kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час по краеведению (игра-путешествие) «Интеллектуальная экспедиция «В поисках «Истоков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час был запланирован рамках воспитательной программы класса « Познай себя, свой край, свою страну» и проведен в первом классе. Для проведения мероприятия был подобран материал с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по краеведению (игра-путешествие) «Интеллектуальная экспедиция «В поисках «Истоков»»

МОАУ «СОШ № 35 г. Орска»


Классный час по краеведению

(игра-путешествие)

«Интеллектуальная экспедиция «В поисках «Истоков»

Кубрякова Н.С., учитель нач.классов

Аннотация

Краеведение - одна из важнейших и актуальных проблем в современной общеобразовательной школе. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в свою "малую" родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос. Краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Систематические занятия с обучающимися по ознакомлению с родным краем, его культурой, природными богатствами способствуют воспитанию любви и уважения к родниковому краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, В наши дни остро ощущается необходимость возрождения национальной культуры, отечественных корней.

Данный классный час был запланирован рамках воспитательной программы класса « Познай себя, свой край, свою страну» и проведен в первом классе. Для проведения мероприятия был подобран материал с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса.

Актуальность данной темы классного часа возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой Родины.

Малая Родина для ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории города, области и, конечно, это люди.

Изучение своей малой Родины необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Уяснить неразрывную связь, единство истории своей малой Родины, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживается на протяжении всего занятия. Использовались разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «малая родина». Учащиеся 1 класса рассуждали о том, что значит малая родина, в чем должна проявляться ответственность перед малой родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу малой родины.

Было приятно сделать вывод о том, что ребята осведомлены об истории своего города.

Учащиеся были организованны, дисциплинированны и активны. В ходе классного часа проводилась работа над развитием речи учащихся. Планируемые результаты классного часа удалось полностью реализовать

Завершая классный час, учащиеся согласились с мнением, что изучая историю своей малой родины, отдавая дань уважения своим землякам, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего города, области, каждый может гордиться своей малой родиной.




Цель: гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.


Задачи: 

1.Расширить представление учащихся о понятиях «Родина», «Отечество», «родной край», «патриот».

2.Развивать познавательный интерес к истории родного края.

3.Способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы.

4.Подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатства нашего края.

5.Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.

Формируем УУД:

Личностные:

- способствовать формированию эстетических чувств, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель занятия.

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.

Коммуникативные:

- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Форма проведения: интерактивная игра

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с кроссвордами, фишки для распределения по группам, картинки – пазлы, ватманы, заготовки текстов, таблицы: знаю, хочу узнать, узнал, музыкальное сопровождение, раздаточный материал к конкурсу «Достопримечательности родного края»; гимн РФ, герб, флаг города Орска, Оренбургской области; презентация «Мой Орск»; шары 3-х цветов, музыка к песне «Голубой вагон» В. Шаинского, , к/карта Орска, 3 мозаики «Герб Орска», листочки и карандаши

Ход:


I. Вводная беседа.

-Сегодня наш классный час будет посвящен очень важной для каждого человека теме. А какой вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.

За околицей цветут

Белые ромашки,

Жаворонки поют

Над широкой пашней.

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже... (Родины)

Тема нашего классного часа: Классный час по краеведению (игра-путешествие)

«Интеллектуальная экспедиция «В поисках «Истоков»

II.Ассоциативный куст.

- А с чем у вас ассоциируется слово Родина? Это слово на доске. Дети высказывают свои предположения. (Родители, дом, любовь, патриот, родная страна, природа, родные люди, детство).

КЛАСТЕР

КЛАСТЕР:

Приложение 1

р одная страна

природа

д етство

Родина

п атриот

любовь

родные люди

дом


- Россия самая большая в мире страна. Простирается на много тысяч километров.
Для всех людей, живущих на ее просторах, Россия не просто страна, это наша Родина.
- От какого слова произошло слово «родина». (Ответы детей: «род», «родиться»)(СЛАЙД №1)
III. Приём «ЗХУ»-ЗНАЮ,ХОЧУ УЗНАТЬ,УЗНАЛ

- Слово «Родина» сопровождает нас с раннего детства и не покидает до конца жизни.
Для каждого из нас есть своя, близкая и понятная только нам Родина. Для одних Родина -это вся страна (СЛАЙД №2), для других - наш край, область (СЛАЙД №3), для третьих- наш город, поселок (СЛАЙД №4).

