динамитный грохот

В степную марь торопится река.


3 чтец: Здесь мериносы ноги моют в росах

Метелки проса – словно бьют ключи

И от зари расходятся прокосы,

Широкие, прямые как лучи…

Поля вплотную подступили к сёлам

Из сёл, в разведку выслав тополя

Сады выходят воинством весёлым

И смело наступают на поля.


4 чтец: Ах, Ставрополье, синий край России!

Ты песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

Под птичий грай и перезвон овсов

Мне открывали даль твои рассветы,

А жаворонки – песни и траву…

Куда б меня ни заманили ветры-

Тебя от сердца я не оторву.


Кл. рук. На Ставрополье издревле жили терские казаки.

Откуда появилось слово «казак»?

- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)

Давайте споем песню про славных казачат - песня «Эх, казачата»

Кл. рук. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.

1 Ведущий: 
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

Внутреннее убранство казачьей хаты

2 ведущий:

Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком 

 Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских Казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

Одежда казаков:

3 ведущий:

Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В IXX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны. Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой. В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.

    В течение первой половины IXX веке сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа.

Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века были известны как смертная обувь).

    Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце IXX веке повсеместно были юбка с кофтой.    Сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

    Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Наиболее популярными были шубы. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто и кофты носили повсеместно в холодное время года.

2. Классный руководитель:
Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями и частушками.

Частушки:

1.  Говорят частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Разве только дело в моде,
Если любят их в народе.



2.  Эй, девчонки-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!



3. Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.



4. Старину мы уважаем,

старину мы бережем.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поем.



5. Ты играй, играй, гармошка,
Ты гармошка звонкая

Я девчонка боевая
С края Ставропольского.



6. Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится!



7. Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех.



8. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

 Недостатки казаков.

4 Ведущий: 
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках: «В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками».
Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.

Театрализованная сценка: « Два кума»

Сценка « Два кума» 

- Здорово, Грицко!

- Здорово кум!

- Ну, шо нового слыхать?

- Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)

Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

- Брешешь!

- Та правду кажу.

- А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)

- Брешешь!

- Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.

Еду,  чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а он кобылу загрыз! Во!!!

Конь у казака

5 Ведущий

Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.

Но, пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
 Сватовство казака. 

6 ведущий:
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.

Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.

Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.

Чтец: Молодой казак дивчину
Замуж звал, дарил цветы, 
А дивчина та, на диво,
Была яркой красоты.
- Мне колечко, да с брильянтом,
Гордо молвила она.
- Аллу ленту с красным бантом,
А, иначе, не твоя.
И смеется, и лукавит,
И глядит ему в глаза.
Эка, стерва, ведь обманет!
Ей бы только жемчуга.
А казак стегает круто

Белогривого коня.
И красавице наутро
Дарит кольца и шелка.

На подарки не взглянула,
Их она не приняла.
И лица не повернула,
Гордо в горницу ушла.
Не подумав, погубила
Молодого казака,
А вот если б полюбила

Может, счастлива была.

Классный руководитель:
Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.

Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
 - о ком ведётся речь?


Был бы купец, а товар есть. (невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
 Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)

- Что означают эти русские свадебные пословицы?
 День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
 Не за отца отдать, а за молодца, (по любви надобно выходить, а не за богатство рода)
 Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
 Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.


Кл. рук. Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.



- Ребята, понравился ли вам наш классный час сегодня?

- Что нового вы узнали?

- А захотелось ли вам еще больше узнать о казаках и их жизни?

- Вы знаете, что в нашем селе тоже жили терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в проект, который назовем «Казаки Большой Джалги».

- Договорились?

- На этом классный час закончен. Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Новомарьинский Г.  Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

2. Марков Е.Л.  Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб. – М.,2007.

3. Губенко О.В.  Терское казачье войско в XV – XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни). – Ессентуки,2007.

4. Мутиева О.С.  Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX – начале XX вв. Дис. …канд. ист. наук. – Махачкала,2004.

5. Слободзинский О.  Казаки. // Народы Земли. Кавказ. Народы Кавказа. Т.IV.- СПб.,2011.

6. Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

7. Сопов А.  Родина казаков: история с географией //  Родина. – М.,2008.

8. Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

9. Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

10. Коломиец В.Г.  Очерки истории и культуры Терских казаков. – Нальчик.,2004.

11. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  1. http://nsportal.ru/

  2. http://festival.1september.ru/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час: «Заходите до нашей хаты»

Автор: Мухортова Любовь Николаевна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час «Род наш красный» "
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyi-chas-rod-nash-krasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "170619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423576121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства