Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью
Оборудование:
Карточки с названиями продуктов для работы в парах;
Карточки с названиями блюд для работы в группах;
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми.
Еще древнегреческий философ Сократ (470 - 399 лет до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма.
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими – то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому образу жизни.
1. Здоровый образ жизни, что это такое? Пожалуйста, выскажите свою точку зрения. (ответы детей)
Соблюдение режима дня.
Соблюдение режима питания, правильное питание.
Закаливание.
Физический труд.
Соблюдение правил гигиены. « Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще»
Скажем нет вредным привычкам (употребление алкогольных напитков, табакокурение).
Правильная организация отдыха и труда.
- Сейчас мы послушаем диалог учителя и ученика.
У: - А ты Вова, знаешь, что такое режим?
Вова: - Конечно! Режим … Режим – куда хочу, туда скачу!
У: - Режим это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
Вова: - Даже перевыполняю!
У: - Как же это?
Вова: - По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!
У: - Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
Вова: - Знаю, подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.
У: - Хорошо ….
Вова: - А можно еще лучше!
У: - Как же это?
Вова: - Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.
У: - Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
Вова: - Не вырастет!
У: - Это почему же?
Вова: - Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
У: - Как это с бабушкой?
Вова: - А так: половину – я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
У: - Не понимаю – как это?
Вова: - Очень просто, подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка, умывание - бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я.
У: - И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…..
Мы послушали с вами диалог, правильно ли понимание мальчика о режиме дня?
А как вы думаете ребята, что такое режим дня? ( ответы детей)
Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток, чередование бодрствования и сна, работы и отдыха.
Мы с вами говорили на уроках окружающего мира о режиме дня, чтобы быть здоровыми вы должны соблюдать его.
-Зачем человек ест? ( Ответы детей)
Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек «пищей», как вы это понимаете? (ответы детей)
Вывод: человеку необходимо питаться.
Игра: « Полезное – неполезное»
Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:
Сколько раз в день необходимо питаться? ( ответы детей)
Завтрак
2 завтрак
обед
полдник
ужин
«Прежде чем сесть за стол, я подумаю, что съесть» - почему так говорят?
Каждому человеку для нормальной работы необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.
Давайте построим пирамиду здорового питания, состоящую из пяти групп пищевых продуктов. Важно помнить два принципа:
Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.
Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.
Мы говорили, что на завтрак лучше съедать медленные углеводы, например, молочную кашу. Можно сырники, оладьи, яйцо, овощные салаты.
На обед обязательно едим первые блюда, мясо или рыбу.
В полдник можно съесть булочку, печенье, едим фрукт.
Ужин должен быть лёгким: запеканка, омлет, рыбка.
А сейчас поработаете в группах. Ваша задача: выбрать блюда для завтрака, обеда и ужина.
1 группа: Овсяная каша с курагой, сыр, хлеб, чай с лимоном.
Яйцо варёное, салат из свёклы, кисель.
Салат из капусты и моркови, борщ, куриная котлета с картофельным пюре, компот.
Кефир с печеньем и апельсин.
Творожная запеканка с джемом, какао.
2 группа: Сырники с яблоком и сметаной , чай.
Морковный салат с сыром и сметаной, отвар фруктовый.
Салат из редиски с яйцом, рассольник, рыбная котлета с цветной капустой, морс.
Молоко с творожной булочкой и яблоко.
Омлет с овощами, напиток из шиповника.
3 группа: Молочная рисовая каша с изюмом и какао.
Кабачковые оладьи, сметана, кисель.
Салат из огурцов, овощной суп, тушёная печень с рисом. Компот.
Йогурт с творожным печеньем и груша.
Блины с творогом и изюмом, молоко.
(Обсуждение выполненной работы коллективное.)
Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех – пяти раз до двух, неправильном распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 655 от всей пищи, положенной на день. А ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед и лишь 20% должны принадлежать ужину.
За многие годы были сформулированы три основных правила в питании: разнообразие, умеренность, своевременность.
Витамины.
Еда бывает разной: Вкусная – невкусная, любимая –нелюбимая, полезная – неполезная. Но во всех продуктах есть витамины и минералы. Витамины получили свое название от латинского слова «Вита» - жизнь, т.е они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как у человека у каждого витамина есть свое имя.
Недостаток витаминов всегда дает знать о себе. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов – состояний, вызванных недостатком витаминов. Это быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это – следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.
Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами – увеличение потребления овощей и фруктов.
1. Витамин А очень важен для зрении, Содержится в молоке, яйцах, горохе,
сливочном масле, облепихе.
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
2. Витамин В способствует хорошей работе сердца, отвечает за то , чтобы было хорошее настроение. Встречается В зернах, ржаном хлебе, орехах, картофеле, фасоли, бобах, горохе.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
3.Витамин Д укрепляет организм всего тела, Развитие костей и зубов.
Встречается в рыбьем жире, яйцах, молоке, сливочном масле. Витамин Д
может образовываться в организме человека под влиянием солнечных лучей.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить!
Он спасает от болезней.
Без болезней проще жить!
Витамин С укрепляет организм, оберегает от простуды, Делает человека
сильным и выносливым. Встречается в лимонах, апельсинах, сладком перце,
клюкве, капусте и луке.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Рациональное питание.
Рациональное питание – одно из составных частей здорового образа жизни и фактора продления активного периода жизнедеятельности. Рациональное питание быстро растущих детей , особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
Надо отметить. Что рациональное питание школьников не сводиться только к «доброму употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов.
Игра «Какие продукты растительного происхождения, а какие – животного происхождения?»
Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Мойте фрукты и овощи перед едой.
Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов. Из которых приготовлена пища. И конечно тех, кто приготовил вам еду.
Выбери слова для характеристики здорового человека
1 группа: Овсяная каша с курагой, сыр, хлеб, чай с лимоном.
Яйцо варёное, салат из свёклы, кисель.
Салат из капусты и моркови, борщ, куриная котлета с картофельным пюре, компот.
Кефир с печеньем и апельсин.
Творожная запеканка с джемом, какао.
2 группа: Сырники с яблоком и сметаной , чай.
Морковный салат с сыром и сметаной, отвар фруктовый.
Салат из редиски с яйцом, рассольник, рыбная котлета с цветной капустой, морс.
Молоко с творожной булочкой и яблоко.
Омлет с овощами, напиток из шиповника.
3 группа: Молочная рисовая каша с изюмом и какао.
Кабачковые оладьи, сметана, кисель.
Салат из огурцов, овощной суп, тушёная печень с рисом. Компот.
Йогурт с творожным печеньем и груша.
Блины с творогом и изюмом, молоко.
Кроссворд
По горизонтали 4. Синьор- … 5. Овощ , содержащий большое количество крахмала 8. Ее плод- велок 10. Любимый фрукт обезьян
По вертикали 1. Упало на голову Ньютону 2. Фиолетовый фрукт 3. Оранжевая красавица , живущая в земле 6. Зеленый овощ с пупырками 7. Фрукт похожий на лампочку 9. Большая зеленая ягода