Классный час «В страну знаний. Знакомство с В.М. Шукшиным»
Цель: создать условия для праздничного настроения, дружеского взаимоотношения в коллективе, формирования знаний об актере , писателе и режиссере В.М. Шукшине.
Задачи:
способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса к учебным предметам;
познакомить детей друг с другом, с правилами поведения на уроке, в школе;
формирование личностных УУД.
Ход
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете -
Музыка всюду, улыбки и смех -
Школа открыла двери для всех.
И не грустите, девчонки, мальчишки,
По играм, затеям и сказочным книжкам,
Со школьной жизни всё начинается,
В страну Знаний мы отправляемся!
Учитель - Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! Ребята, этот день для вас очень важный: вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы научитесь писать, читать, считать, решать задачи, найдете много новых друзей. Я желаю вам удачи, успехов.
- А буду вам помогать вам в этом я, ваша учительница. Зовут меня О.Н.
Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем!
- Три-четыре! Ой-ой-ой!.... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.
Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом.
- Три-четыре! Опять что-то не то … Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?
Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот говорить лучше по одному. Это первое школьное правило. Человеку особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся слушать друг друга, всем станет тепло и уютно.
Знакомство
-Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как кого зовут. Я буду подходить по очереди к каждому из вас и давать лучик теплого солнышка. Когда вы его получите, вы поднимитесь и назовете свое имя.
- Теперь у каждого из вас есть лучик теплого классного солнышка. А чтобы вы знали, что этот лучик именно ваш, дома напишите на нем свое имя.
- Завтра принесете свои лучики, и мы создадим классное солнышко, где каждый из вас будет лучиком. А хотите, я вам открою секрет? Наш класс будет называться отрядом «Лучики». И мы создадим свой классный уголок.
- Как вы думаете, когда светлее: когда светит один лучик солнышка или все вместе? (вместе)
- Конечно, когда вместе, тогда веселее, быстрее и лучше. Поэтому, я надеюсь, вы подружитесь и будете многое делать вместе.
На части не делится солнце лучистое.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья – луча серебристого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Сегодня вы стали первоклассниками.
- А теперь скажите, первоклассники, кто из вас умеет читать?
- Вот я и проверила первое школьное правило. А как сказать, чтобы я сразу узнала, кто умеет читать? (поднять руку)
Запись: СТРАНА ЗНАНИЙ.
- Как вы думаете. Что это за страна?
- Посмотрите, вот фотография. На ней живут науки, которые мы будем изучать. Кто прочитает?
А управляет каждой страной знаний Госпожа наука. -
1 задание. Которое приготовила для вас она – загадки.
Дети отгадывают загадки.
- По стране Знаний могут путешествовать только школьники.
Посмотрим, что вы знаете о школе.
1. Стоит дом. Кто в него войдёт, тот знания приобретёт (Школа)
2. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (книга)
3. Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят (буквы)
4. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. (дневник)
5. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил (мел)
6. Сроду он не ест, не пьёт,
Песни звонкие поёт.
И с урока на урок
Подаёт свой голосок. (школьный звонок)
(Учитель звонит в колокольчик )
-Внимание! Мы отправляемся.
- О чем говорит школьный звонок? (начинается урок или перемена)
Конечно, давайте немного отдохнем.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
- Итак, мы достигли цел.
- Для вас дверь в страну знаний открывается.
- Вы уже знаете, что управляет страной знаний Госпожа наука. Она хотела у вас кое-что узнать и рассказать:
-Вы знаете как ещё называют 1 сентября? (День Знаний)
-Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется? (РОССИЯ).
- Как называется край, в котором мы живем? (Алтайский)
- Ребята, наша родина славится замечательными людьми. Один из них известный русский писатель, актер, режиссер, наш с вами земляк. (фото). Может кто-то узнал его по фото? Возьмем подсказку родителей? (Это Василий Макарович Шукшин)
- Нынче летом 25 июля исполнилось 85 лет со дня его рождения А что мы с вами знаем о его жизни, семье, судьбе и творчестве?
Где он родился? (в селе Сростки)
- Кто был в этом селе? Что примечательного? На какой реке расположено?
- С какой горы видна река и село? (Пикет)
Ежегодно на этой горе в честь памяти Шукшина проводятся шукшинские чтения.
(Родился Василий Макарович Шукшин в селе Сростки Бийского района Алтайского края 25 июля 1929 года. Это типичное для Сибири большое село, живописно расположенное в пойме р. Катуни. С середины подъема на г. Пикет открывается неописуемой красоты пойма Катуни с зеркальными излучинами ее протоков Вы все это увидите, если совершите специальную экскурсию в Сростки. Сростки - на этом месте срослись рукава Катуни. Гору Бикет сростинцы называют Пикет.)
- В.М.Шукшин прожил всего 45 лет.
За свою короткую жизнь В.М. Шукшин написал: 125 рассказов,
4 повести,
6 киноповестей,
2 романа: «Любавины»,
«Я пришел дать вам волю»,
1сказку «До третьих петухов»,
создал 5 фильмов по собственным сценариям,
сыграл 23 роли.
25 июля 20019 года – юбилей
нашего земляка – 90 лет со дня рождения и
он написал много рассказов. Кроме этого, ребята. Он был актером и режиссером. Кто такой актер? Режиссер?
- Кто знает названия фильмов, в которых он участвует?
Действительно, Василий Макарович – явление уникальное. Это актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.
Многие фильмы он снимает на нашей родине Алтае. Например, фильм «Живет такой парень» Фильм снимался на Чуйском тракте, в окрестностях сел Ая, Дубровка, Суртайка, Манжерок, Майма.
фильм «Печки-Лавочки». Съемки велись в с. Шульгин Лог (Советский район). Два кадра этого фильма снимает он в родных Сростках. А начинается фильм так: пожилая женщина повязывает на голову платок. Это мать Василия Макаровича, и сняты эти кадры скрытой камерой в доме Марии Сергеевны. В этом фильме Шукшин снял свою жену, Лидию Николаевну, дочерей Машу и Олю, племянника Сергея множество жителей села. Глядя «Печки-лавочки», можно подумать, что кинорежиссером был задуман документальный фильм о земляках. Ежедневно он возил жителей Сросток в с. Шульгин Лог на киносъемки. Шульгинлоговцы даже возмущались. Ведь они тоже могли принять участие в этом фильме. А Шукшин на это говорил: «Наши, сростинские, голосистее».
- действительно, он любил Родину.
- теперь Василию Макаравичу было бы 85, а прожил он 45 лет. Его активная творческая работа продолжалась 15 лет. Но сделано очень много. Нет с нами Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют, задуматься какие мы, что с нами происходит, они воспитывают в нас человека.
Осталась память об этом удивительном человеке. Не случайно, родное село Сростки объявлено заповедной зоной, - Вы обязательно познакомитесь с его рассказами на уроках.
Нам предлагает Госпожа Наука взять в дорогу портфель. Но для начала его нужно собрать. А что нам понадобится в Стране Знаний, вы должны решить сами. Я буду спрашивать, а вы, если согласны-громко хлопайте, если не согласны-топайте ногами.
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА) карандашей?
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
Отлично!
- Кто ответит, что же все-таки должно лежать в портфеле?Школьные принадлежности
Большая наша школа
Для вас открыла дверь.
Вы будете учиться.
Вы - школьники теперь!
С новым учебным годом дорогие ребята, родители, а также бабушки и дедушки!
6