kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час в рамках проекта «Киноуроки в школах России» по фильму «Три солнца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

развитие готовности и способности к реализации творческого потенциала в нравственной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, образования универсальной личностной установки

«становиться лучше»;

формирование понимания ценности других людей, уважения к старшим и сверстникам, значения коллективного созидательного труда в жизни человека;

решение задач общекультурного и личностного развития обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в рамках проекта «Киноуроки в школах России» по фильму «Три солнца»»

Классный час в рамках проекта «Киноуроки в школах России» по фильму «Три солнца»

Тема: Уважение

Цели занятия:

развитие готовности и способности к реализации творческого потенциала в нравственной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, образования универсальной личностной установки

«становиться лучше»;

формирование понимания ценности других людей, уважения к старшим и сверстникам, значения коллективного созидательного труда в жизни человека;

решение задач общекультурного и личностного развития обучающихся.

Планируемые результаты:

личностные

формирование ценностного отношения и уважения к людям, своему окружению (семья, сверстники, круг общения)

формирование знаний и представлений об уважении, способах его проявления, понимания сущности данного понятия, умения опираться на нравственные ценности при принятии решений в жизненных ситуациях, анализировать свои поступки, давать им адекватную оценку;

создать условия для получения эмоционального опыта детей в реакции на проявления чувств ближними, умении целенаправленно выражать свои чувства в ответ на различные внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции и откликаться на них.

метапредметные

получение опыта реального содействия в решении социально значимых задач; проявление творчества, бескорыстной помощи как выражения уважительного отношения к окружающим;

создание условия для стимулирования познавательной активности, созидательного творчества школьников;

формирование навыка осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

развитие умений выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.

Методы: информационный, частично-поисковый (эвристический), побуждающий.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности: слушание, просмотр фильма, дискуссия, обобщение, анализ информации, самостоятельная работа с информацией.

Учебно-методическое обеспечение: фильм «Три солнца», методические рекомендации, презентация, текст легенды «Три солнца», портфолио детей

Этапы занятия:

Организационный

Мотивационно-целевой

Повторение

Просмотр фильма

Динамическая пауза

Обсуждение фильма

Групповая работа

Рефлексия

Организационный этап. Сообщение темы мероприятия.

Приветствие учителя.

Проверка готовности класса к занятию, работе и восприятию содержания.

Игра «Живое слово»

В современном мире иногда теряются человеческие понятия и ценности. Об этом и пойдет речь сегодня. Я предлагаю сыграть игру «Живое слово», чтобы узнать тему нашего занятия.

Участникам раздаются буквы, из них нужно сложить слово, оно и будет темой мероприятия

Мотивационно-целевой этап.

Раскрыть сущность этого понятия нам поможет фильм с необычным и красивым названием – «Три солнца». Он был снят в Республике Чувашия, и «Три солнца» – это один из древнечувашских символов, изображенных на государственном флаге и гербе Чувашской Республики. (Слайд 2)

Повторение

Недавно мы вместе читали эту легенду, однако наши гости с ней не знакомы. Введем их в курс событий.

Назовите тему и главную мысль чувашской легенды «Три солнца»

1 ученик

Легенда повествует о людях, которые были недовольны теплом от трех солнц и уничтожили два из них, и к чему это привело

2 ученик

Легенда учит всегда задумываться над своими поступками, ведь людям пришлось приложить потом грандиозные усилия, чтобы исправить ошибки. Исправить ситуацию можно добрыми делами, чтобы вернуть доверие

- Под солнцами в легенде подразумеваются человеческие ценности, а какие, вы узнаете в конце нашего занятия

Просмотр фильма

А сейчас мы посмотрим фильм. Но сначала я попрошу вас… закрыть глаза.

Представьте себе солнце. Именно с него начинается новый день. Мы иногда даже не замечаем, как солнце влияет на наше настроение, поведение. Представьте, какое оно – теплое, доброе, приветливое. Оно делает ваш день ярче, а настроение меняется. Скажите, что вы чувствуете, представляя солнце? ( Слайд)

(Радость, хочется улыбаться, счастье, тепло, доброта, покой, уют и т.д.)

Откройте глаза. А у меня появился вопрос. Все это вы почувствовали в ответ на солнечное тепло. А можно ли испытывать такие же чувства от общения с человеком?

