Знакомит учащихся с основным документом "Всеобщая декларация прав человека", воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Твои права и обязанности"»
"Твои права и обязанности"
Цели и задачи:
познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;
научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход мероприятия:
Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Всеобщая декларация прав человека”, она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. Давайте познакомимся с этой книгой.
Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.
Это слова из “Всеобщей Декларации прав человека”. Она написана для того, чтобы люди знали свои права.
Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.
А ещё в “Конвенции ООН о правах ребенка” сказано:
Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.
Такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.
Наверное, ребята, у вас возник вопрос, почему же Декларация называется всеобщей? Она называется “всеобщей, так как написана для всех.Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника. В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром. Я приведу вам сказочный пример:
“Ничего-ничего,– сказала фрёкен Бок, – у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми”.
– Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?
Учащиеся: Домомучительница.
Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.
(На доске появляется новое положение.)
Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.
Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?
Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
(На доске появляется надпись)
Ребенок не обязан быть “как все”.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию. Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?
Учащиеся: Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А. Толстой.
Ведь в Конвенции сказано:
Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.
А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.
– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!
– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Учащиеся: Это сказка “Три поросенка”.
Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?
Учащиеся: Конечно, волк!
Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:
Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.
Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы. Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?
Учащиеся: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.
Ученик: А вот что говориться об это в Конвенции:
Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.
Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, – высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: “Мал ещё, помалкивай!” Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
Видите, не любят все страны – Члены Организации Объединенных Наций, когда дети грубят и ругаются!
Ученик: И на этот случай у вас есть пример?
Конечно. Кто в сказке Г.Х. Андерсена “Голый король” не боялся сказать королю правду?
Учащийся: Это был ребенок. А более точно это сформулировано так:
Ребенок имеет право на свое собственное мнение.
Ученик: И может быть, у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка… И маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Может кто-то скажет, что это невозможно.
А я ещё раз повторю, что каждый может иметь собственное мнение.Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора. Накануне каждому классу было дано задание самостоятельно придумать памятку: “Как должен вести себя ученик с учеником” и “Как должен относиться учитель к ученику”. Посмотрим, что же у нас получилось.
Ученики: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.
2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.
3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.
4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.
6. Главное учитель не должен унижать достоинства ученика.
Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.
Литература:
Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края по проведению урока «Права человека»
Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 г.
Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.
Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.