Перед вами лежат таблички ЗХУ. Напишите в таблице, пожалуйста, что вы уже знаете по этой теме а, что хотели бы узнать. Кто хочет рассказать, что записал?

Приложение 2

Таблица « Знаю. Хочу узнать. Узнал».

З

Знаю

Х

Хочу узнать

У

Узнал














В мире много о Родине сказано и написано красивых слов. Предлагаю вашему вниманию, свое любимое стихотворение о Родине нам расскажет Саликбаева А.

2.Основная часть.

Родиной зовётся...

Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый...

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Родиной

Зовётся!..

Есть такое слово,

Нет его дороже:

В нём — поля и горы,

В нём — сады и рощи...

Вспомнив это слово,

Сердце сладко бьётся,

В жизни это слово —

Родиной

Зовётся!

Учитель.

- Ребята, как вы думаете, что обозначает слово Родина? Где об этом можно прочитать? Ответы детей. Такой словарь есть у Насти, и она получила домашнее задание подготовить информацию о значении слова Родина.

Выступление Хомчак А.

Слово "РОДИНА" - произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-А само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода.

Родина - это и Отечество, страна, и место рождения человека.

Родина - это земля, роднее которой нет и быть не может; Родина - это земля наших семей, наших родных, наших родичей, наших предков, из поколения в поколение с любовью, самоотвержением, а главное, верой и правдой трудившихся и живших на ней, наш родной край.

III. Приём «Дерево предсказаний».


IV.Работа с притчей 

- Ребята послушайте притчу о Родине и ответе на такой вопрос:

- Почему для каждого человека Родина очень дорога?

- Объясните смысл пословицы: « Где родился - там и сгодился»

- Какие еще пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

1.Притча о Родине ( Чистякова А.)

         Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
         Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
         Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
         Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
         Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
         Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
         Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
        - «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
         Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
         Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
         А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
        Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
         И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,которое не купишь ни за какие богатства мира.
        Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

2.Купец и соловей ( Стрижак Л.) Азербайджанская притча

Однажды некий купец поймал в лесу соловья и принёс его домой. Заказал он прекрасную клетку из золота, украсил её драгоценными камнями — одно загляденье. Посадил купец соловья в эту клетку. Нанял специального слугу, чтобы присматривал за птицей. Сад купца благоухал от множества всевозможных цветов. Посреди сада был бассейн из белого мрамора с семью фонтанами. Купец приказал повесить клетку с соловьём в тени рядом с бассейном и каждый вечер приходил полюбоваться птицей.

А соловей всё время пел печальные песни и грустил. Купец нашёл человека, понимающего язык птиц, и попросил его узнать причину грусти соловья.

— Господин купец, — говорит человек, знающий язык птиц, — соловей тоскует по родине, по родному гнезду, по свободе. Он поёт: «Лучше нищим быть в отчизне, чем корона на чужбине».

Видит купец, что соловей с каждым днём чахнет. Открыл он клетку и выпустил птицу на волю. Сели на коней купец и человек, знающий язык птиц, и поскакали вслед за соловьём. Перелетел соловей через горы, пролетел над долами, купался в речках, пил воду из ключей, полетел к дуплу в лесу, влетел в него и воскликнул:

— Ах, родина! Как ты прекрасна!

И запел соловей весёлую песню, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево.

— Удивительно, — говорит купец, — я держал его в золотой клетке, среди роз, кормил, поил, а ему дупло нравится больше.

— Господин купец, — сказал человек, знающий язык птиц, — не удивляйся. Каждому дороги родина, отчий дом. Соловей здесь свободен. Свобода превыше всего.

Примерные ответы детей.

Родина любимая – мать родимая.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

На чужой стороне и весна не красна.

Тот герой, кто за родину горой.

Родина начинается с семьи.