Получается, что источником положительных, радостных, добрых эмоций может быть и солнце, и человек – мы с вами. Вспомните, как в художественных произведениях человека сравнивают с солнцем: ясно солнышко, солнечный человек, светится как солнце, солнце моё, он будто излучает свет… Читая такие слова о человеке или слыша их о герое фильма, мы понимаем, что перед нами герой положительный.

А что значит «положительный герой»?

Это герой, который обладает лучшими человеческими качествами: доброжелательность, честность, благородство, смелость, уважение. Именно

об уважении нам расскажет фильм «Три солнца». И теперь вы уже можете догадаться, что речь пойдет о чем-то важном, что есть внутри человека – это три источника, из которых рождается уважение.

(Слайд 3) Что такое «уважение»? Обязательно ли уметь уважать? Кого нужно уважать – взрослых, друзей, животных, природу? Откуда берется уважение? Давайте посмотрим фильм, обсудим его и найдем ответы на все вопросы.

Просмотр фильма.

Динамическая пауза.

Давайте поделимся своими впечатлениями о фильме и немного разомнемся.

Поднимите обе руки вверх, если фильм вам понравился. Похлопайте в ладоши, если вы были внимательными зрителями. Встаньте те, кто запомнил имя мальчика – главного героя.

Сделайте хлопок над головой те, кто запомнил, как звали девочку, которой помогал главный герой.

Присядьте те, кто услышал рассказ дедушки о трех солнцах.

Молодцы! Вы были внимательными зрителями, садитесь на свои места, давайте поговорим о фильме и поделимся своими мыслями и чувствами.


Обсуждение фильма.

Герои фильма

Давайте вспомним героев фильма – как их зовут, кто они? Их пять – Егор, его мама Варвара Назаровна, дедушка Назар, тетя Люба, Малинка


(Слайд 4) Егор

Главный герой, как его зовут? Кто он, чем занимается?

Егор, школьник, отличник, любит играть в компьютерные игры, занимается рисованием, иностранными языками.


(Слайд 5) Мама Егора

Кто запомнил имя мамы Егора?

Варя, Варвара Назаровна. Варвара – старинное имя, достаточно редкое.


(Слайд 6) Дед Назар

Кто он – дедушка Егора? Дед Назар – знахарь.


(Слайд 7) Тетя Люба

Сестра деда Назара, тетя Люба. Какая она?

Заботливая, внимательная, добрая.


(Слайд 8) Малинка

Маленькая девочка Малинка, которой нужна помощь.


Групповая работа. Описание характера каждого героя фильма

Прием «Фишбоун»

Каждая из частей скелета рыбы имеет определенное значение:

- в голове располагается главный волнующий вопрос;

- с одной стороны на костях отмечаются основные проблемы;

- с другой стороны на костях отмечают информацию, которая является подтвержденной благодаря предоставляемым фактам;

- в хвосте располагается вывод относительно проблемы.

1 группа. Егор.

Голова. Если Егор – отличник, почему его маму вызвали в школу?

Слева - справа :

- Поведение в школе

Из-за поведения и отношения к учителю – спорит, ведет себя агрессивно, огрызается, отвлекается на уроках на игры в телефоне.

- Отношение к детям и учителю

Как рассказывает о нем его учитель: он не уважает ребят, с которыми учится, не уважает учителей, все слова ставит под сомнение, готов был драться с учителем, когда та пыталась забрать телефон.

- Лучший друг - телефон

У Егора есть друзья в школе? Как вы это поняли? «Лучший друг – телефон», - слова Егора. Он стоит в коридоре один, пока ждет маму. И, действительно, с ним только телефон.

- Сила в том, что тебя боятся

На вопрос, как к нему относятся ребята, отвечает: «Боятся, значит уважают».

Егор говорит об уважении к себе одноклассников – его боятся.

Почему, его боятся, как вы думаете?

Он ведет себя одинаково и со взрослыми, и со сверстниками – агрессивно, не проявляет дружелюбное отношение к окружающим.

- О чем мечтает Егор?

Об игровом компьютере, копит деньги, которые выпрашивает у мамы и папы.

- Отношения с родителями

А родители? Какие отношения у Егора с ними?

Скорее всего, и с родителями бывают похожие ситуации, но он старается их слушаться, чтобы получить то, что ему нужно. «Мы вырастили потребителя», - говорит отец Егора. Мальчик получает дорогие игрушки взамен за послушание.

Вывод : надо что то менять в сознании ребенка


2 группа Варвара Назаровна мама

Голова : мечта сегодня – вырастить из сына успешного человека

Слева – справа:

– бизнес-тренер,

то есть учит взрослых, как достичь успеха в бизнесе, в делах.

  • О чем мечтала она?

Мама Егора родилась и выросла в деревне, но мечтала уехать из дома и никогда туда не возвращаться. Успех – вот ее основная цель и мечта.

Уехать из деревни, чтобы стать успешной.

- Поездка в деревню

Почему мама Егора решает отвезти его в деревню, к дедушке?

Ее отца все уважают, он сильный и добрый, готов проявить заботу и внимание ко всем – к людям, животным. Варвара Назаровна уверена, что ее отец найдет подход и к своему внуку.

Вывод: повлиять на характер сына, найти подход, изменить в лучшую сторону





3 группа. Дедушка Назар

Голова : знахарь

Кто такой знахарь? Что это за человек?

Это человек, обладающий знаниями. Из того, чем он занимается, мы видим, что он достаточно образованный человек.

Слева – справа:

- Чтобы лечить животных, нужны медицинские знания.

- Он владеет народными промыслами -плетение из бересты, гончарное ремесло. Чтобы делать глиняную посуду, нужно знать, как работать с глиной, обрабатывать ее; для росписи нужны знания из области изобразительного искусства, как и с какими красками работать.

- Люди к нему идут и животные без страха

Доверие, почет

Вывод: уважение – это доверие, не связано со страхом перед человеком


4 группа. Тетя Люба.

Голова. Ведение хозяйства, благоустройство дома.

Слева – справа:

- Она, как и дед Назар, помогает людям, владеет народными промыслами. Вместе они сохраняют традиции своей родины – Чувашии.

- Тетя Люба вышивает. Вышитые национальными узорами вещи на них, в интерьере дома – это все ее труд.

- В доме с любовью хранится и память о семье

на стенах старые фотографии их родителей. Все это – уважение к своей родине, своей семье.

- Ласковый , терпеливый человек

Именно тетя Люба первая говорит Егору об уважении. Кто вспомнит ее слова?

Кто ж почет и уважение силой берет? Посмотри на деда, его ведь никто не боится, а все уважают.

Вывод : Влияние на Егора оказано


5 группа. Малинка.

Голова. Нуждается в помощи

Слева – справа:

- Сомневается, что Егор – внук Назара. Ты правда внук деда Назара?

Этим вопросом меняет поведение Егора. Появилось желание доказать, что внук

и вправду похож на своего деда.

Вывод : изменение поведения Егора


Ответы групп. Обсуждение.

Похвалить, достойны уважения

Закрепление

Итак, подведем итоги. Мы видим Егора в начале ильма непримиримым, резким, отрицательным персонажем. Что же происходит с ним в итоге?

Он меняется в лучшую сторону. Он многое узнал, переосмыслил. Он овладел радостью даяния, умением отдавать. Егор отдал накопленные деньги. А что еще может отдавать человек?

Внимание, заботу, любовь – можно делиться всем, что ты готов отдать тому, кто остро нуждается в помощи, оказался в беде, столкнулся с серьезной проблемой. Но порой просто доставить людям радость – большая ценность.


- Егор получает пятерки за знания, но отношения у него не складываются. Так что же это за волшебная сила должна ему помочь наладить эти отношения? Как вы думаете?

Доброта, забота, внимание, помощь.


- То есть, когда эти качества есть в характере человека и проявляются в его поступках, то человека сравнивают с солнцем.


- Тетя Люба говорит, что люди испытывают к деду Назару – уважение. А что это такое, как вы понимаете значение этого слова?

(Уважение – это способность человека видеть и понимать интересы, заботы окружающих, соблюдать особые правила общения .) (Слайд 9)


- Обязательно ли уметь уважать? Или возможно обойтись без этого качества?

Древний мыслитель и философ Конфуций говорил: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – выше этого нет ничего». (Слайд 10)

Из слов Конфуция мы видим, что уважать нужно каждого человека и самого себя.


- А как это – уважать себя?

Поступать так, чтобы не было стыдно за свое поведение.

А можем ли мы говорить об уважении к животным, к природе?

Мы говорили, что уважение – это способность человека видеть и понимать интересы, заботы окружающих, соблюдать особые правила общения и взаимодействия. (Определение на Слайде 9) У животных, у природы тоже есть свои интересы и правила общения. «Не навреди!» - вот основное правило общения человека с животными, природой.


Рефлексивный этап.

По словам деда Назара три солнца дарят три радости: радость познания, радость помощи и радость даяния. (Слайд 11).

Вы уже сейчас осваиваете эту науку. (Слайд 12) Посмотрите на себя со стороны, на свои поступки, достойные уважения. (презентация)

Итог.

Теперь мы знаем тайну трех солнц, и нам осталось только подумать – что еще мы можем сделать, чтобы уважение появилось и внутри вас, и окружающие уважали каждого.






























Чувашский фольклор: сказки и легенды Три солнца

Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде.

Они гуляли по Земле, и не надо было им думать о теплой одежде.

По всей Земле росли сказочные деревья, которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить "теплую жизнь":

"Очень жарко, дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить", – капризничали они.

Белобородые старики остерегали этих людей: "Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий". Но не послушались капризные люди и, позвав меткого охотника, приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: "Старики запрещают убивать солнце".

Но люди пригрозили убивать самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и, прицелившись, пустил длинную стрелу.

Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. "Убей и второе солнце", – приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей, уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.

Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья померзли и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом – пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старика за советом.

Старики ответили: "Не послушав нас, вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскресить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет. Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям, может после этого оно вернётся к нам".

"Мы готовы выполнить любые Ваши советы, лишь бы солнце к нам вернулось", – взмолились люди.

Согласились старики помочь людям и дали такой совет: "Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок, и они просят прощения, возьмет и приплывет к нам поближе".





Источник: Культурное наследие Чувашии - http://nasledie.nbchr.ru/nasledie/literatura/folklor/skazki/tri-solntsa/


Радость познания – что это?

Познавать можно и через учебу, науки, и через дело. Любое дело требует знаний.

Приведите пример, когда в деле не обойтись без знаний.

Радость помощи – это что? Радость помощи – кому мы можем помочь, кто нуждается в вашей помощи?

Близкие, родные люди, ваши друзья и одноклассники, животные и природа – помочь можно тогда, когда ты внимателен к окружающему и у тебя отзывчивое, доброе сердце.

Радость даяния – как это понять?

Радость даяния, умение отдавать. Егор отдал накопленные деньги. А что еще может отдавать человек?

Внимание, заботу, любовь – можно делиться всем, что ты готов отдать тому, кто остро нуждается в помощи, оказался в беде, столкнулся с серьезной проблемой. Но порой просто доставить людям радость – большая ценность.



Тайна трех солнц – это три радости. Но почему Егору грустно, а дед Назар на его вопрос отвечает, что радость – это очень серьезная штука? Давайте попробуем разобраться.

Есть очень близкие понятия – радость и удовольствие. Как вам кажется, в чем отличие?

Давайте на примерах разберемся, где радость, а где удовольствие? В каждой паре поступков определите, что приносит человеку радость, а что – удовольствие? (Слайд 16)

Скушать что-то вкусное на обед (удовольствие) - Приготовить вкусный обед для семьи (радость)

Сходить с другом в театр (удовольствие) - Сводить младшую сестру в театр (радость)

Накормить бездомного котенка (радость) - Поиграть с бездомным котенком (удовольствие)

В чем отличие радости от удовольствия? Как вы поняли?

Радость и удовольствие – это положительные эмоции, но они сильно отличаются друг от друга. Удовольствие человек получает от внешних источников – покупки новой вещи, вкусной еды. Это временное чувство.

Радость возникает от ваших собственных действий, приложенных усилий в деле, совершенном для кого-то из чувства любви или сопереживания. Это чувство живет внутри долго, но главное – способно сильно изменить человека и его окружение к лучшему.

Настоящая радость – это очень сложный путь, на котором ты совершаешь поступки. А когда оглянулся назад – на себя, свои дела, и видишь достойный результат, которым можно гордиться, и понимаешь, что сделал все, что мог, то внутри рождается радость от уважения к самому себе. А люди начинают уважать человека, обладающего такой волшебной силой трех солнц.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час в рамках проекта «Киноуроки в школах России» по фильму «Три солнца»

Автор: Розум Алёна Алексеевна

Дата: 09.02.2022

Номер свидетельства: 599935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства