Классный час «Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения»
Классный час «Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения»
Цель классного часа: познакомить с ценностями Паралимпийского движения, воспитание бережного и ответственного отношения к своей жизни и жизни людей с ограниченными возможностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Классный час предназначен для учащихся 3-4 классов.
Цели: познакомить с ценностями Паралимпийского движения, воспитание бережного и ответственного отношения детей к своей жизни и жизни людей с ограниченными возможностями.
Задачи:формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, спорту; формирование у учащихся гражданско-патриотических чувств на примерах достижений чемпионов Паралимпиады.
Оборудование: карточки со словами, карточки для работы в группах, видеозапись сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик».
Ход классного часа:
- Здравствуйте! Я приветствую всех на классном часе.
-Послушайте волшебные слова и скажите из какого они произведения.
-Вспомните первые шесть желаний. (Высказывания детей)
-Была ли Женя счастлива, потратив их? Почему? (Ответы детей)
-Какое желание было последним? (Ответы детей)
-Посмотрите фрагмент из сказки и скажите, что вы узнали о мальчике.
(Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. — Мальчик, мальчик, как тебя зовут? — Витя. А тебя как? — Женя. Давай играть в салки? — Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. — Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. — Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.)
(Высказывания детей)
-Да, ребята, мальчик был инвалидом.
-Сегодня мы поговорим о людях c инвалидностью, о ценностях Паралимпийского движения.
(На доске карточки «инвалидность», «ценности»)
-Остановимся на первом определении.
-Кто такие люди c инвалидностью и что такое инвалидность?
-Прочитайте первый текст на карточке №1. Сравните свои рассуждения.
Карточка №1.
Инвалидность - это состояние человека, при котором из-за болезни, полученной травмы или от рождения ему сложнее совершать определенные действия. Некоторые из людей с инвалидностью могут передвигаться, лишь используя инвалидное кресло, а некоторые в результате болезни или несчастного случая потеряли руку или ногу. Среди людей с инвалидностью есть незрячие или слабовидящие люди.
Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости.
-Кто из вас общался с людьми c инвалидностью? (Высказывания детей)
-Какие чувства вы испытывали? (Высказывания детей)
-Как человек становится инвалидом? (Высказывания детей)
-Как люди, общество относятся к инвалидам? (Высказывания детей)
-Людям с инвалидностью тяжело жить в современном мире, но среди них есть те, которые не хотят мириться с таким положением. Они ведут борьбу с собой, своим увечьем и достигают при этом поразительных результатов.
(Работа в группах.)
-Прочитайте об этих людях в тексте. (Карточка №2)
-Расскажите, что вы узнали о них. (Высказывания детей)
Карточка №2(первая группа)
Алексей Ашапов - высокий и сильный, настоящий «русский богатырь». Всю жизнь профессионально занимался волейболом. В тяжелой аварии он потерял ногу. Тогда Алексею казалось, что жизнь закончилась, он почти потерял надежду. Но вскоре он решил, что пора начать новую жизнь и стал заниматься спортом: попробовал себя в легкой атлетике. Сейчас мы знаем Алексея как одного из лучших паралимпийских спортсменов страны, чемпиона и рекордсмена Паралимпийских летних игр 2008 года в Пекине. Алексей Ашапатов - наша гордость!»
Карточка №2(первая группа)
Карточка №2(вторая группа)
Фигуристка Елена Бережная на тренировке получила очень серьёзную травму головы (партнёр задел её коньком). Ей пришлось заново учиться разговаривать, ходить. Но Елена Бережная справилась и вернулась в фигурное катание и даже стала олимпийской Чемпионкой на олимпиаде в Солт Лейк Сити в 2002 году.
Карточка №2(третья группа)
В 2000 году волейболист Сергей Тетюхин попал в страшную автокатастрофу. Врачи боролись за его жизнь. Но Сергей вернулся в спорт. Да как! Уже в 2004 году его признали лучшим и в Европе. А в 2012 на летней лондонской олимпиаде Сергей стал олимпийским чемпионом в составе нашей сборной команды.
Карточка №2(четвёртая группа)
Римма Баталова - инвалид по зрению. Её имя внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Она выиграла 13 золотых олимпийских медалей. Кроме того, в её активе 16 побед на чемпионатах мира и 39 на первенствах Европы.
(Высказывания детей)
- В спорте не бывает успехов без проблем. А для людей с инвалидностью любая победа даётся ещё сложнее и к любой победе спортсмены идут десятилетиями, преодолевая все трудности, которые встречаются на пути. Проблемы, успехи – все это путь развития спортсмена, это его внутренний рост. Наши спортсмены не являются исключением. Очень многим пришлось пройти очень тернистый путь к своим победам, мы можем только восхищаться их воле и мужеству.
- Как называются соревнования для людей с инвалидностью? (Паралимпийские игры - это самые престижные спортивные соревнования для людей с инвалидностью.) (На доске карточка Паралимпийские игры)
-Каким должен быть человек с инвалидностью, чтобы добиться больших побед? (ответы детей)
-Вернёмся ко второму определению. («ценности»)
- Как вы это понимаете?
-Прочитайте определение на карточке №1.
-Ребята, паралимпийских ценностей четыре:смелость, равенство, решимость, вдохновение (карточки на доске). Остановимся на них.
(Работа в группах.)
-Каждая группа попробует определить о какой ценности говорится в вашем тексте и выберет соответствующую карточку. (Карточка №3)
Карточка №3 (первая группа)
Каждодневное преодоление трудностей, включение в борьбу за высшие результаты. Она всегда нужна, чтобы сделать первый шаг. Вы знаете, как трудно решиться первый раз войти в холодную воду. Чтобы начать заниматься спортом, людям с инвалидностью тоже нужна . Она помогает преодолевать препятствия и побеждать. Ответ: смелость.
Карточка №3(вторая группа)
Это одна из основных паралимпийских ценностей, потому что паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без инвалидности. Все люди разные, но у всех равные права. Ответ: равенство.
Карточка №3(третья группа)
Она связана с такими качествами характера, как ответственность и сила воли. Она помогает спортсменам изо дня в день ходить на тренировки, преодолевать трудности и продолжать заниматься несмотря ни на что. Ответ: решимость.
(решимость)
Карточка №3(четвёртая группа)
Часто, чтобы сделать что-то, требуется особое настроение. Его и называют . Оно помогает поэтам писать стихи, художникам - писать картины, а паралимпийским спортсменам - одерживать победы. Ответ: вдохновение.
- Давайте послушаем, что получилось у каждой группы.
-Да, ребята, это главные ценности Паралимпийского движения.
-Вы все слышали фразу «чемпионами не рождаются, ими становятся». И это на самом деле так: каждый может добиться спортивных успехов, участвовать в соревнованиях различного уровня, поставив перед собой цель, и следуя ей. Спортсмены с инвалидностью, такие же обычные люди, как и мы с вами, в них нет ничего необычного и мифического.
-Помните, ребята, что «человек с инвалидностью» — такой же человек, как и мы, только жизнь его гораздо сложнее, чем у нас.
- Закончить наш разговор мне хотелось бы притчей «Наберись смелости и сделай попытку».
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.
Множество властных и мудрых мужей окружило его.
“О, мудрецы, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. “Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть её?” – спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут её открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один визирь подошёл к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал её сдвинуть и наконец резко толкнул ее. О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил: “Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку”.
-Желаю вам удачи и успехов! Спасибо за внимание!
Список литературы и Интернет источников.
Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности-равные права» Авторы-составители: С. А. Прушинский, М. Ю. Перфильева
Книга «Разные возможности — равные права. Что такое Конвенция о правах инвалидов». Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.