В народе говорят, что каждый человек, который по- настоящему любит свою Родину, должен знать ее историю, особенности природы и достопримечательности.

Я предлагаю проверить, что вы знаете о своей Родине.


V. « Путешествие по нашему городу»
1-Как называется наш край, область? (Урал. Оренбуржье)
2-Как называется наш город, поселок? (Орск, п. Степной (Гудрон))

Нашему городу Орску в этом году -286 лет. В 2020 году мы отмечали юбилей,285 лет.

Мы сегодня с вами отправимся в заочное путешествие по городу. Угадайте на чем?
-Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон. ( трамвай)
Правильно, на трамвае. Во время путешествия вы будете отвечать на вопросы, выполнять задания и зарабатывать жетончики, а по возвращению определим, кто лучше знает о городе.
Пока же я в Орске хочу все увидеть.
Я очень люблю по Орску гулять.

1. Игра «Пассажир трамвая»
Проходим в трамвай (встаем в колонну, беремся за пояс впереди стоящего и изображаем движение колес), присаживаемся. Давайте, вспомним о правилах поведения в общественном транспорте. Чтобы дорога была веселей, поем песню « Любопытный горожанин» (мелодия « Голубой вагон»).
1куплет:
Если настроенья почему-то нет,
Ели загрустили мы опять,
Я беру друзей с собой и горсть конфет
И иду по городу гулять.
Припев: В городе, в городе жизнь всегда бьет ключом,
Некогда городу нашему скучать.
Здорово, здорово, и тоска нипочем.
Все мне о городе хочется узнать.
2куплет:
Почему назвали улицу такой?
И шоссе назвали почему?
Льются почемучки из меня рекой.
Может разберусь я что к чему?
Припев:
3куплет:
Сколько площадей у нас и сколько школ?
И какой открылся здесь музей?
Я еще ответы не на все нашел,
Но хочу найти их поскорей.
Мы проезжаем по красивым улицам города.
Задание: Назовите, как можно больше названий улиц г. Орска. Проверяем. (У кого больше слов, тот и получает жетон-билет трамвая)


-Сколько районов в городе?
-В каком районе мы живем?
2. Остановка « Центр»
Итак, мы приехали в центр города. (СЛАЙД №5)
- Как называется площадь, на которой мы находимся? ( Комсомольская площадь)
- Какие еще площади есть в нашем городе? (пл. Гагарина, Шевченко)
- Какие достопримечательности находятся на главной площади Орска? (Здание администрации города Орска) (СЛАЙД №6)


Задание: Собери мозаику (картинку-герб г. Орска)-«работа в группе»
-Что получилось? (Герб Орска)
-Расскажите, что изображено и что означает каждый предмет.
-А теперь посмотрите левее здания администрации.
-Как называется это здание? (Драмтеатр) (СЛАЙД №7)
-В честь кого он назван? (А.С.Пушкина)
Задания группам:
1. Перечислите сказки А.С.Пушкина.
2. За минуту времени участник, которому я скажу на ушко название сказки, должен изобразить ее, чтобы другие догадались, о какой сказке идет речь. Выигрывает тот, кто первым даст правильный ответ.
Ведущий: - Что находится прямо за зданием драмтеатра (ЦПКиО им. ПОЛЯНИЧКО) (СЛАЙД №8)
Так как мы находимся в парке, то конкурс будет подвижным.

3.Подвижная игра «В парке развлечений»

Задание: В игре выбирается водящий. Остальные игроки, становясь друг за другом, образуют круг, в середине которого - водящий. Игроки ходят по кругу, пока водящий не назовет несколько имен участников, например: «Катя, Владик». Игроки с этими именами должны быстро поменяться местами друг с другом. В тоже время водящий тоже старается занять одно из временно освободившихся мест.
Если ему это удалось, опоздавший игрок временно становиться водящим, который может назвать за один раз одновременно не только два, но и три и более имен. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

4. «Возвращение»

Наш трамвайчик отправляется назад. Рассаживаемся по местам.
Ведущий: Ребята, посмотрите в окно. Мы проезжаем по мосту, который раскинулся над рекой. (СЛАЙД №9)
- Как называется эта река? (Урал)
- Кто знает другое название реки? (Яик. Переименован в 1775 году приказом императрицы Екатерины, чтобы с тереть воспоминания о восстании Е. Пугачева)
Кстати о царе.
Скажите, как Петр1 образно назвал Петербург? («окном в Европу»).
Наш Оренбургский край он назвал «ключом и вратами в Азию».
-Как вы думаете, почему?
Правильно. Оренбургская область находится на границе Европы и Азии. Условная граница проходит по реке Урал, которая протекает через всю область и делит ее на Европу и Азию.
Разминка: Представьте себе, что мы находимся на мосту, который символично соединяет 2 части света (мелом провожу черту по полу). Одна команда- жители Европы. Другая команда- жители Азии.
Хотите одновременно оказаться и в Европе и в Азии. Встаньте со своих мест и шагните одой ногой за черту. Вот вы и оказались одной ногой в Европе, другой в Азии. Некоторые жители нашего города живут в Европе, а на работу приезжают в Азию. И наоборот.
- Какая река главная в нашем городе? (Урал- 3 по величине река в Европе)
- Названия каких еще рек, протекающих в нашем городе вы знаете? (Орь, Елшанка)
- Чем они являются для Урала? (Притоки)
- Какие еще притоки Урала знаете? (Кумак, Суундук…)
5.Задание: ИГРА «Река Урал»

Покажите течение Урала. Русло реки часто меняет направление, поэтому движемся между кеглями. 5 человек изображают р. Урал, оббегают все препятствия, возвращаются и прихватывают притоки (1человек-1приток). Кто во время течения отсоединился, тот проиграл. Кто дойдет до устья реки, тот получает жетон.

6. Остановка « Вокзал»

Едем дальше. Чтобы ответить на вопрос, какая остановка следующая, отгадайте загадку.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди – кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытья поездов?
Того мы приглашаем в зал,
Что называется … (вокзал) (СЛАЙД №10)
Вокзал-это очень важная часть города. Отсюда орчане едут на работу и на отдых в другие города и страны на пассажирских поездах. А товарные поезда привозят и увозят все то, в чем нуждается человек. У многих из вас родители или другие родственники работают на Ж/Д. Поэтому вы много о ней уже знаете.
7. Проект « Я люблю г. Орск»

Я О

Р

С

К

К







Ребята, мы прибыли в пункт назначения. ( Юсупова Л.-стихотворение)
ВОЗМОЖНО, ЕСТЬ И ЛУЧШИЕ КРАЯ,
НО МНЕ ДОРОЖЕ, КРАСОТОЙ НЕБРОСКОЙ,
УРАЛЬСКИЙ ГОРОД, РОДИНА МОЯ,
КОТОРЫЙ НАЗВАН БЫЛ КОГДА-ТО – ОРСКОМ !!!
Погорелова Юлия








8.Конкурс. «Коллаж»

-У вас на столах лежат рисунки и надписи разной тематики. Ваше задание

найти рисунки и соответствующие надписи на тему: «Достопримечательности родного края» и оформите коллаж.

Тысячи таких городов и маленьких деревень и составляют нашу огромную страну – РОССИЮ.
Вы видите на стенде, что Орск, также как и область и, конечно же, как и страна имеет свой герб и флаг.
8. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Ребята вы все большие молодцы, хорошо потрудились на уроке.

Какое у вас настроение после совместной нашей работы?

Я попрошу вас снова обратиться к табличке, в последней колонке укажите, что нового вы узнали на уроке о родном крае. Кто хочет рассказать, что написал?

Таблица « Знаю. Хочу узнать. Узнал».

З

Знаю

Х

Хочу узнать

У

Узнал


9.Рефлексия. «Цветик - семицветик.» 
Игра “Что отдашь Земле родной?”

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).

- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Закончить наш урок я хочу словами К. Паустовского

Родная земля - самое великолепное, что дано для жизни. Её мы должны беречь и охранять всеми силами своего существования.

Итог.

Много вы сегодня услышали и узнали об Орске, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё много нового. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню об Орске.








9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кубрякова Наталья Станиславовна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства