Просмотр содержимого документа
«Классный час:"Учимся жить дружно" 1 класс»
Классный час в 1 классе
Тема: «Учимся жить дружно!» (По итогам проектно – частично - исследовательской деятельности).
Цель: ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных друзей в жизни человека; формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
Задачи:
* Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе, нести ответственность за конечный результат.
* Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
* Развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Оборудование: словарь Ожегова, цветная бумага, ножницы для вырезания «сердечков», ,рисунок новогодней ёлки для украшения, карточки со словами, разрезные буквы, костюмы сказочных героев, тексты детских песен о дружбе, подборка пословиц и поговорок о дружбе
Использованы: словесные (беседа), практические (тренинги), игровые, наглядные методы воспитания.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассные, групповые, парные
Предварительная подготовительная работа.
За месяц до проведения мероприятия дети по желанию были распределены на группы и получили задания:
1 группа: Сформулируйте законы (правила) ДРУЖБЫ
ВСЕМ!
1. Посмотреть в словаре значение слова ДРУЖБА и выучить.
2.Подобрать слова – качества человека, необходимые для дружбы, и наоборот, препятствующие дружбе.
2 группа: Выучить стихи о ДРУЖБЕ
3 группа: подготовить сценки о ДРУЖБЕ
4 группа: песни о дружбе (названия, 1 куплет с припевом)
5 группа: Найти и прочитать рассказы о ДРУЖБЕ, подготовиться к анализу поступков главных героев, умение задавать вопросы по тексту
Ход классного часа
Учащиеся рассаживаются группами. Мероприятие проходит на фоне мелодий песен о дружбе.
Актуализация знаний(3 мин).
- Доскажите слово.
Мы в беде друг другу помотаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мне … (дружба)
- Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
/Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./
- Какое слово у вас получилось? /Слово «дружба»./
Сообщение темы и цели классного часа СЛАЙД 2
- Наш классный час называется «Учимся жить дружно».
- Чем мы сегодня будем заниматься? Выполнили ли вы проекты своих заданий? Как подбирали материал? Где искали информацию?
Обобщение ответов учащихся. Формулировка задач урока: сегодня мы узнаем, что такое дружба, что же нужно для того, чтобы жить дружно)
Определение позиций и понятия «дружба»
- «Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
- Определите свою позицию:
- «Дружба в классе не нужна»
- «Дружба в классе нужна».
- Почему вы считаете, что дружба в классе нужна?
- Что это такое? (Высказывания детей)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
СЛАЙДЫ 3,4,5
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Учитель. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
СЛАЙД 6.
4. В рамках реализации проекта «Учимся жить дружно»:
* Разучивали стихи и песни о дружбе.
* Искали книжки и рассказы о дружбе.
* Подбирали пословицы, поговорки.
* Составляли рассказы о дружбе
* Объединились в дружные семейки, помогаем друг другу.
* Подружились
В рамках реализации проекта «Учимся жить дружно» распределили здания: СЛАЙД 7.
1 группа: сформулируйте законы (правила) ДРУЖБЫ
2 группа: выучить стихи о ДРУЖБЕ
3 группа: подготовить сценки о ДРУЖБЕ
4 группа: песни о дружбе (названия, 1 куплет с припевом)
5 группа: подбирали рассказы о ДРУЖБЕ
Защита проектов. Сегодня мы проверим, что же вы приготовили на урок, как выполнили задания.
а) Итак, 1 группа: сформулируйте законы (правила) ДРУЖБЫ
Дети приводят свои высказывания. Правила дружбы оформлены на доске.
Законы дружбы СЛАЙД 8, 9
* Не обзывай и не унижай своего друга.
* Помогай другу в беде.
* Умей с другом разделить радость.
* Не смейся над недостатками друга.
* Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
* Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
* Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
* Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
* Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Ты дружбу не купишь за деньги Её не найдешь просто так, Ведь дружба, как золото ценна А так же не всем по зубам.
Она — это то, что не каждый За жизнь себе сможет сыскать, Но если нашел, береги же Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно Найти тот единственный свет, Что выслушать сможет тебя же, И дать тебе нужный совет!
в) Проверяем задание 2 группы: выучить стихи о ДРУЖБЕ.
5 учеников читают стихотворения о дружбе .
г) Выступают учащиеся 3 группы: подготовить сценки о ДРУЖБЕ (Ролевое моделирование.)
1.- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении. (Инсценировка стихотворения) «Кто кого обидел первым?»
Кто кого обидел первым? Он меня! Нет, он меня! Кто кого ударил первым? Он меня! Нет, он меня! Вы же раньше так дружили! Я дружил! И я дружил! Что же вы не поделили? Я забыл! И я забыл!
Обсуждение. - Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Сценка «Ябеда» Тронь её нечаянно – сразу: – Караул! Альбина Николаевна, он меня толкнул! Ой, я укололась, – слышен Сонин голос Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы: – Голова болит… Я бы полежала бы – мама не велит, Сговорились мальчики: – Мы откроем счет Сосчитаем жалобы– сколько будет в год Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
Сценка «О дружбе».
Ведущий:
Как-то заинька трусишка,
Зайка - серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку,
Зайка лиску увидал,
Как осинка задрожал.
А лисочка - то хитрит
И зайчишке говорит:
Лиса:
Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья.
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму.
Заяц:
Ой, боюсь, боюсь тебя,
Съешь ты, лисонька, меня!
Ведущий:
Только треснул вдруг сучок,
Слышит лиска голосок:
Еж:
Не пожмешь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то под дам!
Ведущий:
Видит зайка из-под елки
Выбегает еж из норки,
Палкой он лисе грозит
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лиску и видали
д) Игра «Это я, это я, это все мои друзья» – Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (Это я, это я, это все мои друзья) – Кто из вас своим трудом украшает класс и дом? – Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки? – Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться? – Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? – Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? – Кто играя в волейбол, забивает в окна гол? – Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру? – Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
е) Отчёт 4 группы: песни о дружбе (названия, 1 куплет с припевом)
«Улыбка» (м/ф «Крошка енот»)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся
Сонный лес проснётся в тищине
И захлопает в зелёные ладошки
И тогда наверняка вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке...
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой! Здорово, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, земля. Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, земля.
Когда мои друзья со мной
Если с другом вышел в путь Веселей дорога Без друзей меня чуть-чуть А с друзьями много Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной Когда мои друзья со мной
Песенка о дружбе
Пусть поёт нам ветер веселей, Пусть нам солнце ласковое светит. Кто имеет на земле друзей, Тот не зря живёт на белом свете. Припев: Раз, два, горе – не беда, Унывать не надо никогда! Выше нос, и хвост держи трубой, Знай, что верный друг всегда с тобой!
Песенка о дружбе. Из мультфильма «Четверо с одного двора»
Дружит с солнцем ветерок И роса с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою!
* Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
* Старый друг лучше новых двух.
* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
* Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
*Один за всех – и все за одного.
*Друг познается в беде.
*Без друга на душе вьюга.
з) Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь! На зарядку становитесь! Справа – друг и слева – друг! Вместе все – в веселый круг! Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!
и) Отчёт 5 группы: сочинения (рассказы) о ДРУЖБЕ
к) Анализ ситуаций из рассказов для детей о дружбе
«Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые . Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
-Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
-Кого из девочек можно назвать настоящим другом?
(Ответы детей)
"Синие листья" В.А. Осеева
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Мышка и лягушка.
Однажды подружились лягушка и мышка. Расставаясь, мышка сказала:
- Заключили мы дружбу , а теперь расходимся по своим делам. Ну а если появится срочное дело или мы захотим просто встретиться, как же мы сможем найти друг друга? Давай придумаем, как будем оповещать один другого.
- Хорошо, ответила лягушка, – давай к нашим лапкам привяжем ниточку. Если кто из нас понадобится другому, то нужно будет просто потянуть за ниточку, так мы и встретимся.
Они так и сделали, дергали за ниточку и часто встречались. Однажды мышка бегала по полю. Ее увидел орел, налетел, схватил и унес в небо. Следом за мышкой ниточка потянула и лягушку. Увидели ее подружки – лягушки и заквакали:
- Что это тебя понесло в небо, наверное, не по своей воле летишь? - Понесла меня в небо дружба, которую не стоило заключать, – крикнула им лягушка. А орел съел и лягушку и мышку, которым нужно было знать, что дружить надо с ровней.
Рассказы для детей о дружбе. В.А. Осеева
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.
Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.
л) Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Обобщение ответов детей.
м) Тренинг по определению положительных качеств, необходимых для дружбы:
Искренность, открытость; Сочувствие;
Добрый
Умение выслушать; Интерес к делам и переживаниям другого; Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; Готовность прощать; Умение признавать свои ошибки; Умение принимать советы; Умение хранить секреты.
Отзывчивый
Черствый
Искренний
Враждебный
Рассудительный
Лживый
Ласковый
Любознательный
Общительный.
- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.
н) Теперь я предлагаю вам на цветной бумаге нарисовать вашу ладошку, вырезать и вырезать и передать их своему другу, или тому, с кем бы ты хотел подружиться. ( Больше всех «ладожек» получили Волкова Вероника, Алексанян Мелана)
Так как наш классный час проходит в канун Нового года. Я предлагаю вам вырезать из разноцветной бумаги по сердечко, написать пожелания и украсим нашу новогоднюю ёлку. Ёлочка согреется теплотой ваших сердец.
о) Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.
- Дети под музыку передают друг другу карандаш. Как только музыка останавливается, ученик, у которого оказался карандаш, садится на «волшебный» стул. Остальные учащиеся называют положительные качества ребёнка.
п) Книги для чтения о друзьях и дружбе СЛАЙД 13
7. Итог занятия.
- Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
- Что вам понравилось больше всего?
- Дружба помогает нам достигать высоких результатов во многих мероприятиях. СЛАЙДЫ 14 -17